Чтобы структурировать разнообразие моделей на автомобильном рынке, были придуманы различные классификации. К сожалению, единой системы группировки машин не существует: транспортные средства классифицируют по габаритам и объему двигателя, по мощности, по объему салона, по престижности и комфорту. «Лента.ру» объясняет, что значат латинские буквы классов авто, и называет самые популярные модели в каждом ценовом сегменте.
Класс легкового автомобиля определяет принадлежность транспортного средства к той или иной группе по характерным признакам. Существует несколько классификаций.
Американская система разделения основана на определении габаритов и размеров внутреннего пространства автомобиля. Машины разделяются по показателям полезного объема салона. Так, мини-автомобили имеют объем до 85 кубических футов, субкомпактные и компактные автомобили — от 85 до 120 кубических футов соответственно, а полноразмерные автомобили имеют объем от 120 кубических футов и выше.
В Канаде тоже используется подобная система классификации, но с одним отличием — объем салона измеряется в литрах. В Китае легковые автомобили группируют по габаритам и объему двигателя. Системы классификации учитывают особенности местного рынка и запросы потребителей.
Европейская система основана на определении рыночного сегмента и ценовой категории, а также на комплектации автомобиля.
Наиболее широко используемая и самая популярная классификация основана на европейской системе, которая была принята в 1999 году. Она используется и в России. В этой системе категории обозначены латинскими буквами — А, В, С и так далее в алфавитном порядке (не путать с заводскими внутренними индексами моделей немецкой компании Mercedes-Benz). Всего существует девять категорий. Иногда модели «выходят» за пределы своего класса, и в таких случаях им приписывается символ «+».
Сверхкомпактный автомобиль для города (city car), длина которого не более 3,6 метра. Такие машины небольшого веса, маневренные и экономичные. Их слабые стороны — скромные проходимость, вместимость и динамические характеристики. Большая часть сити-каров — переднеприводные, переднемоторные хэтчбеки с двигателем объемом менее одного литра. Классические примеры:
Автомобиль небольшого размера с кузовом седан или хэтчбек длиной 3,7-4,0 метра. Машина более универсальна, чем сити-кар, так как пригодна для езды по трассе. Также она отличается большей вместительностью. Авто класса В относятся к бюджетным и стоят дешевле аналогичных по размеру моделей сегмента С, так как уступают им по комплектации. В пятерку таких авто входят:
Сегмент, также известный как «гольф-класс». Сюда относятся недорогие хэтчбеки, седаны и универсалы длиной 3,9-4,4 метра. Авто рассчитаны на четырех человек и небольшое количество багажа. К таким машинам относятся:
Автомобили среднего ценового сегмента, их еще называют «семейными». Эта категория включает седаны, хэтчбеки и универсалы длиной 4,4-4,7 метра, вмещающие пять человек. У машин класса D просторный салон, вместительный багажник и мощный двигатель. Примеры:
Престижное авто бизнес-класса длиной 4,6-5 метров. Седаны и универсалы с комфортабельным пятиместным салоном и отличными динамическими качествами. В пятерку популярных автомобилей этой категории входят:
К этой категории относятся самые большие и дорогие машины с дорогим салоном и мощным двигателем. Автомобили продаются с кузовом седан или лимузин длиной свыше пяти метров. В европейских странах это наименее популярный сегмент. К таким машинам относятся:
Все двухдверные автомобили с повышенными динамическими характеристиками. Существуют подкатегории Grand tourer (четырехместные переднемоторные люксовые спорткары), Supercar (заднемоторные спорткары высшей категории), Convertible (четырехместные кабриолеты) и Roadster (двухместные спорткары с открытым верхом). Примеры:
Автомобили большой вместимости, к которым относятся минивэны, компактвэны или микровэны. Обычно минивэны имеют однообъемный кузов с тремя рядами сидений, компактвэны и микровэны — компактные аналоги, разработанные на базе автомобилей сегментов С и В. Примеры авто M-класса:
Категория легковых авто повышенной проходимости. К ней относятся внедорожники, кроссоверы и пикапы. Чаще всего они отличаются увеличенным дорожным просветом. Также такие машины имеют полный привод и универсальный кузов. Примеры:
В последние годы, после ухода с российского автомобильного рынка западных производителей, в РФ появилось много машин китайских брендов. В связи с этим в рейтинг каждого класса стали попадать и модели из Поднебесной. Рассмотрим ключевые характеристики каждой категории автомобилей и популярные у покупателей модели.
