Силовые структуры
00:01, 29 мая 2024

ГИБДД России переименовали обратно в ГАИ. Почему название из СССР вернули спустя 26 лет и что это значит для водителей?

ГИБДД России переименовали обратно в Госавтоинспекцию спустя 26 лет
Илона Палей, Варвара Митина (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Щукин Алексей / ТАСС

Российская Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) вновь официально называется Государственной автоинспекцией (ГАИ) — об этом сообщил ее начальник Михаил Черников на заседании Общественного совета при МВД России. Советское название ГАИ дорожная инспекция сменила на ГИБДД 26 лет назад, в 1998 году, — тогда официальной причиной переименования называли обновление службы и создание ее положительного имиджа. Чем объясняется нынешний разворот к хорошо забытому старому, Михаил Черников не пояснил. Можно ли считать возврат к старорежимному названию признанием неудачи эксперимента по обновлению дорожной инспекции и чего ждать водителям от возвращения гаишников — разбиралась «Лента.ру».

О переименовании ГИБДД в ГАИ Михаил Черников высказался в конце заседания президиума Общественного совета при МВД России в ответ на пожелание председателя Общественного совета при МВД Анатолия Кучерены дорожным полицейским «внимательно профилактировать тех, кто нарушает правила».

Черников пояснил, что возвращение прежнего названия уже урегулировали законодательно и все нормативно-правовые документы ведутся уже с учетом этого. А на слова члена Общественного совета Константина Абрамова, что «у нас скоро милиция будет», Черников ответил: «Милиция — не знаю [вернется ли]».

Рожденная в СССР

История советской Госавтоинспекции началась 3 июля 1936 года, когда Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Сотрудники ГАИ — нового отдела НКВД — должны были в первую очередь бороться с авариями на дорогах.

Кроме того, они разрабатывали технические нормы эксплуатации автотранспорта, а также отвечали за подготовку и воспитание водителей.

Поначалу всем этим занимались всего 57 сотрудников — правда, наделенных широчайшими полномочиями

Они имели беспрепятственный доступ на все объекты народного хозяйства, могли требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов и участвовали в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей. А два года спустя, в 1938 году, в Советском Союзе стали создавать местные отделы ГАИ.

Еще через год советское правительство стало разрабатывать и принимать новые правила дорожного движения ради повышения уровня безопасности. Но всей этой работе помешала Великая Отечественная война: штат ГАИ сильно сократился, большинство сотрудников ушли на фронт, и их места заняли женщины.

Они занимались мобилизацией транспорта для нужд фронта, вели учет горюче-смазочных материалов, руководили подготовкой военных водителей, но в то же время не прекращали заниматься организацией дорожного движения. Временем больших перемен для Госавтоинспекции стали 1960-е годы.

С одной стороны, были созданы наставления и положения о деятельности ГАИ Министерства охраны общественного порядка РСФСР. С другой — устанавливались единые правила дорожного движения, образцы бланков водительских удостоверений, технических паспортов, номерных знаков для транспорта и многое другое. Функции инспекции также стали расширяться.

«Трудно выговаривается и не очень понятно»

Свое современное устройство Госавтоинспекция получила в 1970-е. Были созданы подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, а также станции для проведения техосмотра автотранспорта. Все десятилетие прошло под знаком усиления мер обеспечения безопасности движения и ужесточения ПДД.

В 1990-е, с развалом Советского Союза, развитие ГАИ остановилось: в инспекции начались сокращения, ухудшилась и профилактика ДТП. Аварий и преступлений на дорогах стало больше, причем в дорожных разборках того времени погибло немало сотрудников Госавтоинспекции.

Тем не менее к 1997 году ГАИ смогла преодолеть кризис: с нее сняли устаревшие организационно-хозяйственные функции, а главными задачами инспекции отныне стали обеспечение безопасности, общественного порядка на дорогах и борьба с преступностью.

А в 1998 году президент России Борис Ельцин подписал приказ №711, согласно которому Госавтоинспекция получила новое название — Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Предполагалось, что такой ребрендинг поможет создать в глазах россиян новый позитивный имидж дорожной милиции и точнее отразит суть ее работы

В том же году инспекция стала специальным органом, статус которого был повышен до уровня министерства. Впрочем, многие россияне это переименование восприняли скептически: ГИБДД по старинке называли ГАИ, а ее сотрудников — гаишниками. Причем в 2001 году новую аббревиатуру раскритиковал и президент России Владимир Путин.

В начале 2000-го года Владимир Путин издал указ, согласно которому аббревиатуры ГИБДД и ГАИ считались равнозначными. В 2004 году власти попытались внедрить еще одну аббревиатуру — Департамент общественной безопасности дорожного движения в составе МВД, сокращенно — ДОБДД. Но она не прижилась совсем.

В итоге идею переименования инспекции оставили на следующие семь лет и вернулись к ней лишь в 2011 году, когда в рамках реформы МВД милицию переименовали в полицию. Тогда звучали предложения о введении названия «дорожная полиция», но в итоге ведомство сохранило аббревиатуру ГИБДД наравне с ГАИ.

«Это избавление от неугодных людей»

Официальная причина того, почему в 2024 году ГИБДД решили окончательно переименовать в ГАИ, пока остается неизвестной. Депутат Госдумы Виталий Ефимов в беседе с «Лентой.ру» допустил, что после переименования может частично измениться суть ведомства — больший упор будет сделан на контроль и обеспечение порядка.

Впрочем, другие эксперты оценивают возвращение ГАИ более скептически. В частности, по мнению главы московского профсоюза сотрудников полиции Михаила Пашкина, такой ход может позволить «перетряхнуть людей» и избавиться от неугодных сотрудников.

Пашкин также подчеркивает, что для заинтересованных лиц переименование может стать удачной возможностью заработать. С ним согласен бывший начальник ГАИ Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) Петр Семесюк: по его словам, в 1998 году решение о переименовании ГАИ в ГИБДД потребовало огромных средств.

Собеседник «Ленты.ру» отмечает, что мероприятия связанные с таким переименованием, как правило, обходятся в миллиарды рублей и одной из его причин может быть желание отдельных чиновников освоить часть этих средств через аффилированные структуры.

В то же время, как говорит Михаил Пашкин со ссылкой на неназванных действующих сотрудников Госавтоинспекции, на первых порах изменятся лишь бланки и «другие мелочи». «Вместо смены названия стоило бы расширить штат и предоставить нормальные машины», — считают они.

При этом и Михаил Пашкин, и Петр Семесюк сходятся на том, что возвращение к советской аббревиатуре ГАИ никак не повлияет на безопасность дорожного движения на дорогах России.

< Назад в рубрику