Что такое карты Таро? Как они появились и можно ли верить раскладам
Юлия Козинцева
На сегодняшний день различные виды гадания занимают около двух третей всего рынка оккультных услуг в России. К разного рода предсказаниям обычно прибегают образованные женщины от 25 до 55 лет со средним уровнем достатка. Один из самых популярных инструментов гаданий — карты Таро. Приверженцы этой системы верят, что читать карты Таро — значит, анализировать прошлое, настоящее и будущее, опираясь на изображения персонажей и символов. При этом работая с картами Таро, каждый может увидеть что-то свое и получить ответы на вопросы, которые давно не давали покоя. «Лента.ру» выяснила, когда люди начали гадать на картах Таро, в чем отличия старших и младших арканов, какова причина популярности Таро сегодня и как правильно пользоваться этими картами, чтобы получить пользу и не впасть в заблуждения.
Что такое карты Таро
Карты Таро — один из инструментов старинной практики предсказания будущего с помощью карт — картомантии.
Колода Таро состоит из 78 карт: 22 из них относятся к старшим арканам — с отдельным номером и более сложными рисунками, которые, по мнению приверженцев гадательной практики, отражают судьбоносные события в жизни человека или максимально глубоко описывают его эмоциональное состояние.
Считается, что последовательность старших арканов Таро от 0 до XXII изображает жизненный путь человека, препятствия и уроки, которые он усваивает
Остальные 56 карт — младшие арканы. Как и игральные, эти карты делятся на масти, только вместо привычных «пиков» и «трефов» в Таро можно встретить Жезлы, Мечи, Кубки и Пентакли.
Также по аналогии с игральными картами, младшие арканы Таро включают карты с персонажами — Королем, Королевой, Рыцарем и Пажом, — и нумерованные карты от Туза до десятки.
В зависимости от дизайна колоды названия старших арканов и младших персонажей может меняться. Например, вместо Короля может попасться Отец, а вместо Пажа — Дочь или Принцесса.
Сегодня на рынке существует множество самых разнообразных колод — от классических до авторских, которые от первоначального образца сохранили одно название. При этом существуют устоявшиеся варианты колод, которые используются по всему миру уже не одну сотню лет.
Самые популярные колоды Таро:
Таро Висконти — Сфорца — самый старый вариант из дошедших до наших дней полных колод Таро, который датируется XV веком. Изображения выполнены в стиле итальянского Возрождения и нарисованы от руки с применением позолоты;
Марсельское Таро — первые образцы этой колоды, дошедшие до современности, с XVI века выпускались в Лионе, а с XVII века — в Марселе. Эту колоду можно назвать упрощенным потомком колоды Висконти — Сфорца — здесь персонажи тоже одеты по моде Ренессанса, однако нарисованы они более схематично, уже без использования позолоты. Благодаря своей простоте Марсельское Таро пользовалось большой популярностью в народе как способ проведения досуга;
Таро Папюса — эту колоду в XIX веке создал французский оккультист Папюс, он же Жерар Анаклет Венсан Анкосс. Монохромная колода, выполненная в египетском стиле, предназначалась специально для гаданий;
Таро Райдера — Уэйта — пожалуй, самая известная на сегодняшний день колода. Большинство художников опираются именно на нее при создании своих авторских карт. Таро Райдера — Уэйта появились в начале XX века благодаря издателю Уильяму Райдеру и автору дизайна Артуру Уэйту. Номерные карты с сюжетными, осмысленными рисунками сопровождались книгой Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро», в которой автор подробно описал значения карт, что сделало колоду очень удобной для предсказаний. Несмотря на то, что колода Таро Райдера — Уэйта имеет ряд отличий от более ранних прототипов, многие гадающие считают ее истинной классикой и начинают свое знакомство с Таро именно с нее;
Таро Тота — один из поздних вариантов колоды Таро был создан английским оккультистом и поэтом Алистером Кроули и художницей-египтологом Фридой Харрис в начале 1940-х годов. Колода отличается более современным стилем исполнения и богатой эзотерической символикой, которая во многом идет вразрез с более ранними вариантами.