Экономкласс — это самые доступные автомобили на рынке. Имеются все базовые функции, при этом использованы недорогие материалы отделки. Эти автомобили подходят для ежедневного использования в городских условиях. В основном к ним относятся российские машины, иномарки с низким расходом топлива (малолитражки), а также другие бюджетные варианты — как седаны и универсалы, так и внедорожники. В седанах моторный отсек и багажное отделение структурно разделены. В топ-5 авто экономкласса входят:
Средний класс — более просторные и комфортабельные автомобили. Они часто оснащены дополнительными функциями и имеют более привлекательный дизайн. Это оптимальный вариант для тех, кто часто совершает долгие поездки и нуждается в дополнительном комфорте. В топ-5 авто среднего класса входят:
Автомобили, сочетающие в себе комфорт и для водителя, и для пассажира, а также высокую техническую оснащенность. Эти автомобили предлагают высокие уровни безопасности, в них применены передовые технологические решения. Рейтинг представительских автомобилей возглавили:
Самый высокий уровень авто, который предлагает максимальный комфорт, роскошь и самые современные технологии. Машины отличаются качеством оснащения и, соответственно, высокой ценой. В пятерку типичных представителей премиум-класса входят:
Модели от известных брендов с эксклюзивным дизайном и высочайшим качеством исполнения. Эти автомобили демонстрируют выдающиеся технические показатели и самые инновационные решения. В топ-5 наиболее популярных люксовых авто входят:
Экологические классы автомобилей определяются исходя из их уровня вредных выбросов и влияния на окружающую среду, с повышением класса растет эффективность использования топлива и чистота выхлопа.
В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Андрей Осипов отметил, что автомобили классом ниже Euro-4 запрещено эксплуатировать на территории Евросоюза. «Все машины, официально продаваемые в Европе — в Германии, в Великобритании, во Франции — обязаны сейчас соответствовать экологическому классу Euro-6», — подчеркнул эксперт.
При выборе автомобиля автоэксперт рекомендовал отталкиваться от того, каким образом машина будет эксплуатироваться. По его словам, имеет смысл придерживаться рационального подхода, а внешний вид при выборе модели должен играть второстепенную роль.
По словам автоэксперта, ассортимент новых автомобилей на российском автомобильном рынке сильно сузился: покупателям приходится выбирать между «китайцами». При выборе нового европейского или японского автомобиля приходится серьезно переплачивать, подчеркнул он. «"Европейцы" продаются в России практически уже втрое дороже, чем в США», — уточнил специалист. — Я советую покупать подержанный европейский, японский или даже корейский автомобиль, а не новый китайский. На эти машины, согласно всем законам, будут производиться запчасти даже спустя 40 лет после того, как машина или модель будет снята с производства».
Впрочем, есть и альтернативное мнение. Так, автоэксперт Евгений Житнухин, наоборот, посоветовал читателям «Ленты.ру» покупать отечественные или китайские машины. Его аргументы — выгодное соотношение цены и качества, а также экономия на дальнейших расходах в процессе эксплуатации и отсутствие дефицита комплектующих.
Классификации автомобилей условны. В некоторых странах они привязаны к налогообложению.
Еще одна классификация легковых автомобилей разработана европейским комитетом по проведению независимых краш-тестов (Euro NCAP) — она помогает сравнивать модели с точки зрения безопасности.