10 лет назад ДНР и ЛНР объединились в борьбе с Украиной. Как на конфликт в Донбассе повлияли события 100-летней давности?
00:01, 26 июня 2024Ровно 10 лет назад, 26 июня 2014 года, Донецкая и Луганская народные республики подписали документ об объединении в конфедеративный Союз народных республик. Идея возникла не на пустом месте. Свою легитимность народные республики черпали из проекта Донецко-Криворожской советской республики (ДКР), существовавшей на территории юго-восточных регионов Украины во время Гражданской войны. Тогда, как и сто лет спустя, представители индустриального Донбасса потребовали вначале широкой автономии в составе Украины, а потом и присоединения к России, с которой у региона существовали обширные экономические и культурные связи. В рамках цикла к десятилетию конфликта на Украине «Лента.ру» разбиралась, как возник, почему провалился и как повлиял на современную Украину проект Донецко-Криворожской советской республики.
В конце 1980-х годов журналист Дмитрий Корнилов создал Интернациональное движение Донбасса, первым поднявшее черно-сине-красное знамя.
Именно под этим флагом 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях прошел первый референдум с требованием о федерализации Украины. Население тогда проголосовало за признание русского языка вторым государственным, автономию региона и усиление геополитических связей с Россией
Добиться федерализации пытались и позже.
28 ноября 2004 года в Северодонецке открылся съезд депутатов, сторонников Виктора Януковича, которые осудили массовые протесты в Киеве и заявили о необходимости создать автономное образование в составе Украины для защиты жителейюго-востока страны. Хотя решение о проведении референдумов было принято почти единогласно, добиться реальной автономии удалось только десятилетие спустя...
Политические дискуссии на тему распада и переустройства Украины шли с самого момента обретения страной независимости в 1991 году. Как ни парадоксально, одним из первых, кто поставил под сомнение единство страны, был основатель национал-демократической партии «Народный рух» («Народное движение»), кумир местных националистов Вячеслав Черновол. Правда, он заявлял лишь о возможном федеративном устройстве страны — собственно, вокруг идеи федерализации вплоть до политического кризиса 2014 года и вертелось большинство рассуждений, которые принято было называть сепаратистскими.
Еще в 1989 году Вячеслав Черновол декларировал, что Украина должна быть «союзом земель». «Я представляю будущую Украину федеративным государством — союзом земель, которые сложились исторически и несут на себе природно-климатические, культурно-этнографические, языково-диалектные, бытово-хозяйственные и другие различия, создающие неповторимое разнообразие единого народа», — писал политик. И добавлял, что единственным государственным языком в федерации должен стать украинский, однако в ряде регионов местные власти могли бы ввести двуязычие.
«Вижу в составе Украинской Народной Республики такие земли, как Киевщина, Подолье, Волынь, Галичина, Буковина, Закарпатье, Гетманщина, Слобожанщина, Запорожье, Донетчина, Таврия (Черноморье), а Крым как независимого соседа или автономную республику в союзе с Украиной», — писал политик.
В 1991 году Вячеслав Черновол инициировал созыв так называемой Галицкой ассамблеи, которая высказалась за административную реформу и создание на основе Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей нового автономного регионального образования — Галичины.
Несмотря на то что именно эта ассамблея послужила одним из катализаторов независимости Украины, после избрания президентом Леонида Кравчука сторонников Вячеслава Черновола стали обвинять в сепаратизме. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что в 1990-е годы начали появляться идеи создания автономных административных образований на юго-востоке Украины.
С принятием в 1996 году Конституции Украины, которая утвердила принцип унитарности, вопрос о федеральном устройстве был снят с повестки дня. Тем не менее в состав Украины, помимо 24 областей и двух городов республиканского значения (Киев и Севастополь), входила тогда Автономная Республика Крым, у которой в первые годы даже были собственная конституция и президент.
Исторические же корни борьбы Донбасса за самоопределение лежат в событиях столетней давности, а именно в появлении Донецко-Криворожской советской республики
Меж двух огней
До революции территория Донецкого каменноугольного бассейна была разделена между двумя регионами: Харьковской губернией и Областью войска Донского. Подавляющее большинство населения в них составляли русские — да, в селах Харьковской губернии было немало малороссов (украинцев), однако широкая индустриализация привлекала на заводы и шахты все больше и больше переселенцев из центральных губерний Российской империи.