Карты Таро используют только в гадании?
Нет. В зависимости от дизайна и символики карты Таро сегодня популярны как средство предсказания будущего, самопознания и даже психологической помощи. Функции Таро не ограничиваются оккультными практиками, а метафорические изображения могут быть использованы как инструмент для работы с подсознанием.
Как появились карты Таро
Игральные предки
История карт Таро насчитывает не одну сотню лет. Европейские оккультисты XVIII–XIX веков утверждали, что эти карты придумали жрецы Древнего Египта, а по всему миру их распространили цыгане, которых долгое время считали потомками египтян.
На самом деле, слово Таро происходит от итальянского Tarocci — именно так называли первые версии колод, чтобы отличить их от обычных игральных, которые назывались carte da trionfi, то есть карты козырей.
Считается, что первые карты Таро появились в Италии в начале XV века
Есть версия, что сама идея игры в карты зародилась в Китае или Индии, откуда через Аравийский полуостров и мусульманскую Испанию попала в Европу. Первые упоминания об игральных картах относятся к концу XIV века, в 1377 году их появление отметили в Швейцарии.
При этом называть Таро одной из вариаций игральной колоды будет неверно. Главное их отличие от игральных карт — наличие старших арканов, то есть не номерных карт. Первое упоминание о колоде с так называемой пятой мастью относится к началу 1440-х годов.
Считается, что к тому времени Таро уже были весьма популярны на севере Италии. Их расписывали вручную под заказ, каждая колода имела собственную символику старших арканов и систему мастей, которые продумывал заказчик. В кругах аристократии Таро считались модным интеллектуальным развлечением и способом самовыражения — кто-то носил с собой колоду с изображением античных богов, кто-то предпочитал библейские сюжеты, а кто-то — более абстрактные иллюстрации человеческих грехов и добродетелей.
Для гаданий такие Таро не использовали, скорее всего, ими играли в игру, напоминающую современный бридж. Также есть версия, что Таро были инструментом визуального обучения, который помогал запоминать сюжеты античной литературы и основные постулаты средневековой философии.
Первые Таро
Считается, что привычная система мастей Таро сложилась к середине XV века благодаря герцогу Милана Филиппо Марии Висконти. Колода, выполненная по его заказу, стала промежуточным звеном между игральными картами и Таро. В ней как раз появились «доминирующие» карты, которые дали начало старшим арканам. Правда, в колоде Висконти они все еще соответствовали одной из четырех мастей.
В течение жизни граф Висконти неоднократно заказывал новые колоды, причем самые поздние все больше напоминали современные Таро. После Филиппо Висконти власть в Милане перешла к династии Сфорца. Новый правитель Франческо, зять Филиппо Марии Висконти, тоже любил карты и сам стал автором нескольких колод. Сегодня колоды двух миланских графов объединяют под общим названием Висконти — Сфорца.
Отличительная черта Таро Висконти — Сфорца — разнообразие астрологических образов и отсылок к персонажам из литературы Ренессанса
Символы этой колоды в основном отражают человеческие добродетели. Эта тема была одной из самых популярных в эпоху Возрождения. Также колода содержала аллегории на такие абстрактные понятия, как время, правосудие, дуализм мирской и церковной жизни. Частично эти образы дожили и до наших дней.
Постепенно традиция Таро распространилась и по югу Франции, здесь сформировалась колода, которую принято называть Марсельской. Однако вплоть до XVIII века Таро все еще были карточной игрой, при этом очень популярной. Свое оккультное значение карты обрели незадолго до Великой Французской революции.
Таро и оккультизм
К концу XVIII века, после наполеоновских походов в Египет, эстетика страны Фараонов и Пирамид стала практически доминирующей в Европе. С мистериями древнего Египта связана и набиравшая популярность культура масонства.
