С сентября 2024 года в российских школах начали преподавать новый предмет — семьеведение. Уроки должны посещать учащиеся 5-9 классов. «Лента.ру» разбиралась, какие именно знания можно получить на уроках семьеведения, кто будет учить детей, предусмотрена ли система оценивания и можно ли пропускать занятия.
Что такое семьеведение
Семьеведение — это новая школьная дисциплина, которая познакомит учеников с социальным институтом семьи. В беседе с «Лентой.ру» старший методист направления «Русский язык и литература» домашней школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова рассказала, что кратко предмет можно назвать наукой о семье.
«Новый предмет призван рассмотреть место и роль каждого члена ячейки общества, научить уважительно относиться к родственникам, сформировать у подростков традиционные семейные ценности и позитивное ответственное отношение к браку», — пояснила Ирина Воронцова.
«Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия», — говорится в рабочей программе курса «Семьеведение».
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат Государственной Думы четвертого и восьмого созывов Нина Останина предложила ввести в школах этот курс еще весной 2023 года.
Разработкой программы курса «Семьеведения» занимались сотрудники Института стратегии развития образования и Института изучения детства, семьи и воспитания. Курировали процесс в Министерстве просвещения РФ.
В самой программе сказано, что курс не предполагает строгого следования плану, учителям лишь даются рекомендации. Педагоги могут сами составлять каждый урок, используя материалы курса и при этом учитывая возраст и другие особенности каждого класса.
составляет длительность курса семьеведения
Ирина Воронцова пояснила: «Министерство просвещения РФ пока решило сделать курс внеурочным: если его вводить в обязательную сетку расписания, то нужно будет пожертвовать часами других предметов». Семьеведение в школах будут проводить в рамках курса «Разговоры о важном». Также он может преподаваться как внеклассная внеурочная деятельность. Однако новый предмет пока что появится не во всех школах.
По мнению Воронцовой, сначала нужно посмотреть, будет ли интересен этот курс школьникам, и только потом принимать решение о введении его в расписание на постоянной основе.
С какого класса появится семьеведение
Курс рассчитан на школьников двух возрастов:
- для учащихся 5-7 классов;
- для учащихся 8-9 классов.
Кто будет вести урок
«Пока точной информации нет, кто будет вести данный курс. Возможно, это будут классные руководители. На мой взгляд, это не очень хорошая идея. Такой курс должны вести подготовленные люди: психологи, социальные педагоги», — рассказала Ирина Воронцова.
Кроме того, для классных руководителей это будет лишняя нагрузка. Любому человеку нужны ресурсы для погружения в новую для него тему: необходимо много читать, готовиться, особенно поначалу. Это будет отнимать время от профильной для учителя дисциплины, считает Воронцова.
Темы семьеведения
Всего курс включает в себя пять больших блоков, посвященных вопросам брака, семейной жизни и рождению детей.
«Человек, семья, общество…»
Школьникам расскажут, как и для чего создается семья, какова ее роль в обществе, что значит семья для ребенка, что брак — это союз мужчины и женщины. В методических рекомендациях сказано, что в этом модуле будут обсуждать роли отца и матери, важность выбора спутника жизни, отношения между детьми и родителями и другие вопросы.
«Мои родственники — похожие и разные»
«Во втором модуле школьники узнают об истории семьи, о том, что такое генеалогическое древо, о связи с родителями, братьями, сестрами, чем ценны отношения между родителями, между внуками и бабушками и дедушками, о близких и дальних родственниках», — добавила Ирина Воронцова.
Предполагается, что этот модуль также затронет тему конфликтов в семье, конкуренции, преодоления барьеров, например, между сводными родственниками.
«О семейном уюте и не только…»
Школьники будут изучать, что такое дом и семейный быт, как вести домашнее хозяйство, распоряжаться семейным бюджетом. Педагог обсудит с учащимися, насколько сложно или, наоборот, легко жить молодой семье с родителями и другими родными. Сюда же входят темы обустройства жилья — например, что понадобится семье с детьми.
