«Учитель всей земли Русской» Сергий Радонежский спас Русь от уничтожения. На что он пошел ради этого?
14:21, 26 декабря 2024Сергий Радонежский не был выдающимся ученым, не был великим писателем или богословом — он был святым, духовным пастырем земли русской в самый тяжелый период ее истории. Жизнь Сергия Радонежского вместила в себя три четверти XIV века. Века тяжелого, темного, но определившего дальнейшую судьбу российской государственности и всего русского этноса в целом. Об удивительном человеке и самом почитаемом русском святом «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Жизнь замечательных людей».
...
В XIII столетии Русь была разорена татаро-монгольским нашествием. Многие города сожжены, людей тысячами угоняли в рабство, тех кто сопротивлялся, убивали. Чтобы спастись, они уходили в леса, пахотные земли зарастали березняком, начался голод.
Единого государства в то время не существовало. Страна была разбита на мелкие княжества, постоянно враждовавшие между собой. За ярлыком на княжение русские князья должны были ездить в орду на поклон. Из орды они привозили отряды татарских наемников, используя их в братоубийственных междоусобных войнах.
Однажды узнав дорогу, татары приходили вновь и вновь, грабили и убивали. С запада на обескровленные русские земли нападали литовцы, немцы, шведы, поляки. По дорогам бродили шайки лихих людей. Враги рвали Русскую землю со всех сторон
К началу XIV века за главенство в русских землях соперничали Московское и Тверское княжества. Татары попеременно поддерживали то одного, то другого князя, сея в русских людях вражду и ненависть. Так, в ходе Бортеневской битвы (1317) темник Золотой Орды Кавгадый, пришедший на тверскую землю с московским князем Юрием Даниловичем, изменил ему, перейдя на сторону врага, и тем обеспечил тверскому князю победу. Сегодня в 30 километрах от древнего города Старица, на месте крупнейшего конного сражения века XIV века, стоит каменный крест и скромная часовенка.
В большом упадке находилось и православие. Церкви осквернены и разграблены. Монастыри, бывшие в домонгольской Руси центрами письменности, культуры и знаний, лежали в развалинах. Восстанавливать их не спешили, в любой момент можно было ожидать нового набега ордынцев, разорения, гибели или угона в рабство.
В результате крупные общежительные монастыри, являвшиеся школой, где инок получал базовые понятия о монашестве и основные навыки молитвенно-аскетической практики, почти исчезли. Их заменили небольшие особножительные обители, в которых братия собиралась лишь на общие богослужения, в остальное же время монахи жили каждый сам по себе.
Сейчас эти времена назвали бы лихими. Власть была слаба, закон стал уделом сильного, духовная жизнь народа едва теплилась. Под угрозой было само существование русского этноса.
«Отрок сей будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собой»
3 мая 1314 года в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился мальчик. Назвали его редким именем Варфоломей, в честь одного из 12 ближайших учеников Христа, по преданию распятого язычниками в Армении.
О первых годах жизни будущего подвижника мы знаем из сочинения Епифания Премудрого, монаха Троице-Сергиева монастыря. Епифаний был учеником Сергия. «Житие преподобного Сергия Радонежского» он начал сразу же после его смерти.
Согласно Епифанию, появлению на свет Варфоломея предшествовали чудесные знамения, и уже в детстве он был отмечен особой благодатью. Так, во время воскресного богослужения младенец, находящийся в утробе матери, трижды прокричал в наиболее важных моментах литургии. А новорожденным отказывался брать материнскую грудь в постные дни недели — среду и пятницу
Ростов Великий, упоминавшийся в русских летописях с 862 года, был одним из старейших русских городов. Во время татарского нашествия 1237 года он почти не пострадал. Но в 1317 году по дороге на Тверь его сжег ордынский темник Кавгадый, уже упоминавшийся выше. После разорения Ростова семья боярина Кирилла обеднела и вскоре перебралась в село Радонеж.
В семь лет Варфоломея вместе с братом Стефаном отдали учиться в церковную школу. Маленький Варфоломей очень старался, но грамота ему никак не давалась. Товарищи над ним смеялись, учителя наказывали, мальчик плакал, но ничего не получалось.
И вот однажды Варфоломея отправили «на взыскание клюсят», то есть на поиски сбежавших жеребят. Клюсят он не нашел, зато встретил у дуба «старца черноризца, саном пресвитера». Мальчик рассказал старцу о своем горе и попросил помолиться, чтобы Бог помог ему освоить грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть: «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей своих».
Варфоломей пригласил странника домой. Родители приняли его хорошо, накормили. После чего старец велел мальчику читать псалмы. Варфоломей начал, и все были поражены, как хорошо он читает. Уходя, старец произнес пророческие слова:
Отрок сей будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собой к уразумению божественных заповедей
С этого времени Варфоломей мог читать без запинки уже любую книгу и, как утверждает Епифаний, быстро обогнал в учебе своих товарищей. Чудесную встречу изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» (1890) русский художник Михаил Нестеров.