В это время французский ученый, оккультист и масон Антуан Кур де Жебелен одним из первых заговорил о магических свойствах Таро. В своей книге «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» он утверждал, что эти карты — не что иное как послание древней цивилизации, символическая книга бога мудрости Тота.
Также он подчеркивал связь Таро с каббалой: карт в колоде оказалось ровно столько, сколько букв в древнееврейском алфавите — 22, каждая из которых имеет символическое значение.
Само название карт, по мнению де Жебелена, состоит из двух древнеегипетских слов — Тар и Ро, что в переводе означает «царская дорога»
По большому счету, произведение де Жебелена является манипуляцией, так как среди его современников никто не знал древнеегипетский язык, а первый письменный источник, который позволил расшифровать его, появился лишь в 1799 году. Однако на популярность теории это никак не повлияло.
Через несколько лет после выхода книги де Жебелена его соотечественник, предсказатель Жан-Батист Альетте, известный как Эттейла, выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Эттейла назвал себя изобретателем картомантии и разработал собственную колоду с использованием уже известных образов и нумерологии.
Современные карты Таро
Следующий виток в развитии культуры Таро произошел благодаря французскому тарологу и оккультисту XIX века Альфонсу-Луи Константу, известному под псевдонимом Элифас Леви. Вслед за де Жебеленом он напрямую связал Таро с каббалистическим Древом Жизни и древнееврейским алфавитом. Его система впоследствии стала основным методом интерпретации раскладов.
Однако ключевой фигурой в создании современной системы Таро принято считать британского писателя, мистика, члена оккультного ордена «Золотая заря» Артура Уэйта. В 1910 году в свет вышли его книги «Каббала» и «Ключ к Таро», в которых Уэйт описал свой взгляд на интерпретацию Таро, яростно отметая каббалистическую версию своих предшественников.
Артур Уэйт выступал против привязки Таро к древним символам и предлагал сосредоточиться непосредственно на сюжетах самих карт
В начале XX века вместе с художницей Памелой Смит Уэйт создал свою знаменитую колоду. Ее особенность заключалась в том, что на каждой карте, включая младшие арканы, были изображены полные сцены с персонажами и символами. Раньше на номерных картах изображали только знаки — кубки, жезлы, мечи и пентакли, — по аналогии с игральными. Новые рисунки позволили легко интерпретировать карты, лишний раз не заглядывая в пояснительные буклеты.
Значение карт Таро
Несмотря на все разнообразие колод и вариантов их прочтения, в качестве примера лучше всего рассматривать «классическую» колоду Уэйта.
Старшие арканы
0. Шут (Дурак) — нулевой аркан обозначает человека в начале пути. У него пока нет жизненного опыта, он наивен и готов рисковать. Карта символизирует новые начинания, внутреннюю свободу и любопытство. Также она может указывать на инфантильность и поспешность в решениях.
I. Маг — первый аркан указывает на внутренний потенциал человека, который он пока не успел реализовать. Также карта символизирует креативность, жажду действовать по-своему, и вместе с тем эгоизм и высокомерие. Считается, что Маг указывает на необходимость активных действий для исполнения задуманного, даже если человеку придется пойти против толпы.
II. Верховная Жрица — второй аркан указывает на так называемое женское начало, мудрость и богатство внутреннего мира. Эта карта обозначает доверие, умение находить общий язык в конфликтных ситуациях, а также способность человека понимать чувства других и полагаться на интуицию. Считается, что Жрица — это карта рефлексии, которая указывает на необходимость обдумать свое решение перед активными действиями.
III. Императрица — третий аркан ассоциируется с природой и плодородием. Императрица — это мать, материальная энергия, символ зрелости и чувственности. Считается, что карта указывает на взросление и готовность к ответственности, что повлечет за собой положительные изменения в жизни. В негативном ключе эту карту трактуют как символ упрямства, слепой страсти и нежелания прислушиваться к голосу разума.