Еще с конца XIX — начала XX века среди промышленников и инженеров были в ходу идеи об объединении промышленных потенциалов будущих Донецкого угольного бассейна (Донбасс) и Криворожского железорудного бассейна (Кривбасс)
Уже к тому времени сформировались промышленные связи, понимание необходимости объединения угледобывающих и металлургических районов в единый хозяйственный механизм.
Эти планы так и не были реализованы: помешали сначала Первая мировая война, а затем революция.
Вся эта горнозаводская промышленность составляет вовсе не местное краевое, а общее государственное достояние ввиду колоссального значения этой промышленности для самого бытия России. Конечно, не может быть и речи о том, чтобы вся эта промышленность и эта область могла находиться в обладании кого-либо другого, кроме всего народа
Появление автономистского движения в регионе происходило одновременно с попытками украинских националистов 1917-1920 годов добиться независимости на фоне революционных событий в бывшей Российской империи.
Центральная Рада — самопровозглашенный 17 марта 1917 года представительный орган украинских политических, общественных и культурных организаций — после свержения Временного правительства в одностороннем порядке провозгласила Украинскую народную республику (УНР) в федеративной связи с Российской республикой и включило территорию Донбасса в состав своего государственного образования.
Неопределенному множеству русских граждан, живущему на неопределенной территории, предписывалось подчиняться государственной организации, которую они не выбирали и во власть которой их отдали
События начали развиваться стремительно.
В апреле-мае 1917 года в Харькове состоялся 1-й областной съезд Советов рабочих депутатов Донецкой и Криворожской областей, на котором завершился процесс объединения Харьковской и Екатеринославской губерний, а также Криворожского и Донецкого бассейнов.
В последующие месяцы большевистские агитаторы развернули активную пропагандистскую работу и объединили все свои организации в Юзовке, Макеевке и других крупных городах.
В настоящее время мы порвали с Временным правительством и приступили к образованию своей власти, к организации которой будет привлечен весь Донецкий бассейн
Борьба за власть нарастала...
Провозглашение независимости
После свержения Временного правительства и установления советской власти в Петрограде исполком местных советов принял официальную резолюцию: «Развернуть широкую агитацию за то, чтобы оставить весь Донецко-Криворожский бассейн с Харьковом в составе Российской Республики и отнести эту территорию к особой, единой административно-самоуправляемой области».
По понятным причинам большевики отвергли позицию Центральной Рады, которая 12 (25) января 1918 года провозгласила независимость Украинской народной республики с Донецким угольным бассейном в своем составе.
Правда, ее власть над регионом так и не установилась — борьба партий при всей ее остроте не влияла на отношение к украинскому национальному движению. Как «буржуазные» круги (их представлял промышленник Николай фон Дитмар), так и пролетарии, которых возглавил большевик Федор Сергеев (известный по партийному псевдониму товарищ Артем), не видели своего будущего в составе украинской автономии.
Мы волею судьбы проживаем в пределах Катеринославщины [Екатеринославской губернии], которую наше «вильне казацтво» объявило принадлежностью Украинской республики. Отсюда наши доморощенные украинизаторы делают такие практические выводы, от которых нашим товарищам приходится круто
Всего через месяц после провозглашения независимости УНР Владимир Ленин вывел РСФСР из Первой мировой войны, подписав Брест-Литовский мирный договор с Германской империей.
Германская империя признавала Центральную Раду и подписала с делегатами соглашение, по которому войска Центральных держав вводилась на территорию УНР «для поддержания порядка». Фактически речь шла об оккупации
По Брест-Литовскому мирному договору РСФСР при этом не имела права вмешиваться во внутренние дела УНР.
В этих условиях местные большевики на 4-м областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов, проходившем в Харькове, провозгласили Донецко-Криворожскую советскую республику. Это произошло 12 февраля 1918 года
При этом съезд отдельно акцентировал, что считает независимость временной мерой, так как республика, по мнению делегатов, — неотъемлемая часть России. Главный идеолог автономии Федор Сергеев в тот же день направил телеграмму председателю ВЦИК Якову Свердлову: «Областной съезд Советов принял резолюцию о создании Совета Народных Комиссаров Донецко-Криворожского бассейна как части общероссийской федерации Советов».
По мере укрепления советской власти на местах федерации Российских Социалистических Республик будут строиться не по национальным признакам, а по особенностям экономически-хозяйственного быта. Такой самодовлеющей в хозяйственном отношении единицей являются Донецкий и Криворожский бассейны. Донецкая республика может стать образцом социалистического хозяйства для других республик
Точно границы республики маркированы не были и постоянно менялись вслед за движением фронтов, как и у многих подобных политических образований времен Гражданской войны. Тем не менее правительство заявило претензии на территории Харьковской и Екатеринославской губерний (целиком), часть Херсонской губернии, часть уездов Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающих к ним промышленных (угольных) районов области войска Донского, город Шахты и по линии железной дороги Ростов — Лихая. Столицей стал Харьков, чуть позже — Луганск.