Варфоломей рос не по годам серьезным, не пропускал церковные службы, строго соблюдал посты, скромно одевался. Дома не отказывался ни от какой работы, но просил родителей отпустить его жить в монастырь. Отец уговорил не торопиться: «Вот проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе». Лишь после смерти родителей Варфоломей исполнил свою мечту — стал пустынножителем. Началом его монашеского пути было отшельничество.
Как отрок Варфоломей стал иноком Сергием
Оставив имущество своему младшему брату Петру, Варфоломей и Стефан поселись в лесу в 12 километрах от Хотькова, где в Покровском монастыре были похоронены их родители.
Выбрали небольшой холм, позже названный Маковицей, построили на нем шалаш, потом срубили «в лапу» небольшую келью и церквицу, посвятили ее Святой Троице, как пророчествовал прежний старец. Плотницким мастерством они владели. Сходили пешком в Москву к митрополиту Феогносту испросить благословения. Тот благословил и послал священника с мощами мучеников освятить церквицу.
В пустынничестве жили трудно, пили воду, ели хлеб, который приносил брат Петр. Варфоломей оказался крепче Стефана. Тот не выдержал и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где жить было полегче. А Варфоломей уже в полном одиночестве продолжал свой отшельнический подвиг.
Недалеко от пустыни жил игумен-старец Митрофан, по-видимому, служивший в посадской церкви и имевший право постригать в монахи желающих монашествовать. Ему отшельник открыл свое желание стать иноком.
7 октября 1337 года игумен Митрофан постриг юношу Варфоломея, на 24-м году жизни дав ему новое имя — Сергий, с которым тот и вошел в историю
После пострига Митрофан семь дней совершал ежедневную литургию, а Сергий все это время усердно молился, «не выходя из церквицы и не вкушая никакой пищи, кроме просфоры», которую давал ему Митрофан.
«Бесы были все в остроконечных шапках, на манер литовцев»
В пустынном уединении Сергий прожил около двух лет. Все это время его тело и дух подвергались тяжелым испытаниям и искушениям. Для того чтобы выжить, он завел огород, заготавливал грибы, ягоды, коренья и лечебные травы, запасал на зиму дрова. Темными зимними ночами измученного отшельника преследовали страшные видения. Епифаний рассказывает:
Возникали образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, когда в церквице своей он пел утреню, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый полк бесовский. Бесы были все в остроконечных шапках, на манер литовцев. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился: «Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его». Бесы исчезли
В другой раз келья наполнилась змеями — даже пол они закрыли. Снаружи раздался шум, и «бесовские полчища» как будто пронеслись по лесу. Он услышал крики: «Уходи же, прочь! Зачем пришел ты в эту глушь лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся долее здесь жить: тебе и часа тут не провести; видишь, место пустое и непроходимое, как не боишься умереть здесь с голоду или погибнуть от рук душегубцев-разбойников?»
В «Житие» Епифаний рассказывает, как однажды зимой к келье пришел огромный, но ослабший от голода медведь. Сергий пожалел его и вынес краюху хлеба. Медведь стал приходить часто, Сергий всегда подавал ему, как страннику, и он стал ручным.
Слух об удивительном пустыннике распространился по округе. К Сергию начали приходить люди, чтобы спросить совета, получить благословение, помолиться вместе с ним. Иные просились жить рядом. Сергий не отговаривал, но указывал на трудность и лишения. Когда количество братьев, постоянно живущих на Маковице, достигло двенадцати, новых решили пока не принимать. Вокруг церквицы построили одиннадцать новых келий, огородили их тыном с воротами. Так была основана обитель, ставшая впоследствии Троице-Сергиевой лаврой.
«Вся стяжал еси, а послушаниа не имеши!»
Условия повседневной жизни «лесных апостолов» были суровы, но Сергий и в работе, и в молитве служил для всех примером. Рубил лес, таскал бревна, носил в гору воду, ручным жерновом молол зерно, пек хлеб, готовил пищу, шил одежду и обувь. Несмотря на скудную пищу, был здоров и «имел силу противу двух человек».
Первая служба в обители начинались в полночь, затем заутреня, третий, шестой, девятый час и, наконец, вечерня. А между службами — молебные пения и келейное правило.
Келейное правило представляло собой многократное, размеренное, в такт дыханию повторение короткой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» с одновременным перебором узелков лествичных (кожаных) четок. Цель медитации состояла в том, чтобы, отрешившись от внешнего мира, сосредоточить все мысли и чувства на иконописном образе Спасителя и вступить с ним в мистическое общение.
Из одинокого пустынножителя, мечтателя и созерцателя Сергий постепенно превращался в настоятеля малой общины, апостольской не только по числу братьев, но и по духу чистой простоты первых христиан. Так продолжалось несколько лет, и уже не слухи, а слава о чудесном отшельнике и его братьях во Христе разошлась далекими кругами вокруг Маковицы.
