«Мир стоял на грани ядерной войны» 70 лет назад закончилась корейская война. Почему полуостров по-прежнему расколот?
00:01, 27 июля 2023Фото: RV Spencer / Interim Archives / Getty ImagesРовно 70 лет назад, 27 июля 1953 года Северная и Южная Корея заключили перемирие, положившее конец кровопролитной войне, ставшей трагедией для всего корейского народа. Однако полноценный мир так и не пришел на корейскую землю. Война формально продолжается, и уже несколько десятилетий Корейский полуостров разделен на два враждебных друг другу государства. О причинах и последствиях одного из самых кровопролитных военных конфликтов со времен Второй мировой войны, разлучившем миллионы семей, — в материале «Ленты.ру».
Роковая параллель
Фото: Bettmann / Getty Images
Для миллионов корейцев окончание Второй мировой войны и разгром Японии означали завершение 35-летней японской оккупации и надежду на скорое светлое будущее. Еще в 1943 году США, Великобритания и Китай условились предоставить бывшей японской колонии полную независимость. Но в августе 1945 года, под занавес военных действий, Соединенные Штаты и СССР решили на время переходного периода разделить Корею на две зоны вдоль 38-й параллели: временное управление на южной части полуострова отходило американской стороне, а северной — советской.
Временную границу, которая по сей день разделяет Северную Корею и Южную, придумали еще японские оккупационные власти: войска, находившиеся к северу от 38-й параллели, подчинялись командованию Квантунской армии, а к югу — 17-й армии.
Ее же затем предложили два американских полковника Крис Бонстил и Дин Раск, которым было поручено срочно очертить границы будущей американской зоны. Офицеры осознавали, что подобное разделение «не имеет смысла ни с экономической, ни с географической точки зрения», однако 38-я параллель проходила в 50 километрах к северу от Сеула, и военные решили, что было бы неплохо, чтобы административный центр остался в пределах зоны влияния США. СССР не возражал.
Идеологический раскол
Фото: Sgt. John Babyak, Jr. / Interim Archives / Getty Images
В США и СССР изначально исходили из того, что разделение будет временным, и в скором времени Корея вновь объединится. Но между вчерашними союзниками возникало все больше идеологических и политических противоречий, переросших в холодную войну и борьбу за сферы влияния.
В 1946 году, еще до обретения Севером государственности, там из нескольких партий была сформирована Трудовая партия. В 1947 году Организация Объединенных Наций (ООН) приняла резолюцию о создании временной рабочей группы для проведения на Корейском полуострове всеобщих выборов в Конституционную ассамблею.
Однако советская администрация не допустила группу на подконтрольные ей территории, и выборы прошли лишь на Юге. Там же в августе 1948 года была провозглашена Первая республика Южной Кореи. В ответ на Севере в сентябре того же года была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Власть в новых государствах была передана советским и американским ставленникам: на Севере — Ким Ир Сену, а на Юге — Ли Сын Ману. По обе стороны границы воцарилась диктатура — коммунистическая и антикоммунистическая.
Единство огнем и мечом
Фото: Interim Archives / Getty Images
Ни в Пхеньяне, ни в Сеуле не хотели довольствоваться границей, установленной вдоль 38-параллели. Оба режима стремились объединить Корею, но каждый хотел сделать это под своим руководством. В 1948 году американские и советские войска покинули Корейский полуостров, и уже к осени того же года в приграничных районах начались регулярные столкновения между северокорейскими и южнокорейскими военными. За два года в них погибло более 10 тысяч корейцев.
Тем временем в Северной Корее постепенно готовились к полноценному вторжению. На протяжении нескольких лет Ким Ир Сен активно продвигал идею военного захвата Южной Кореи, в том числе в беседах с советским лидером Иосифом Сталиным, но тот указывал на недостаточную подготовку и оснащенность северокорейской армии. Кроме того, в СССР не хотели нарушать договоренности с США и создавать очаг напряженности.
Барабаны войны
Фото: Keystone / Getty Images
Но к 1950 году холодная война достигла пика. На Дальнем Востоке у коммунистического блока был перевес после победы Мао Цзэдуна над Гоминьданом в 1949 году, и власти новой Китайской Народной Республики (КНР) пообещали Ким Ир Сену поддержку. В Северную Корею вернулись этнические корейцы — ветераны китайской гражданской войны — и пополнили ряды армии нового государства, а СССР оказывал КНДР активную военную помощь.