Несмотря на то что большевики не контролировали всю территорию республики, для отпора немецким и австро-венгерским подразделениям был организован набор добровольцев в Донецкую армию (Красную армию Донбасса), а одним из командиров отряда стал молодой слесарь, будущий первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Однако из-за неравенства сил вооруженные отряды были вынуждены отступать.
19 марта на 2-м Всеукраинском съезде Советов в Екатеринославе (бывший Днепропетровск, современный Днепр) было принято решение объединить все советские государственные образования на территории, на которую претендовала УНР, в Украинскую Советскую Республику для создания единого фронта
Донецко-Криворожская советская республика, вопреки решениям областных депутатов, также объявлялась частью единой Украинской Советской Республики.
Что касается Донецкой республики, передайте товарищам (…) что, как бы они ни ухитрялись выделить из Украины свою область, она, судя по географии [секретаря внутренних дел УНР Владимира] Винниченко, все равно будет включена в Украину, и немцы будут ее завоевывать. Ввиду этого совершенно нелепо со стороны Донецкой республики отказываться от единого с остальной Украиной фронта обороны
Руководители исчезавшего образования — большевики Семен Васильченко, Михаил Жаков и Виктор Филов — в знак протеста подали в отставку, но повлиять на исход заседания, согласованный с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным, не смогли.
Успеха в административном перетягивании каната украинские большевики достигли благодаря усилиям Николая Скрипника, убедившего центр, что агитация среди населения будет успешной, только если ее сопроводит создание единой республики в предельно широких границах
В связи с продвижением немецких и австро-венгерских подразделений 7-8 апреля 1918 года правительство Донецко-Криворожской советской республики было вынуждено переехать в Луганск, а уже в конце месяца было эвакуировано на территорию РСФСР.
Оккупация продлилась до осени 1918 года, когда Германская и Австро-Венгерская империи признали поражение в Первой мировой войне. Восстановление советской власти на этих территориях происходило постепенно, начиная с Харькова.
6 января 1919 года была провозглашена Украинская Социалистическая Советская республика (УССР), а уже 17 февраля по настоянию Владимира Ленина окончательно прекратила существование Донецко-Криворожской советская республика
Обратная интеграция
Донецкий угольный бассейн оставался для большевиков основной базой пролетариата в Украинской ССР (на регион приходилось 60 процентов большевиков от всей их численности в республике) в противовес крестьянской массе населения и должен был стать главным проводником советской политики.
Дело не ограничилось только той частью Донбасса, что входила в Харьковскую губернию, южная часть региона была отторгнута большевиками от Области войска Донского и включена в состав УССР.
Причем к 1920 году в состав Украинской ССР вошли не только Луганск, Юзовка, Бахмут и Мариуполь, но также Таганрог и Шахты
Подобное прочерчивание границ нельзя было объяснить этнографическими мотивами: хотя в округе Таганрога большинством населения в тот период были малороссы (украинцы), пролетариат представлял собой срез со всего населения России и был преимущественно великорусским.
Причина была другой. Донецкий угольный бассейн — большой промышленный район на юге России. Если оставить его в РСФСР, то Украинская ССР становилась республикой практически без промышленного пролетариата, исключительно крестьянской. Большевики относились с недоверием к крестьянам, особенно богатым.
Включение Донбасса в состав Украинской СССР было необходимо большевикам как «классовая опора» в новой республике
В 1925 году небольшая часть региона с городами Шахты и Каменск, а также город Таганрог были переданы обратно в РСФСР, но большая его часть с Юзовкой и Луганском осталась в составе Украинской ССР.
С целью объединения в одно целое угольных районов большевики образовали сначала Донецкую губернию, а затем Сталинскую область, которая со временем разделилась на Донецкую и Луганскую области.
Эти решения повлияли на жизнь большого количества людей, проживающих в юго-восточных регионах новообразованной Украинской ССР, ведь уже в сентябре 1920 года началась принудительная украинизация
На государственные должности запрещено было принимать без знания украинского языка. Причем с учетом дефицита преподавателей украинского на должности привлекали даже тех, кто в годы Гражданской войны активно сотрудничал с противниками большевиков. Украинизация была постепенно свернута к концу 1930-х годов, но к тому времени уже были созданы кадры, и процесс проникновения украинского во все сферы жизни общества дальше шел уже самостоятельно.
