Интернет и СМИ
19:33, 14 октября 2024

Как сделать резервную копию данных из сервисов Google? Пошаговая инструкция

Дарья Сидорова
Фото: Firmbee.com / Unsplash

В конце сентября Минцифры РФ посоветовало россиянам сделать резервную копию данных из сервисов Google. За несколько недель до этого у платформы перестала работать авторизация по SMS на российские номера. И хотя проблему вскоре исправили, создание резервных копий — важная функция, которая помогает сохранить ценную личную и рабочую информацию. «Лента.ру» рассказывает, зачем нужны резервные копии, как создавать их в Google и как часто нужно делать бэкап в других сервисах.

Что такое резервная копия

Резервная копия позволяет сделать дубликат файла, данных, приложения, системы или сервера с помощью специального программного обеспечения или просто копируя из одного места в другое. Процесс создания резервной копии также называют бэкапом.

«Резервные копии — это копии всех данных, находящихся на устройстве, которые сохранены на том или ином носителе. Это нужно для восстановления системы в случае ее повреждения или уничтожения, а еще для переноса информации на новое устройство. То есть главной целью резервной копии является сохранение информации на случай, когда данные будут недоступны по той или иной причине в месте их изначального хранения», — рассказал «Ленте.ру» директор департамента проектирования систем по информационной безопасности компании «Информзащита» Анатолий Ромашев.

Как правило, у резервной копии та же версия, размер и характеристики, что и у исходных данных. Например, копия фото и видео весит и выглядит так же, как и оригинал

Как создать резервную копию в Google

У платформы есть специальный сервис — Google Архиватор (Google Takeout). Он показывает, когда вы в последний раз делали резервную копию своих данных, и позволяет создать новую. Как это сделать?

Шаг 1. Зайдите на сайт и выберите поле «Создание экспорта». Сервис предложит выбрать конкретные данные, которые вы хотите заархивировать. Можно выбрать сразу все или вручную проставить галочки напротив того, что вам нужно сохранить. Нажмите «Далее».

Какие данные сохранять обязательно

  • Диск — все данные, которые хранятся на «Моем диске»: документы и комментарии к ним, папки, архивы, фото и видео.
  • Календарь — все важные даты и запланированные мероприятия.
  • Контакты из всех сервисов Google: например, данные об электронной почте, номере телефона, имени.
  • Почта — все письма, включая те, что отправлены в спам или корзину. Сохранятся одним файлом в формате .mbox.
  • Chrome — все настройки браузера, закладки и история поиска.
  • Google Фото — снимки и видео из сервиса. Например, туда телефоны на Android отправляют ваши медиа при синхронизации.

Шаг 2. Выберите, как хотите получать файлы, в каком формате, какого размера и как часто делать бэкап.

Шаг 3. Нажмите синюю кнопку «Создать экспорт» и ждите ссылку.

Google предупреждает, что создание копии может занять несколько дней. На деле ссылка на скачивание приходит через один-два часа

Также у вас появится раздел «Управление экспортом». В нем вы сможете отменить создание резервной копии или запросить еще одну, а затем в течение недели скачать готовый файл. Там же сервис покажет, какие ваши данные не получилось загрузить в файл.

Если вы запросили копию по ссылке, то спустя время вам на почту придет письмо с темой «Данные из аккаунта Google готовы к скачиванию». По кнопке «Скачать файлы» сервис проверит ваш пароль и начнет загружать файлы на компьютер в папку, которую укажете. Чем больше вы сохраняете, тем крупнее будет файл и тем больше времени займет скачивание. Поэтому обратите внимание, хватает ли у вас на компьютере места для архива.

Проблемы Google в России в 2024 году

В начале осени 2024 года СМИ сообщили, что у россиян пропала возможность заводить новые аккаунты в Google, используя номер телефона.

При создании новой учетной записи удавалось пройти все этапы — от выбора имени до пароля. Но в итоге система запрещала подтверждать аккаунт по мобильному номеру, зарегистрированному в России

Эксперты заявляли, что похожие проблемы возникали и раньше. Например, аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал, что такое случается, когда в России блокируют SMS-шлюз, с которого регистрировались номера. Звучала также теория о том, что проблема касалась новых сим-карт с номерами, которые прежде принадлежали другим людям. Если на эти номера уже были заведены аккаунты в Google, создать новый не получалось.

Уже вскоре появились новости о том, что возможность регистрировать номера вернулась. В конце сентября Минцифры подтвердило, что авторизация заработала, но все же посоветовало россиянам создавать резервные копии всех данных в Google.

Российское ведомство также посоветовало при использовании Google искать альтернативу двухфакторной аутентификации, при которой нужно подтверждение по SMS, и хранить данные на отечественных платформах.

Google заявила, что планирует сохранить доступ к своим бесплатным сервисам в России и пытается решить проблемы с учетными записями.

Среди таких данных собеседник назвал документы на Google-диске, рабочие файлы в Google Docs и таблицах, а также пароли от сайтов, которые Google сохраняет внутри аккаунта для более простой авторизации.

В разговоре с «Лентой.ру» эксперт по информационной безопасности компании «МойОфис» Дмитрий Костин посоветовал завести привычку создавать резервные копии всей ценной информации независимо от сервиса, где она хранится. Доступ к ней можно потерять не только из-за ограничений платформы, но и из-за технических сбоев и атак хакеров.

Как часто и сколько резервных копий делать

Дмитрий Костин на наглядном примере объяснил, почему важно делать резервные копии: «Представьте такую ситуацию: вы потеряли телефон, а на нем хранились фотографии за последние пять лет. Из отпуска, с дней рождений, важных для вас событий. Такие данные никому не хотелось бы потерять. Решение проблемы — создание резервных копий. Все, что нужно, это периодически, при изменении информации создавать несколько копий важной информации».

По его словам, при работе с бэкапом есть золотое правило «три-два-один»:

Анатолий Ромашев советует делать бэкап личных данных раз в несколько месяцев. А вот данные рабочих файлов рекомендует копировать чаще.

«Все зависит от того, как часто вы подвергаете серьезным изменениям свои данные. Если ваша работа подразумевает создание новой чувствительной информации каждый час, то с такой же частой нужно создавать резервные копии. Если же ценная информация сменяется в течение недели, то бэкапы надо делать каждые семь дней и так далее», — посоветовал он.

В целом процесс резервного копирования данных для обычных пользователей не сложен и занимает немного времени. Такая функция есть в большинстве крупных программ и устройств, которые работают с большими объемами информации, — от мессенджеров до операционных систем и смартфонов

Например, в настройках смартфона можно найти функцию бэкапа, выбрать место, где будут сохраняться данные устройства, частоту копирования и время хранения данных. К тому же в большинстве сервисов и телефонов есть функция автоматического резервного копирования.

Стоит подумать, на каких зарубежных сервисах хранится вся информация, которая для вас важна, и на всякий случай скопировать ее на компьютер или другой сервис

«Сегодня мы не можем однозначно сказать, какой сервис для россиян закроется завтра. В любом случае крупные компании не делают это одномоментно, они дают время своим пользователям как раз на создание бэкапов и выгрузку ценной информации. Однако не лишним будет делать резервные копии с иностранных сервисов, которые вы используете для рабочих проектов. Например, Figma, где многие пользователи создают презентации, инфографику, картинки. Стоит скопировать чувствительные данные с иностранных облачных сервисов, если вы ими пользуетесь. Помимо Google, это, например, iCloud или Dropbox», — заключил Анатолий Ромашев.

< Назад в рубрику