IV. Император — эта карта олицетворяет стабильность, авторитет и лидерство. В противоположность матери-Императрице Император — это отцовская фигура, символизирующая порядок, уверенность в себе и самоконтроль. Также ее можно трактовать как приверженность к жестким рамкам и бесчувственность.
V. Иерофант — как и предыдущий аркан, Иерофант означает власть, однако свою силу он черпает из духовного начала. Это карта самопознания и верности истинному признанию наперекор физическим ограничениям. В классической колоде Иерофант также указывает на совесть, традиционный взгляд на вещи, иерархию внутри общества или организации. В негативном ключе эта карта может трактоваться как внутренний хаос, неспособность человека взять над собой контроль или чрезмерный консерватизм.
VI. Влюбленные — как следует из названия, влюбленные — это карта глубокой близости, компромисса и осознанного выбора. Мужчина и женщина символизируют единство противоположностей, темного и светлого, и в то же время несколько вариантов развития событий. Влюбленные ставят человека перед выбором, от которого будет зависеть его судьба. В негативном ключе эту карту трактуют как символ обмана, разлуки или негативных последствий неправильного выбора.
VII. Колесница — седьмой аркан олицетворяет цель и примирение внутренних противоречий. Это символ триумфа и удачного завершения какого-либо дела, но при условии, что человек взял контроль над своими слабостями и проявил силу воли. Также эта карта может указывать на путешествие. С негативной стороны ее обычно трактуют как символ поспешности, самоуверенности и незрелости.
VIII. Сила — на этой карте изображена женщина, которая мягко управляет могущественным львом. Восьмой аркан олицетворяет мужество и способность человека бороться со своей животной природой. Проще говоря, это гармония физической и интеллектуальной силы, энергия, которая планомерно двигает человека к цели. В отрицательном контексте карта может означать неустойчивость, жажду новых ощущений и неспособность противиться сиюминутным прихотям.
IX. Отшельник — эта карта символизирует уединение, необходимое для анализа собственных поступков и решений. Отшельник связан с мудростью, поиском ответов внутри себя и расстановкой приоритетов. Также эта карта может указывать на мудрого помощника в окружении. В негативном ключе эту карту трактуют как символ изоляции, скупости, тупика, страха активных действий или нежелания сближаться с другими людьми, которое обернется во вред, а не на пользу.
X. Колесо Фортуны — десятый аркан олицетворяет неизбежные перемены, завершение какого-то цикла жизни и начало нового. Чаще всего под этим понимают радостные события, которые изменят жизнь в лучшую сторону. С одной стороны, это карта неизбежности и новых возможностей, а с другой — призыв покориться судьбе и не совершать необдуманных поступков.
XI. Справедливость — название карты говорит само за себя. Этот аркан символизирует тот исход, который человек заслужил, исходя из своих решений и действий. Также карта олицетворяет правильный выбор, ответственность и уравновешенность в делах. 11-й аркан считается нейтральным и даже при худшем раскладе указывает на необходимость переосмыслить привычную модель поведения, чтобы не совершать одну и ту же ошибку.
XII. Повешенный — человек, лишенный возможности действовать, олицетворяет застой, ситуацию, которую нужно просто переждать. 12-й аркан — это такая карта, которая может быть символом как безысходности или жертвы, так и необходимости взглянуть на проблему с другой стороны, ведь главный герой этой сцены висит вверх ногами. Карта может вызвать неприятные ассоциации, однако ее главный посыл — терпение и отсутствие боли, необходимость стоически вынести испытание.
XIII. Смерть — несмотря на мрачность изображения, в первую очередь эта карта означает освобождение, расставание с людьми или жизненными установками, которые уже не идут на пользу человеку. Это тоже карта перемен, обнуления и личностного роста. Также она может буквально указывать на расставание или утрату близкого человека. Обычно 13-й аркан трактуется как завершение жизненного этапа, когда пора избавиться от всего ненужного, также он может означать суеверие, страх отпустить прошлое и нежелание приобрести новую модель поведения.
