15 сентября одному из самых известных врачей на российском телевидении, ведущему программы «О самом главном» на телеканале «Россия 1» Александру Мясникову исполняется 70 лет. Доктор Мясников широко прославился в период пандемии COVID-19, когда стал главой центра мониторинга ситуации с коронавирусом оперштаба по борьбе с инфекцией. В 2020 году его признали самым цитируемым врачом в России: именно тогда миллионы жителей страны начали прислушиваться к его советам о том, как оставаться бодрым и здоровым, несмотря ни на что. В интервью «Ленте.ру» доктор рассказал, как поддерживает физическую форму и что на самом деле значит здоровый образ жизни, а также объяснил, чем отличается молодой человек от старого.
«Лента.ру»: Как вы поддерживаете спортивную форму? Есть ли у вас какие-то секреты, которые помогают оставаться молодым?
Александр Мясников: Для того чтобы оставаться молодым, надо быть молодым, надо чувствовать себя молодым — это самое главное. Когда ты молод, тебе интересно все: двигаться, ставить какие-то достижения, спортивные в том числе, бороться с самим собой, регулярно заниматься спортом. И еще раз — ты должен быть в душе молодым, должен быть ребенком. Если ты старый в душе — у тебя уже ничего не получится.
— Вы не раз говорили, что каждое утро делаете берпи. Какие еще упражнения помогают вам сохранять форму? Каким спортом вы занимаетесь?
Самое мое ненавистное упражнение — это берпи на время. Просто так, не на время, берпи делать еще допустимо. Но на время, с секундомером, когда секунды бегут так быстро, что ты еще не начал дышать, а уже нужно делать следующий сет — это ужасно.
Каждый день я занимаюсь по 2 часа 15 минут. Я делаю 150 берпи за 15 минут, подтягиваюсь либо 100, либо 150 раз, в зависимости от других упражнений. Канат для меня тоже обязательный — поднимаюсь на руках. Делаю упражнения для живота, отжимаюсь на кольцах, на брусьях.
Еще сейчас я вернулся к штанге. Я всю жизнь занимался со штангой с очень хорошими показателями для своего возраста, потом получил травму плеча, и вот уже два месяца как возвращаюсь. Да, понятно, это будет в ущерб берпи, потому что штанга отнимает много сил. Но пока у меня не было штанги, я делал упор на упражнения со своим весом.
Обожаю борьбу, бокс в меньшей степени, любительски занимаюсь. А еще люблю фридайвинг — нырять без акваланга. Я начал заниматься этим видом спорта где-то лет десять назад. Максимально я нырял на 29 метров, на 25 я могу и сейчас нырнуть. Ну и, конечно, вертолетный спорт. Я в 65 лет получил права частного пилота, летаю, очень мне это нравится.
— В 2021 году вы покорили Эльбрус, годом позднее Килиманджаро, есть ли у вас в планах взятие новых вершин?
До Эльбруса я сначала поднялся на Тибет — это вокруг Кайласа, там высота как раз Эльбруса — 5600 метров. Затем Эльбрус, Килиманджаро. Потом ребята пошли на пик Ленина на Памире, но я не пошел и до сих пор об этом жалею. Не пошел не потому, что боялся не дойти, а потому, что после этого мне нужно на восстановление около двух месяцев.
В октябре хотел опять-таки пойти в Непале на шеститысячник, такой, не очень тяжелый, но, к сожалению, по рабочим моментам не могу. Но я думаю, что пойду зимой. В Мексике есть вулкан, ребята тоже собираются, может быть, и туда отправлюсь.
— Вы не раз рассказывали, что ваш день начинается с пяти утра. Ранний подъем — это обязательное условие здорового образа жизни?
Для меня ранний подъем является обязательным условием здорового образа жизни. Кто рано встает, тому бог дает. Если я даже занимаюсь той же гимнастикой или чем-то еще в 10 утра, то у меня уже нет такого пика. Ты встаешь и ты впитываешь утро в себя. Встающее солнце дает тебе силы.
— Согласны ли вы с цитатой из произведения «Мастер и Маргарита» писателя Михаила Булгакова: «Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих»?
Абсолютно согласен. Мы возводим в абсолют здоровый образ жизни, а это неправильно. Тогда получается уже не здоровый образ жизни, а другая крайность, когда ты живешь и соблюдаешь эти правила ради правил. Так не получится, тут должен быть симбиоз. Это не должно быть искусственно — это должно быть естественно.
— Как вы считаете, в каком возрасте людям, которые курят и выпивают, лучше всего спохватиться и начать думать о здоровье?
Господь дал нам резервы где-то до 40 лет. После 40 лет все усложняется. Сначала мы живем в том резерве, в котором нас с завода выпустили, на гарантии, а после 40-45 уже все серьезно.