«Важней всего — погода в доме…»
«Здесь будут говорить о нравственных основах семейной жизни, о том, как создать благоприятную атмосферу, на чем держится семья», — пояснила Воронцова. Также с учащимися обсудят, как избегать конфликтов в семье, что помогает объединиться, в чем заключается здоровый образ жизни, какие пищевые привычки полезны, зачем нужны общие праздники, почему важны физическое и психологическое здоровье.
«Современная семья и право»
В рамках этого модуля со школьниками поговорят о вступлении в брак, о поддержке государства семей с детьми, о правах и обязанностях родителей и детей. Кроме того, сюда же входят вопросы усыновления, удочерения и опекунства: как это осуществить, почему важно заботиться о детях, оставшихся без родителей, их адаптации и так далее.
Оценки за семьеведение
Пока что знания, полученные в рамках курса, оценивать не будут.
Насколько актуален новый предмет
«На мой взгляд, задумка сама по себе хорошая. Однако я считаю, что глобально преподавать данную дисциплину нужно не в школах, а на 3-4 курсах вузов. Современные дети и так перегружены основными дисциплинами в школе», — поделилась своим мнением Воронцова.
Формат преподавания (внеурочный) и отсутствие оценок могут повлиять на отношение школьников к этому предмету: вряд ли они будут воспринимать семьеведение серьезно. А с учетом большой учебной нагрузки и вовсе могут не уделять ему должного внимания.
Еще в 1960-х в школах СССР ввели курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Тогда же появились дополнительные программы и даже клубы, в которых можно было обсуждать отношения и брак. Ближе к 1970 году курс отменили.
В 1982 году в советских школах была введена в школьную программу дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Она преподавалась учащимся старших классов (9-10-х), а также в техникумах и ПТУ. «Этот курс был посвящен взаимоотношениям юношей и девушек, дружбе, любви, семейным отношениям», — рассказала Ирина Воронцова.
В 1983 году появился еще один курс под названием «Гигиеническое и половое воспитание». Эту дисциплину школьники начинали изучать в 8 классе. Здесь рассказывалось об ответственности супругов, формировании их полового самосознания, сексуальном опыте и других аспектах жизни и отношений.
«Просуществовали эти предметы недолго, спустя несколько лет их исключили из школьной программы. Одна из причин — эти дисциплины вели учителя-предметники, у которых была совсем другая профильная дисциплина, и к новой задаче они относились чересчур формально», — заключила эксперт.
Кроме того, Воронцова считает, что в 5-9 классах детям пока рановато задумываться о том, чтобы создавать семью: в этом возрасте стоит сосредоточиться на учебе и выборе дальнейшего жизненного пути. Хотя, конечно, разговаривать о семье и ценностях необходимо, и это и так происходит на других уроках.
«В школьном курсе обществознания есть темы, посвященные семье и отношениям, где рассматриваются основные функции семьи, типы семей по структуре, укладу. В курсе финансовой грамотности речь идет о бюджете: доходах и расходах, финансовой "подушке безопасности"», — добавила эксперт.
Еще один предмет, затрагивающий тему семьи, — литература. «В древнерусском произведении "Слово о полку Игореве" жена князя Ярославна тоскует и плачет о любимом муже Игоре. Почему это происходит? Можно на уроке рассмотреть подробно», — объяснила эксперт. По мнению Воронцовой, много и других примеров. В сентиментальной повести Карамзина «Бедная Лиза» показаны взаимоотношения матери и дочери. В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно проследить, как семейные ценности влияют на формирование личности.
«Идея о внедрении курса "Семьеведения" хорошая. Как она будет реализована на самом деле, станет ли курс востребованным, покажет время. Пока есть вопросы (например, кто будет вести этот предмет), над которыми следует еще поработать. Дисциплина сама по себе интересная, но, на мой взгляд, не для школьников», — заключила Ирина Воронцова.