Культура
00:01, 7 января 2024

«Он будоражил их воображение» В Средние века люди нашли необычный способ решения своих проблем. Как он работал?

Кадр: фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Американский миллиардер Илон Маск заявил, что наступивший 2024 год станет еще более безумным, чем предыдущие. Позднее издание Politico представило список с самыми неожиданными, но вероятными событиями на 2024 год. В нем — срыв президентских выборов в США, цифровой апокалипсис и новые войны. И это далеко не полный перечень пророчеств, которые в первые дни года появляются в СМИ. Человечество во все времена искало способ предугадать будущее. Попытки предсказаний исследует кандидат философских наук Марина Голубева. Ее книга «Настоящая история магии. От ритуалов каменного века и друидов до алхимии и Колеса года» — увлекательный рассказ о мировой истории магии, начиная с древнейших времен и до эпохи Возрождения. С разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер» «Лента.ру» публикует отрывок, посвященный разнообразию гадательных практик.

Мантику (от др.-греч. μαντική — искусство прорицания) трудно оценивать как некую общую теорию гадания. Многочисленные приемы и практики возникли задолго до эпохи Средневековья и существовали еще в первобытном обществе. С тех пор разнообразные технологии гадания совершенствовались, адаптировались к новым мифологическим представлениям и религиозным верованиям. И средневековые маги тоже внесли свой вклад в этот процесс.

Однако нечто общее в принципах мантики есть, что и позволяет отнести ее к сфере магических наук. К гаданию всегда привлекали неких посредников, с помощью которых можно было получить информацию о будущем.

В качестве посредников могли выступать животные, птицы, огонь, вода, облака, камни, песок, характер линий на руке и многое-многое другое

Например, еще в Древнем Риме был популярен такой вид мантики, как ауспиции (от латинского avis — «птица») — гадание по поведению птиц. В Средние века этот вид гадания тоже сохранился, хоть и не был уже столь популярен. Понятно, что ни галки, ни вороны не могут знать, насколько удачным будет дело человека, доверившего свою судьбу в их крылья или лапы. Но это знают высшие, сверхъестественные силы, которые и направят полет птиц в соответствии с грядущим будущим.

Это касается всех видов мантики: потусторонние силы могли дать знак гадателю с помощью любых предметов, но нужно было уметь установить контакт со сверхъестественным всезнающим существом и знать, как расшифровать эти тайные, доступные только посвященным, знаки. А это — уже целая наука.

С развитием астрологии в эпоху позднего Средневековья многие маги стали видеть знаки судьбы в положении звезд и светил и даже верить, что звезды могут выступать как посредники в гадательных практиках, своим светом управляя раскладом карт или россыпью песка в геомантике.

А вот расшифровать все эти знаки, что подает Провидение, — задача гадателя. Причем в каждом виде мантики была своя специфика и собственные ритуалы установления контакта с Провидением.

Пиромантия

Это один из древнейших видов гадания. Огонь с первобытных времен почитался как воплощение божества и символ истины, сакральной правды и разума. Поэтому пиромантия была широко распространена у всех народов, и в то же время она считалась одним из самых опасных видов предсказаний, ибо разгневанный дух огня мог принести вред гадателю.

В Средние века огненную стихию связывали с демоническими, адскими силами и верили, что духами огня были саламандры, которые служили демонам

Совершив необходимый ритуал, можно вызвать огненных ящерок, и они, танцуя в языках пламени, поведают о грядущих событиях. Правда, для этого требовались особые умения, и не всякий колдун мог договориться с огненными духами.

Были и другие способы гадания. Так, предсказатель мог видеть картины будущего или прошлого в языках пламени костра, очага, даже свечи. А особо опытные колдуны были способны показать вещие образы и человеку, заказавшему гадание. Несомненно, такие колдуны владели даром гипноза.

Уверенность в связи огненной стихии с демонами ада стала основанием для включения пиромантии в число запрещенных церковью «искусств»

Поэтому занятие ею было вдвойне опасно для колдуна: он мог ожидать неприятностей и от демонических сил, и от святой инквизиции. И во втором случае эти неприятности были более реальны.

Геомантия

В соответствии с древним учением о четырех стихиях, которое было поддержано авторитетом Гермеса Трисмегиста, в средневековой магии важную роль играли четыре элемента: огонь, земля, вода и воздух. И основные гадательные практики тоже были привязаны к ним, поэтому наряду с пиромантией одним из популярных видов мантики была геомантия — гадание на песке.

Этот вид гадания получил распространение сначала в арабских землях, где песка имелось более чем достаточно. По одной легенде, изобретателем геомантии был персидский маг Астрампсих, живший между IV и I веками до н. э., ему приписывают и древнюю книгу по геомантии. Позднее этим видом гадания увлеклись мусульманские маги, и они рассказывали, что изобретателем прорицания по вмятинам и линиям на песке был сам ангел Джибриль, который показал фигуры на песке магу Идрису или Гермесу Трисмегисту.