XIV. Умеренность — у этой карты тоже говорящее название, она означает избегание крайностей. Ее основной посыл — человек может взять ровно столько, сколько отдал, при соблюдении этого баланса человек способен прийти к умиротворению и гармонии. Умеренность — карта спокойствия и безмятежности, в негативном ключе ее можно трактовать как символ дезориентации, медлительности и бессмысленной траты сил.
XV. Дьявол — 15-й аркан означает искушение, нездоровую тягу к материальным удовольствиям. Также он символизирует созависимые отношения, нездоровую привязанность между людьми или зависимость человека от чего-либо, вплоть до алкоголя и наркотиков. Дьявол указывает на темные аспекты души, ловушку собственных страхов и иллюзий. С другой стороны, эта карта означает шанс обрести независимость, за которой последует истинная свобода. Но для этого человек должен научиться не потакать своим слабостям.
XVI. Башня — 16-й аркан считается чуть ли не самым зловещим во всей колоде. Эта карта олицетворяет крах иллюзий, разрушение планов и неожиданный переворот. Башня учит смирению в условиях, когда даже самый удачный план может обернуться полным провалом. Самоуверенным людям она предлагает отказаться от узости своего мышления и научиться прислушиваться к противоположной точке зрения. Также Башня может указывать на резкое освобождение от страхов и прорыв в каком-то деле, но только в окружении положительных карт.
XVII. Звезда — после мрачной Башни идет карта, которая олицетворяет мечтательность, чистоту и вдохновение. Звезда — символ перерождения после тотального разрушения. Она указывает на надежду и новые планы, когда человек, осознав свои ошибки, начинает действовать по-новому, и это приносит ему успех. Однако Звезда — пассивная карта, обозначающая переосмысление, мечты и планы, которые только предстоит воплотить. Ее темная сторона может выражаться в ненадежности, прокрастинации и нежелании снова начать действовать после пережитой неудачи.
XVIII. Луна — 18-й аркан также не говорит об активных действиях. Луна символизирует глубокую работу с подсознанием и интуицией. С одной стороны она может означать, что человек погряз в иллюзиях и запутался в собственных мыслях. С другой стороны, глубокое погружение в себя может помочь услышать внутренний голос и понять, чего действительно человек хочет от жизни. Это последний этап внутренней работы перед выходом на финишную прямую.
XIX. Солнце — за каждой ночью следует рассвет, Солнце вслед за Луной олицетворяет прилив жизненных сил и готовность к действию после глубокой внутренней работы. Это карта исцеления и радости, которая призывает эффективно использовать полученные знания и научиться наслаждаться успехом. Считается, что это счастливая карта, у которой нет негативных аспектов, однако в зависимости от контекста Солнце может указывать на фанатизм и деструктивную страсть.
XX. Суд — 20-й аркан явно имеет библейский подтекст. Христиане верят, что в Судный день Бог определит праведников и грешников. Первых он вознаградит, а вторых накажет. Карта Суд — это громкий сигнал к переменам и активным действиям, теперь человек может начать новый жизненный этап, полностью осознавая свои желания и возможности. Считается, что Суд — карта трансформации, конца страданий и пребывания в контакте с реальностью. В негативном ключе она может трактоваться как наказание за неправильные решения и нечестные поступки.
XXI. Мир — последний аркан завершает путешествие Дурака. За это время он прошел множество испытаний, приобрел осознанность и стал цельной личностью. Мир — закономерное завершение жизненного цикла, символ удачи и легкого пути, эта карта символизирует свободу и зрелость сознания. В отрицательном контексте ее описывают как предупреждение о возможных препятствиях, застой и попытку убежать от мира.