Призрак коммунизма
Недолгая история Донецко-Криворожской республики оставила тем не менее свой след даже в истории независимой Украины. О неудавшемся проекте вспомнили еще в 1990-е годы, когда журналист Дмитрий Корнилов создал Интернациональное движение Донбасса и придумал флаг черного, красного и синего цветов.
Именно с интереса к истории Донецко-Криворожской советской республики началось движение за особую идентичность Донбасса и его включение в составе России в 1990-е годы, рассказал «Ленте.ру» брат Дмитрия Корнилова, политолог Владимир Корнилов, который также принимал непосредственное участие в деятельности организации.
«Мы начали проводить лекции по истории Донецко-Криворожской советской республики еще в конце 1980-х годов. И на базе тех, кто приходил на эти лекции, мы начали формировать наше движение», — подчеркнул Владимир Корнилов, отметив, что на тот момент было очень сложно искать даже самую базовую информацию о республике, приходилось пользоваться архивными документами, но все равно многие из них оставались засекречены.
Прямо скажу — поначалу мы сами мало знали об истории Донецко-Криворожской советской республики
Но несмотря на это Владимир и Дмитрий Корниловы с 1990-х годов активно проводили митинги с символикой республики, раздавали просветительские листовки, так что со временем идея о самостоятельности региона стала играть все более значимую роль для жителей Донецкой и Луганской областей.
Интересно, что образцом для движения послужили «народные фронты» в Латвийской и Эстонской ССР, и именно Интернациональным фронтом Донбасса организация первоначально называлась.
Мы специально ездили в прибалтийские республики, установили связи с местными движениями. Но поскольку слово «фронт» отпугивало многих умеренных, мы решили создавать интердвижение
При этом, несмотря на наличие других примеров государственных образований на территории Донецкого угольного бассейна, именно Донецко-Криворожская советская республика была важна движению как пример борьбы с Украиной и сохранения связей с единой Россией.
Это была самоорганизация масс региона с целью противостоять украинскому национализму, украинскому сепаратизму и остаться в составе единого российского государства
Исторический нарратив, безусловно, сыграл свою роль в последующих событиях. При этом 9 февраля 2015 года депутаты Народного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики объявили о том, что государственное образование ведет свою историческую и правовую преемственность именно от Донецко-Криворожской советской республики.
Как объяснил в разговоре с «Лентой.ру» директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, властям народных республик было важно выстроить историческую почву своей независимости.
А ведь раньше там в основном была дикая степь, где не было ничего. В том числе и Украины, которой там никогда и не пахло... Украина там появилась только в советское время благодаря Владимиру Ленину. А жили в Донбассе люди, приехавшие со всей страны. Классический Клондайк
По мнению эксперта, молодой государственности не на что было опереться кроме истории Донецко-Криворожской советской республики. Это, кроме того, важная часть советской истории, тогда как советский период важен для населения региона, особенно среди сторонников его самоопределения.
При этом Олег Бондаренко видит разницу, между проектом Донецко-Криворожской советской республики и Донецкой народной республики: руководство первой видело регион в составе РСФСР из-за хозяйственно-экономических связей, тогда как во время массовых протестов 2014 года куда важнее был культурный и национальный выбор.
Это была попытка отстроиться от навязанного, чуждого украинского сельского национального характера, который стал в какой-то момент цивилизационной нормой для всей Украины. Этот сельский характер абсолютно чужд широкой донецкой душе. Здесь столкнулись два мира. И эти миры нужно было разводить в разные стороны
***
Большевики были уверены, что включение Донецко-Криворожской советской республики в состав Украинской ССР выбьет почву из-под ног сторонников независимости. Преимущественно пролетарский, великоросский регион юго-востока должен был стать противовесом населенным малороссами крестьянским регионам центра и запада страны.
Однако вместо этого украинский политический проект получил огромную промышленную базу, которая позволила состояться претензиям на независимость Украины в 1991 году
Но, как и столетием ранее, большинство жителей региона не видели своего будущего в составе Украины.
Начиная с 1991 года организации и партии юго-восточных областей требовали как минимум федерализации страны, а как максимум — вхождения в состав России. Но власти оказались глухи к их требованиям. И когда в стране разразился масштабный политический кризис, это привело вначале к массовым протестам, а затем и к полноценной войне.