Вообще, никогда не поздно начать следить за своим здоровьем. Если вы собрались умирать в 70 лет, то тогда надо спохватываться в 40. Но если вы решили жить до 120 лет — никогда не поздно.
— Какие три разрушающие здоровье привычки вы можете назвать?
Первая привычка, которая разрушает здоровье, — сидеть на попе ровно. Вторая — подвергаться унынию, и третья — относиться к вещам избыточно серьезно. Все-таки, как говорится, делай что должно, и будь что будет. Все-таки каждый человек должен понимать, что все будет не по его воле, и быть немного фаталистом — это необходимое условие для здоровья.
— Вы не раз рассказывали о пользе кофе для здоровья. Пьете ли вы сами кофе и как относитесь к мифам об этом напитке?
Я сам пью кофе, прекрасно пью. Не зря я кофе рекламирую, да и не только я. Существуют серьезные научные исследования, которые подтверждают пользу этого напитка. А многие до сих пор думают, что кофе — это вроде как шампанское по утрам. Многие пьют и думают, что грешат, но это не так.
— Сегодня под здоровым питанием часто подразумевают низкокалорийную пищу. Согласны ли вы с таким определением? Что значит для вас здоровое питание?
Здоровое питание — это не только низкокалорийная пища, это именно взвешенное питание. У меня мама всегда говорила: нет полезной пищи или вредной пищи, есть тот или иной образ питания. Если вы питаетесь правильно, то ничего страшного, что вы иногда себе позволите что-то лишнее. Что значит правильный образ питания? Полкило овощей, полкило фруктов, немного рыбы, курицы, немного молочных продуктов, продукты из цельных зерен, немного красного вина — то есть средиземноморская диета.
На этом фоне можно и пельмешек съесть, и тортика — почему нет? А если вы пельменями и тортиками питаетесь постоянно, но иногда будете добавлять себе брокколи, то никакая брокколи вам не поможет.
— От какого продукта вы бы рекомендовали обязательно отказаться всем?
Отказаться нужно от сладких пирожных — от трансжиров, которые приносят только сплошной вред.
— Есть ли в вашем рационе «суперпродукты», которые вы могли бы посоветовать россиянам регулярно употреблять для поддержания здоровья?
В моем рационе есть овощи, фрукты, рыба и птица — это я ем регулярно, каждый божий день, и всем советую.
— Что бы вы посоветовали россиянам, которые хотят прожить долго и оставаться всегда в хорошем настроении и физическом состоянии?
Двигаться, понимать, что в будущем все будет абсолютно не так, как вы думаете сегодня. Все наши предположения — это бред, всегда все будет по-другому. Поэтому не заморачивайтесь, верьте в свою судьбу, судьбу страны, судьбу своих близких, не давайте стрессам себя задушить и помните: им всем выгодно держать нас всех в хроническом стрессе.
Вы читаете СМИ, вы же видите, какой настрой идет в СМИ? Поэтому не читайте газет, не смотрите новости. Когда что-то серьезное случится, вам сообщат, вы это узнаете. Каждый день мониторить новости не стоит, поэтому двигайтесь, не зацикливайтесь. И верьте в светлое будущее.
— Какой совет вы можете дать тем, кто очень хочет начать вести активный образ жизни, но не может перебороть лень? Бывают ли у вас у самого приступы лени? И если да, то как вы с ними боретесь?
Вся моя жизнь — это борьба с ленью. И она будет продолжаться до последнего дня моей жизни. Каждый день думаешь об одном: зачем мне все это нужно, и перебарываешь себя. Я занимаюсь физической нагрузкой только затем, чтобы получить удовольствие от того, что я себя все-таки преодолел. Преодолевать себя — это самое классное.
Чем, собственно, старый человек отличается от молодого? Только тем, что у него ресурс выработан, и у него теоретически остается меньше дней жизни. И то в сегодняшнем мире — это не факт. Скажем так, да, у него остается меньше дней, и у него, соответственно, больше болячек, больше хронических болезней.
Например, если мы возьмем сегодняшний день: я выпил таблетки, которыми я контролирую давление, выпил таблетки от повышенного сахара. Я не думаю, что будет завтра, я живу сегодняшний день, как будто я молодой. Я не думаю, что меня скоро не станет, что у меня будет рак, у меня скоро операция или еще что-нибудь.
Когда я ходил в горы, инструктор по восхождениям Эд Халилов мне говорил, когда я уставал: «Ты можешь сделать еще один шаг?». Я говорю: «Еще один могу», а он мне: «А потом еще один и еще один». Надо жить в отсеке сегодняшнего дня, не думать, что будет завтра. А сегодня, что ты, что пожилой человек, что молодой, — мы чувствуем себя одинаково. Но только при одном условии: если пожилой приложит усилия к тому, чтобы нормализовать все то, что у него осталось, хотя бы на один сегодняшний день.