В Западной Европе геомантия получила распространение в XII веке. В отличие от античной геомантии, которая строилась на интерпретации узоров брошенного на плоскую поверхность песка, арабская наука о песке (ильм аррамл) сводилась к расшифровке естественных точек и вмятин на земле. Средневековая геомантия — это настоящая наука, а геомант должен был быть вооружен специальными дощечками или табличками с нанесенными на них схемами точек. Для определения судьбы или более детального предсказания требовалось не только сравнить рисунок точек на земле со схемой на таблице, но и подсчитать баллы в зависимости от расположения той или иной вмятины или линии. В XIX веке, когда геомантия пережила второе рождение, были созданы специальные наборы геомантических карт с фигурами. А сейчас и вовсе используются компьютерные технологии. Правда, неизвестно, стали ли точнее предсказания.

Гидромантия

В гидромантии в качестве посредника, несущего информацию о грядущем, используется вода. Эта стихия почитается с древности как вещая, способная показать будущее, так как в спокойной воде отражаются все вещи, а значит, и судьба человека. Правда, увидеть отражение грядущих событий способен только маг или колдун — человек, владеющий тайным знанием. Гидромантия существовала у всех народов древности, в средневековую Европу она частично попала из Греции и Рима, но были и свои, местные, приемы гадания, дошедшие с языческих времен. Их практиковали сельские ведьмы и колдуны, не читавшие ученых книг и трактатов.

Приемы гидромантии многообразны.

Самый простой — это вызов с помощью заклинания, произнесенного над водой, различных видений, образов, картин на ее поверхности.

Но гадали также по оттенкам цвета воды, принесенной из определенного источника, по тому, как ведут себя растения и лепестки цветов, брошенные в воду

Иезуит Мартин Дельрио (1551–1608) описал несколько интересных способов гидромантии. Например, в сосуд с водой опускают кольцо на нитке и сосуд встряхивают. Предсказание делают в зависимости от характера вращения кольца и ударов его о стенки сосуда. Другой способ заключается в бросании в воду камешков и наблюдении за расходящимися кругами.

То есть в изобретательности средневековым магам не откажешь, и способов узнать будущее у них было больше, чем у современных ясновидящих.

Аэромантия

Следующая стихия — непостоянный, неуловимый воздух. Но и он использовался в гадании.

Аэромантия включала в себя все виды гадания по воздушным явлениям: ветру, движению и форме облаков, пылевым вихрям, танцующим в ветреный день на дороге. Также в сферу аэромантии попадали все явления, наблюдаемые в небе: метеоры, кометы, характер молний во время грозы и т. д.

Как пишет британский мистик и исследователь магии XIX века Артур Эдвард Уэйт,

Эдвард Уэйт также приводит высказывание средневекового мистика Франсиско де ла Торре Бланко, который писал, что аэромантия относится к предсказательным наукам, она заставляет появляться в воздухе привидения и представляет в очертаниях облаков грядущие события, словно в волшебном фонаре.

Несмотря на то что сам термин впервые появился в XVIII веке, этот вид гадания очень древний. Примеры его встречаются в Библии, а специалистами аэромантии считались вавилонские жрецы. Поэтому она осуждалась уже библейскими пророками как попытка вызнать намерения Бога без Его согласия, ведь всем известно, что именно Божественные силы повелевают облаками. Поэтому в эпоху Возрождения аэромантия также попала в число запрещенных искусств.

Некромантия

Пожалуй, самым таинственным и жутким видом предсказаний была некромантия (от древнегреческого nekros — «мертвец») — установление контакта с духами умерших с целью узнать у них о грядущих событиях. Считалось, что те, кто ушел за грань и находится в потустороннем царстве (неважно, в раю или в аду), способны видеть незримое и знают о будущем больше, чем оставшиеся на земле.

Некромантия стоит особняком среди других видов мантики. Не только потому, что имеет дело со специфическим источником информации, но и потому, что этот термин, особенно в эпоху Возрождения, стали относить вообще к любому использованию мертвых в колдовских ритуалах. Но об этой стороне некромантии, или, как ее еще называли, «нигромантии» (от латинского niger — «черный»), подробнее будет написано в главе, посвященной черной магии.

Некромантия именно как вид мантики, то есть вызов духов умерших, чтобы те поделились известными им сведениями о будущем, прошлом и настоящем, зародилась в древности. Это, собственно, касается всех видов прорицания.

Католическая церковь приравнивала некромантию к черной магии, и за обращение к мертвым колдуну или ведьме грозил суд инквизиции

Однако примеров общения с духами много и в Библии. Так, в 1-й Книге Царств, в 28-й главе, описывается, как услугами некромантики (Аэндорской волшебницы) воспользовался царь Саул. «Прошу тебя, поворожи мне, — сказал он, — и выведи мне, о ком я скажу тебе». «Кого же вывести тебе?» — спросила волшебница. «Самуила выведи мне», — отвечал Саул. И тогда из-под земли появился дух пророка Самуила — «муж престарелый, одетый в длинную одежду» — и возвестил устрашенному царю скорую гибель.