Кроме того, в январе 1950 года государственный секретарь США Дин Ачесон, говоря про «американский оборонный периметр» в Тихом океане, не упомянул Корейский полуостров. Это, вероятно, подтолкнуло СССР наконец одобрить нападение КНДР на Южную Корею. Впрочем, существует и другая точка зрения: вероятно, в Кремле, напротив, расставили сети для США, рассчитывая втянуть их в конфликт в Азии.
Детали военной операции были окончательно согласованы весной 1950 года, а на рассвете 25 июня 75 тысяч северокорейских солдат под прикрытием артиллерии перешли 38-ю параллель.
Несостоявшийся блицкриг
Поначалу ситуация складывалась в пользу северян. Уже 28 июня войскам КНДР удалось захватить Сеул. Правительство Ли Сын Мана, вероятно, не выстояло бы, если бы в ситуацию не вмешались Соединенные Штаты.
Президент США Гарри Трумэн решил не обращаться к Конгрессу за разрешением на вступление в боевые действия, вместо этого он обратился к ООН. 25 июня Совет Безопасности принял резолюцию с призывом к КНДР прекратить вторжение, 27 июня — еще один документ, дававший государствам — членам ООН санкцию на вступление в конфликт. А 7 июля Совет Безопасности принял резолюцию, которая рекомендовала всем желающим передать свои военные силы под объединенное командование под руководством США. В коалицию вошли 16 государств, еще 41 государство направило военную помощь. Контингент действовал под флагом ООН.
Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Советский Союз мог бы наложить вето на эти резолюции, но в 1950 году советский представитель бойкотировал заседания Совбеза в ответ на отказ заменить гоминьдановского представителя в ООН на делегата из КНР. В СССР настаивали, что решения, принятые международной организацией в отсутствие ее делегата, незаконны и противоречат Уставу ООН. Резолюции ООН по корейскому вопросу до сих пор остаются одними из самых спорных документов за всю ее историю.
Война под эгидой ООН
Фото: Keystone / Getty Images
Первые недели военному контингенту ООН, состоявшему преимущественно из американских военных, не удавалось как-то повлиять на ситуацию. За июль и август армии КНДР удалось продвинуться вглубь территории Южной Кореи, оттеснив силы Ли Сын Мана и ООН на самый юг корейского полуострова, в район портового города Пусан. К августу под контролем армии КНДР оказалось 90-95 процентов территории Южной Кореи.
Однако к началу осени США и союзникам удалось существенно нарастить и укрепить свою группировку в районе Пусана — так называемый Пусанский периметр, который КНДР безуспешно пыталась прорвать. В середине сентября американский морской десант высадился в порту Инчхон неподалеку от Сеула, в тылу рассредоточенной по полуострову северокорейской армии.
Контрнаступление, сопровождавшееся мощными авиационными и артиллерийскими ударами, застало северян врасплох. Уже 25 сентября силы ООН вошли в Сеул, а 8 октября американские военные перешли 38-ю параллель. Вскоре пала и северокорейская столица, а правительство Ким Ир Сена было вынуждено бежать в горный город Канге и обратиться за помощью к союзникам — СССР и КНР.
Вступление в войну Китая и СССР
С конца октября 1950 года, получив одобрение Кремля, в боевые действия вступил Китай — правда, в качестве не официальной армии, а в качестве «китайских народных добровольцев», захотевших помочь братской Корее. СССР воздержался от участия в наземных сражениях, но выделил союзникам поддержку с воздуха: в войне участвовало около 70 тысяч служащих Военно-воздушных сил СССР. Подразделения под флагом ООН были вынуждены отступить на юг, к 38-й параллели, и оставить Пхеньян.
Все последующие военные действия были сосредоточены вдоль 38-й параллели: противники поочередно переступали роковую границу, Сеул еще раз пал и вновь был освобожден контингентом ООН. Началась война на истощение, сопровождавшаяся насилием против гражданских, расстрелами военнопленных и многочисленными военными преступлениями.
