Люди по всему миру пересаживают себе чужие фекалии. Зачем нужна эта странная процедура и кого она способна спасти?

Фото: Photoroyalty / Shutterstock / Fotodom

Трансплантация фекальной микробиоты для многих пациентов является последней надеждой на выздоровление. Пересадку кала от здорового человека больному рекомендуют при тяжелых инфекциях толстой кишки, но перспективы внедрения этого метода намного шире — от лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта до рака, от ожирения до болезней Паркинсона и Альцгеймера. Как содержимое унитазов стало надеждой на новый медицинский прорыв и причиной как минимум одного летального исхода — в материале «Ленты.ру».

Донорский стул в пакете

Режиссер из Лондона Адриенн Грирсон практикует трансплантацию донорских фекалий с 2015 года. По ее словам, с поставками биоматериала ей помогала подруга, которая приносила их в пакете прямо к ней домой. Грирсон разбавляла содержимое физраствором и вводила получившуюся смесь в свой кишечник. По ее словам, эта не самая приятная процедура была единственным средством, помогавшим ей жить без мучительных обострений колита, которые буквально приковывали ее к постели и делали нетрудоспособной.

Грирсон вспоминает, что ужасные симптомы желудочно-кишечной инфекции, такие как сильная диарея, рвота, боль и высокая температура, преследовали ее с детства. Со временем антибиотики перестали помогать, и она почти перестала выходить из дома. Именно тогда, по словам режиссера, она наткнулась в интернете на информацию о трансплантации фекальной микробиоты. Она сразу же нашла клинику, где проводили экспериментальное лечение, и оплатила 10 процедур. «На третий день мне показалось, что кто-то включил мой мозг — так же, как это раньше делали антибиотики», — говорит Грирсон. Вскоре пересадка фекалий стала для нее привычной процедурой, которую она проводила каждые три месяца сначала в больнице, а потом и просто в своей ванной комнате.

Фото: hxdbzxy / Shutterstock / Fotodom

Хотя врачи не рекомендуют заниматься самолечением и уж тем более самостоятельно вводить биоматериалы других людей, история исцеления Грирсон далеко не уникальна. Домашний метод пересадки кала от родственников, друзей, партнеров пробуют сотни людей, измученных заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Врачи предупреждают, что трансплантация должна проходить в больницах, с соблюдением протокола, но саму фекальную терапию не критикуют.

По словам гастроэнтеролога, гепатолога и терапевта филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково Андрея Якушева, трансплантация микробиоты кишечника — это перспективное направление исследований. С ее помощью врачи пытаются изменить течение таких болезней, как язвенный колит, болезнь Крона, депрессия, сахарный диабет и даже ожирение. Результаты этих исследований обнадеживающие, говорит Якушев, но окончательные выводы делать рано, так как нужны более тщательные и обширные исследования.

Пока безопасность и эффективность метода надежно доказана только для одной болезни — клостридиального колита, он же псевдомембранный колит, или колит, вызванный Clostridium difficile. В тяжелых, не поддающихся другим методам случаях без трансплантации фекальной микробиоты не обойтись

Как работает этот метод?

Трансплантация фекальной микробиоты считается новым и экспериментальным методом лечения. Однако знали о нем очень давно. Еще в IV веке врач традиционной китайской медицины по имени Гэ Хун успешно лечил пациентов с пищевым отравлением и тяжелой диареей с помощью суспензии из человеческих фекалий, которую называл «желтый суп». На Западе методику стали применять в XVII веке, но не на людях, а на животных. Итальянский анатом Фабрициус из Аквапенденте лечил больных особей, пересаживая им кишечные бактерии здоровых животных.

На людях методику опробовали в 1958 году. Тогда американские врачи с помощью клизмы ввели фекалии здорового человека пациенту с кишечной инфекцией и вылечили его. Были и другие задокументированные успешные случаи фекальной трансплантации, но, хотя метод и работал, объяснить причину этого никто не мог.

Лишь последние десять лет благодаря достижениям молекулярной диагностики стало возможно изучение микробиоты. Сейчас мы значительно лучше понимаем ее состав и роль в поддержании здоровья

Андрей Якушевгастроэнтеролог, гепатолог, терапевт

Исследования последних лет подтвердили, что пользу приносят не сами фекалии, а содержащиеся в них колонии микробов. Если об этом и подозревали раньше, то в любом случае явно недооценивали важность этого живого сообщества. Оказалось, что половина клеток в человеческом теле — это клетки бактерий, которые воздействуют не только на процесс пищеварения, но и на работу мозга, нервной системы и иммунитета. Понимание роли бактерий в функционировании организма открыло огромные возможности для создания принципиально новых методов лечения депрессии, аутизма, болезни Альцгеймера, аутоиммунных заболеваний, кишечных инфекций, цирроза печени и даже рака.