Однако в эпоху позднего Средневековья некроманты стали заниматься и тем, что в Библии называлось заклинанием костей и предполагало осквернение могил, ритуалы с трупами и прочие неприятные и осуждаемые магические практики. Собственно, некромантия как вид мантики в XVIII веке получила название «спиритизм» и стала считаться вполне благородным занятием, пристойным для образованных людей. А некроманты большей частью перекочевали в готические романы.

***

Наряду с этими основными видами мантики в Средние века были распространены и другие виды предсказательных практик:

Перечисление всех видов гадания заняло бы слишком много места и времени, так как для предсказаний использовали буквально все: от сыра до мух, от внутренностей животных до кофейной гущи, от змей до родинок на лице и теле человека

(...)

Гадание на картах Таро

Рассказ о гадательных практиках был бы неполным без истории предсказаний с помощью карт Таро. Хотя расцвет популярности этого вида мантики наступит позднее, но сформировалась она именно в эпоху Средневековья.

Как и другие виды мантик, гадание на картах подчинено закону предопределения: ничто в природе не происходит случайно, все подчиняется воле Провидения

И расклад тщательно перемешанных карт только на первый взгляд кажется случайным, а на самом деле это магический узор, который отражает судьбу человека, и задача таролога или гадателя — расшифровать этот узор.

Способности к правильному предсказанию по картам одни связывают со сверхъестественным даром, посланным гадателю свыше, другие — с тайным знанием, которым владеет таролог, а третьи — с интуицией и знанием человеческой природы.

Действительно, знание значений карт нужно, но не меньшую роль играют интуиция предсказателя и его понимание психологии сидящего перед ним клиента. Каждый человек — носитель информации о себе самом, и хорошие гадатели способны считывать эту информацию через мельчайшие изменения мимики и характера движений, выражения глаз, даже пульса и ритма дыхания. Этакие живые детекторы лжи.

Подобные способности можно стимулировать разными способами, в том числе рисунками на картах Таро. Эти яркие образы обладают особой притягательностью, пробуждают воображение и ассоциации.

На средневековых гадательных картах часто изображали аллегории, популярные в эту эпоху. Например, аллегорию Силы, колесо Фортуны, аллегорию Умеренности

Как правило, тарологи возводили практику гадания на картах к древнейшим временам, ссылаясь на уничтоженные египетские папирусы. Одна из таких мифических древнеегипетских книг так и называлась — «Таро».

Причем изобретателем этих карт считался все тот же Гермес Трижды величайший, еще в облике древнеегипетского бога Тота.

Несмотря на провозглашаемую тарологами древность их искусства, даже древнейшие колоды обычных карт появились не раньше XIV века, а первое документальное упоминание колоды для гадания было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.

Хотя вряд ли это были именно карты Таро с их сложной системой арканов, вероятнее всего, для гадания использовались обычные игральные карты.

В основу современных образов карт Таро положена оригинальная колода карт миланского герцога Филиппо Висконти (1392–1447). Несмотря на то что в колоде Висконти не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола, — эти карты предназначались первоначально не для гадания, а для игры, придуманной герцогом.

К XVIII веку Таро стали одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играли в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге

Вероятно, эти же карты использовались и для гадания, но первая книга о гадании на картах, написанная Жаном Батистом Альетте, вышла в 1770 году.

Таким образом, хотя искусство гадания на картах зародилось в эпоху Средневековья (даже не Античности), оформилась система значений образов, или арканов, Таро только в XVIII–XIX веках.

«Книги жребиев»

В средневековых трактатах, магических гримуарах и церковных хрониках эпохи Средневековья и Возрождения нередко упоминаются «Книги жребиев», которые использовались для гаданий и предсказаний. Причем иногда священнослужители их осуждали, а гадателей называли чернокнижниками, а порой встречаются упоминания о том, что церковники и сами пользовались таким видом мантики.

Называются эти книги так потому, что обычно в процессе гадания вопрошавший бросал кости, сумма трех бросков складывалась, потом делилась на какое-то число, и получившийся результат указывал страницу и строку в «Книге жребиев». В ней обычно содержались фразы из Библии, часто представленные в виде таблицы. Считалось, что строки из Священного Писания обладают пророческой силой и намекнут на то, что ожидать человеку, задавшему вопрос.

Понятно, что гадание по Священному Писанию не могло считаться богопротивным, более того, в раннем Средневековье существовал даже обряд «священного бросания жребия». Он заключался в том, что на алтарь с молитвой клали Библию и просили Господа явить свою волю и через один из фрагментов указать будущее. Были даже специальные «цитатники» Библии, предназначенные для подобного гадания. Они назывались Sortes Sanctorum (с латыни «Множество Святых»); по легенде, первые такие гадательные книги появились еще у древних евреев, а позднее были переведены на латынь.

(...)

После XII века все виды гадательных практик католической церковью были причислены к богопротивным занятиям, подлежавшим искоренению, а гадатели осуждались наравне с ведьмами, колдунами и черными магами.

< Назад в рубрику