В ходе войны американцы проводили интенсивные бомбардировки северокорейских городов. «Они сровняли страну с землей. Они разрушили каждый город», — рассказывает Майкл Робинсон, профессор восточноазиатских исследований и истории Университета Индианы. Из-за ковровых бомбардировок, по признанию командующего Стратегическими силами ВВС США Кертиса Лемея, погибло 20 процентов населения Северной Кореи.
Крайняя мера
В эти роковые месяцы между сторонами возникло опасное стратегическое равновесие: ничто не могло радикально переломить ситуацию в чью-либо пользу, кроме крайнего шага — ядерного удара. Гарри Трумэн и его советники задумывались о возможности применения ядерного оружия еще в начале боевых действий. В конце 1950 года, когда ситуация на фронте складывалась не в пользу США и их союзников, командующий контингентом ООН Дуглас Макартур запросил 34 атомные бомбы и подготовил список целей. «В эти критические дни мировое сообщество находилось на последней грани, отделявшей его от ядерной катастрофы», — пишет ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов.
Опасаясь возможной реакции СССР (к тому времени уже тоже обладавшего ядерным оружием, но официально так и не вступившего в Корейскую войну), Гарри Трумэн ответил отказом. Это усугубило противоречия между американским президентом и генералом Макартуром, снискавшим авторитет в качестве командующего войсками США на Тихоокеанском фронте. Генерал не раз нарушал приказы президента и пытался спровоцировать перенос боевых действий на территорию Китая. В апреле 1951 года Гарри Трумэн освободил Дугласа Макартура от его обязанностей и назначил новым командующим силами ООН генерала Мэтью Риджуэя.
Перемирие без мира
К лету 1951 года обе стороны осознали, что война вряд ли закончится чьей-либо однозначной и сокрушительной победой. Переговоры о перемирии с переменным успехом шли два года. Импульс переговорам придала смерть Сталина в марте 1953 года: в Москве началась борьба за власть, и там стало не до Корейского полуострова — Президиум ЦК КПСС проголосовал за прекращение боевых действий. 27 июля 1953 года в пограничном городе Пханмунджом было заключено соглашение о прекращении огня; линия фронта была зафиксирована вдоль все той же 38-й параллели, а вокруг нее была установлена демилитаризованная зона шириной четыре километра — последний сохранившийся до сего дня реликт холодной войны.
В войне США потеряли примерно 30 тысяч человек убитыми и еще 100 тысяч ранеными. Потери других стран — участниц коалиции ООН составили более 17 тысяч человек, в том числе 3 тысячи погибших. Китай потерял убитыми, по разным подсчетам, от 180 до 400 тысяч человек, тогда как СССР — примерно 300 офицеров и солдат. Основные потери понесли корейцы: по обе стороны 38-й параллели погибло до 4 миллионов человек, в основном гражданского населения.
По подсчетам историков, за три года войны США сбросили на территорию Северной Кореи около 635 тысяч тонн бомб, в том числе более 30 тысяч тонн напалмовых (для сравнения: 503 тонны бомб были сброшены на всем Тихоокеанском фронте во время Второй мировой). Авианалеты почти полностью уничтожили десятки городов, разрушили энергетическую и ирригационную инфраструктуру на полуострове.
В заложниках прошлого века
Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images
Попытка Ким Ир Сена объединить Корею военным путем потерпела неудачу, и война лишь закрепила раскол полуострова на два независимых и враждующих государства.
Угроза атомной бомбардировки оставила отпечаток на дальнейшем политическом курсе Ким Ир Сена: после войны северокорейский лидер взялся за развитие собственной ядерной программы. В октябре 2006 года его сын Ким Чен Ир успешно испытал первую в истории КНДР ядерную бомбу. В последующие годы Северная Корея еще пять раз провела ядерные испытания, разработала водородное оружие и существенно расширила арсенал: по подсчетам Стокгольмского института исследования проблем мира, к началу 2023 года северокорейцы уже обзавелись 30 ядерными бомбами и способны произвести еще больше.
Сейчас Корейский полуостров, кажется, бесконечно далек от воссоединения. И в прошлом, и в нынешнем веке правительства обеих Корей не раз пытались проложить путь к примирению, но безуспешно. Война на Корейском полуострове формально не завершена, Юг и Север до сих пор отказываются признать друг друга суверенными государствами, а миллионы корейцев остаются заложниками закончившейся десятилетия назад холодной войны.