30
триллионов

бактериальных клеток находится в организме человека

Постепенно люди поняли, что разные виды микробных популяций по-разному воздействуют на организм. Так, некоторые микробы способны усиливать воспаление и воздействовать на уровень инсулина в крови, проще говоря, вызывать диабет второго типа и ожирение. Другие виды кишечного микробиома усиливают или снижают эффективность лекарств от рака и повышают риск развития онкологических заболеваний.

Фото: Unsplash

Хотя врачи теперь знают, почему содержимое кишечника так сильно влияет на здоровье людей и даже на настроение, предсказать, как трансплантация фекалий повлияет на конкретного человека, по-прежнему невозможно. Например, в 2017 году врачи отделения гастроэнтерологии в китайской провинции Гуанчжоу с удивлением обнаружили, что у их 86-летнего пациента после пересадки донорского кала стала зарастать залысина на затылке, исчезла седина и к тому же пропали признаки депрессии. И это помимо того, что удалось устранить основную проблему пациента — боль в кишечнике и диарею. В статье, опубликованной двумя годами позже, врачи отметили, что все положительные изменения произошли именно благодаря донорской микробиоте, которая устранила дисбактериоз в кишечнике.

Однако сюрпризы фекальной терапии не всегда бывают приятными и нравятся пациентам. Например, задокументированы случаи, когда после процедуры человек начинал стремительно набирать вес или ощущал несвойственные ему перепады настроения. После пересадки стула случались и летальные исходы из-за того, что донорский материал оказывался заражен патогенами.

Описано два случая развития тяжелых осложнений после трансплантации фекальной микробиоты. Дело в том, что у ослабленных людей барьерная функция кишечника снижена, поэтому пересаженные бактерии могут попасть в кровь, что опасно. Однако вероятность такого события мала

Андрей Якушевгастроэнтеролог, гепатолог, терапевт

Пациенты, которые соглашаются на трансплантацию фекальной микробиоты, как правило, осознают риски и стараются минимизировать их. Адриенн Грирсон вспоминает, что, прежде чем ввести себе фекалии подруги, оплатила ей полное медицинское обследование, чтобы быть уверенной в отсутствии у нее серьезных заболеваний. Но и это не успокоило женщину окончательно. «В моей семейной истории нет рака. Я не из больных людей. Но все равно задумываюсь: "А что, если я получу все это от донора?" В конце концов приходится выбирать: рискнуть и жить нормально или продолжать существовать», — объясняла свой выбор Грирсон.

Трансплантация фекальной микробиоты при колоноскопии

Фото: Peter Porrini / Shutterstock / Fotodom

Синтетические фекалии и банки микробиоты

Сейчас трансплантация фекальной микробиоты для лечения клостридиального колита разрешена во многих странах, в том числе и в России, но клиники внедряют ее неохотно. Причин для этого несколько: во-первых, есть риски для пациентов, во-вторых, нужно соблюдать особые санитарные нормы. В-третьих, трудно отслеживать качество и безопасность донорского материала, так как он постоянно меняется в зависимости от питания человека, окружающей среды и внутренних процессов организма. Чтобы решить эти проблемы, на смену примитивной процедуре приходят технологичные решения: банки фекалий и синтетические аналоги кишечной микробиоты.

Если сейчас микробиоту донора доставляют в кишечник с помощью клизмы, колоноскопа или назогастрального зонда, то скоро трансплантацию будут выполнять обычные на вид таблетки

Первую подобную капсулу, содержащую несколько видов бактериальных спор из донорских фекалий, произвела американская компания Seres Therapeutics. Препарат получил название SER-109 и в апреле был одобрен в США для лечения колита, вызванного бактерией Clostridium difficile.

Такой способ удобнее для пациентов, однако сложности все равно есть: производители сталкиваются с нехваткой донорского материала. В США, Великобритании и Южной Корее работают банки, которые даже готовы платить добровольцам за образцы их стула, но желающих все равно недостаточно. Дело в том, что из-за правил безопасности доноры должны пройти утомительную процедуру отбора, во время которой они заполняют анкету из 200 вопросов и сдают разнообразные медицинские тесты. Если кандидата сочтут подходящими, ему придется ежедневно приезжать и сдавать биологические образцы в течение еще 30 дней.

Фото: Komsan Loonprom / Shutterstock / Fotodom

По словам микробиолога из Чикагского университета Эрика Пэймера, со временем эта проблема решится сама собой, так как донорскую микробиоту заменят синтетические аналоги. Он рассказал, что уже готов запатентовать собственный способ, позволяющий в лабораторных условиях воспроизводить биологическое разнообразие кишечника. Похожие разработки есть и у Seres Therapeutics, которая проводит испытания еще одной капсулы под названием SER-262. В отличие от прошлого препарата, это таблетка будет содержать целый кластер микроорганизмов, выращенных в пробирках.

Многие исследователи микробиоты уверены, что со временем каждый человек сможет узнать уникальный микробный состав своего тела и исходя из этого заказать нужный конкретно ему комплект микроорганизмов, которые можно будет заселить в кишечник. «Трансплантация фекальной микробиоты — это временное решение, которое открывает огромный потенциал манипулирования микробиомом», — уверен Пэймер.