Младшие арканы
К младшим арканам относятся остальные 56 карт из колоды, которые соответствуют четырем мастям или стихиям. Каждой из мастей соответствует по 14 карт — десять номерных и четыре придворные.
Жезлы (Огонь) — эта масть описывает желание и волю, а также творческое начало. Жезлы олицетворяют жажду действий и борьбу с препятствиями. Считается, что эта масть отвечает на вопрос «Смогу ли я добиться успеха?» Кубки (Вода) — эта масть отвечает за сферу чувств. В том числе в ведении этой стихии находятся вопросы любви и эмоциональной близости. Кубки указывают на взаимные или невзаимные чувства, а также на вероятность того или иного варианта развития событий. Мечи (Воздух) — эта масть соответствует сфере интеллекта. Она отвечает за новые идеи, трезвость мышления и стремление к новизне. Считается, что Мечи помогают понять, насколько свободен человек и знает ли он, как нужно действовать в текущей ситуации. Пентакли (Земля) — эта масть буквально олицетворяет монеты, материальное богатство. Пентакти отвечают за ресурсы, финансы и комфорт. Считается, что эта масть указывает на практическую работу, на пользу или бесполезность тех или иных действий, а также на вероятность получить материальные блага, о которых мечтает человек.
В отличие от номерных карт, которые чаще всего символизируют события и явления, придворные олицетворяют личностные типажи, в которых доминирует та или иная стихия. В Таро они часто указывают на самого гадающего или людей из его окружения, которым соответствует модель поведения, характерная для одной из стихий — импульсивность Жезлов, чувствительность Кубков, холодный расчет Мечей или практичность Пентаклей.
Так, Король и Королева, как считается, указывают на зрелых и опытных людей, а Рыцарь и Паж — на молодое поколение. Причем Рыцарь обычно соответствует юноше, а Паж — девушке.
Можно ли верить раскладам Таро
Никаких доказательств того, что карты Таро действительно помогают заглянуть в будущее, нет. Предсказания на картах не поддаются логике — если несколько раз делать расклады на один и тот же вопрос, результат может получиться противоположным. Это наталкивает на вывод, что во время расклада карты все же выпадают случайным образом. Однако как объяснить то, что некоторые предсказания тарологов все-таки сбываются?
Эффект Барнума — Форера
На самом деле чаще всего в процессе гадания на картах Таро мастера используют довольно расплывчатые формулировки, которые можно подогнать практически под любую ситуацию. Кроме того, во время очного гадания таролог может опираться на внешность своего клиента, его эмоции при описании ситуации и реакцию на предсказание.
В процессе гадания обычно проявляется эффект Барнума — Форера, когда человек крайне высоко оценивает точность обобщенных предсказаний
Поддавшись этому эффекту, человек начинает воспринимать расплывчатые характеристики так, как будто они на 100 процентов соответствуют его личности. Это же явление объясняет веру людей в гороскопы и другие ненаучные инструменты самопознания и предсказания.
Самосбывающееся пророчество
То, что предсказания Таро для многих сбываются, — тоже объяснимое явление. Здесь стоит упомянуть эффект самосбывающихся пророчеств — когнитивное искажение, при котором человек, поверивший в истинность предсказания, неосознанно начинает вести себя в соответствии с тем, что «сказали» карты.
Например, если человеку прочили увольнение с работы, он может начать хуже выполнять свои задачи, грубить руководству и тем самым действительно добиться увольнения. Положительное предсказание, напротив, может вселить в человека уверенность и побудить его к действию, так что он на самом деле добьется успеха в задуманном деле.
Карл Юнг о Таро
При этом утверждать, что Таро — абсолютно бесполезный инструмент, который вводит человека в заблуждение, тоже нельзя. Как говорил основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг, персонажами в Таро выступают собирательные образы, или архетипы, которые прочно связаны с бессознательным человека. Поэтому Таро могут служить вспомогательным инструментом психотерапии, в этом их функции сближаются с метафорическими картами.
Чем Таро отличаются от метафорических карт
Психолог, эксперт и тренер по работе с метафорическими ассоциативными картами (МАК) международного уровня, основатель проекта MAKomania.ru Надежда Кутылова в беседе с «Лентой.ру» отметила, что Таро и метафорические карты имеют сходство во внешнем виде. Однако для последних необязательно наличие закрепленных образов и значений.
«В случае с Таро карту интерпретирует таролог, а в случае с МАК — тот, кому “принадлежит” карта, то есть сам клиент», — добавила эксперт. При этом, если не привязываться к установленным значениям и не воспринимать Таро как инструмент гадания, эти карты также подойдут для ассоциативной работы.
Надежда Кутылова объяснила, по какому принципу работают метафорические карты.
Принципы работы с МАК:
Проекция — основной принцип проекции — что внутри, то и снаружи. Человек, который взаимодействует с картой, просто не может увидеть то, о чем он не думает или чего он не ощущает. Именно поэтому, когда человек описывает карту, он говорит о значимых для него событиях, людях, чувствах, переживаниях;
Диссоциация — для того чтобы разрешить проблему, порой нужно отсоединиться от нее и посмотреть на ситуацию со стороны. Работая с МАК, у человека как раз есть возможность диссоциироваться, то есть отделиться от своей проблемы, увидеть ее с другого ракурса и найти решение;
Метафора — это образный способ выражения своих мыслей. Метафора может бросить новый свет на тени сознания и помочь максимально точно выразить переживания. По сути это ключ к образам, которые хранятся в бессознательном.
Эксперт добавила, что метафорические карты обычно не опираются на какую-то общепринятую систему, так что у человека есть огромный выбор разнообразных колод, что является несомненным преимуществом перед Таро, в которых независимо от колоды прослеживаются одни и те же значения и символы.
«МАК создаются в сотворчестве автора колоды и художника. Автор колоды дает техническое задание художнику в зависимости от задач, с которыми должна будет работать колода. Сюжеты карт должны отображать темы в соответствии с направленностью колоды», — добавила эксперт.
По своей направленности метафорические колоды можно разделить на несколько групп.
Какие бывают метафорические колоды:
универсальные — карты с разнообразными сюжетами, которые в целом подходят под любой запрос;
портретные — содержат карты с изображениями людей и архетипов, в этом плане они схожи с Таро;
ресурсные — карты направлены на поиск оптимальных решений внутри себя, подходят для работы со сложными жизненными ситуациями или если человек столкнулся с задачами, которые раньше не выполнял;
абстрактные — такие карты содержат абстрактные образы, которые побуждают человека к фантазии и поиску связей с казалось бы несовместимыми явлениями, такие колоды не подходят для решения конкретных задач, но являются отличным инструментом работы с эмоциями;
специальные — такие карты отражают именно ту сферу жизни, с которой связан запрос человека. Например, область финансов и материального благополучия, сексуальной жизни или страхов.
При выборе колоды эксперт советует опираться на личное восприятие. Изображения на картах должны резонировать и находить отклик у будущего владельца.
Возвращаясь к Таро, нужно отметить, что гораздо полезнее и безопаснее использовать карты для более приземленных целей — психотерапии, творчества или в качестве развлечения.
Как бы то ни было, не нужно относиться к гаданиям слишком серьезно. Да, в условиях стресса разного рода предсказания помогают обрести спокойствие и создают иллюзию контроля над ситуацией. Однако это не значит, что карты лучше знают, как нужно вести себя в том или ином случае, и что их вердикт — окончательный и предопределенный исход задуманного.
При всем обилии разнообразных символов, отсылок и персонажей Таро — отличный инструмент для развития креативности и фантазии. Так что если использовать колоду в игровой форме, она принесет только положительные эмоции и действительно даст вдохновение для новых свершений.