Являясь духовным пастырем своей общины, Сергий все еще не был посвящен в сан и формально служить не имел права. Братия неоднократно обращалась к нему с просьбами стать игуменом. Несколько раз «приступали к нему старцы», уговаривали, убеждали. На что Сергий неизменно отвечал:
Желание игуменства есть начало и корень властолюбия
Но братия настаивала, ведь это же Сергий основал пустынь, построил церковь, кому же еще быть игуменом и совершать литургию, вместо приглашенного священника со стороны. В конце концов «апостолы» пригрозили уйти из обители, если Сергий не примет сан, и он согласился.
Пройдя около 70 верст по лесным дорогам, Сергий и два сопровождавших его инока пришли в Переславль-Залесский. Владыка Афанасий радушно принял гостей. Он много слышал о них и понимал, какую пользу могут принести православному делу на Руси суровые отшельники, собравшиеся на Маковице. Выслушав просьбу иноков дать им игумена, Афанасий объявил, что именно Сергий призван стать настоятелем. А чтобы тот не упирался, назначил ему это в качестве послушания:
Возлюбленне! Вся стяжал еси, а послушаниа не имеши!
За три дня Афанасий последовательно постановил Сергия в иподьяконы, дьяконы и священники. А затем поручил самостоятельно провести литургию в Спасо-Преображенском соборе — первом белокаменном храме Владимирской Руси. Испытание Сергий выдержал успешно.
Поставление в священники стало одним из самых сильных и счастливых переживаний в жизни будущего святого.
«Ни стара, ни уна, ни богата, ни убога»
Вернувшись в Троицкую обитель, Сергий принялся перестраивать монашеский обиход на общежительный лад. В основе его лежали принципы равенства, послушания и распределения обязанностей. Последнее представляло собой систему служб. Келарь отвечал за кладовые, повар — за порядок в поварне, хлебник — за выпечку хлеба, трапезник — за прием пищи, кутник разносил блюда, за правильностью совершения богослужения следил уставщик, за тем, чтобы братья на службе не болтали, — эпитерит. Был даже монах-будильник, поднимавший братию ото сна возгласом: «Благословите, святые!»
Иноки имели две ежедневные трапезы — обед и ужин. Но во время Великого поста допускалась лишь одна. Обед состоял из варева (супа) и сочива (каши). Мясные блюда из меню исключались. На ужин подавали разогретое сочиво, оставшееся с обеда. По праздникам монахи имели «утешение» — кутью или пироги. Летом монастырский стол разнообразился овощами, фруктами, ягодами и грибами. В определенные дни на трапезе допускалась рыба.
Места в трапезной иноки занимали в соответствии с положением в обители. Трапеза начиналась с молитвы, первым начинал есть игумен.
Во время трапезы один из братьев читал жития святых, болтать за столом строго воспрещалось. Любое спиртное было строго запрещено — «убо имеем питие пианьственное не можем воздержатися, но пием до пианьства»
После введения общежительства (примерно в 1364 году) в сутки совершалось семь богослужений. Сергий строго запрещал монахам просить милостыню, но никогда не отказывался принимать щедрые дары от чистого сердца. Монастырь разрастался, расстраивался, принимал новых иноков — не отказывали уже никому «ни стара, ни уна, ни богата, ни убога». Вокруг Маковицы начали селиться крестьяне, а знать почитала за честь получить благословение преподобного.
Около 1374 года умерла княгиня Ульяна, вдова Ивана Калиты, и Радонеж отошел к его внуку князю Владимиру Серпуховскому. Князь часто бывал в Троицкой обители и следил за тем, чтобы она ни в чем не нуждалась. Слава и благосостояние Сергиева монастыря быстро росли, а ученики его открывали новые монастыри в русских землях.
«Имейте одни мысли, будьте единодушны и единомысленны»
Тем временем на Руси происходили значительные геополитические изменения. Московское княжество укреплялось, огнем, мечом и пряником поглощая соседей. При этом московские собиратели русских земель не брезговали ни обманом, ни подкупом, ни убийством. На особо упорных натравливали татар. Цель оправдывала средства. Русь собиралась вокруг Москвы, в то время как орда дробилась на части.
Но на каждую силу всегда найдется другая сила, на меч — меч, на дубину — дубина. И лишь слово, если это Слово Божие, не имеет альтернативы. В XIV веке в объединении Руси выдающуюся роль сыграла православная церковь, став духовной скрепой рождавшегося в муках Московского государства. А Сергий Радонежский стал одним из самых уважаемых, почитаемых и влиятельных сторонников и послов великого князя Московского.
Когда в разных частях Русской земли начиналась смута и разгорался пожар ненависти, Сергий покидал монастырь и отправлялся в путь. Всегда пешком, ибо «конь исключается из употребления святых»
Общежительские принципы, принятые им в обители, Сергий распространял и на всю Русь — «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны». Эти принципы полностью соответствовали державным устремлениям великого князя и митрополита Московского. В Ростове, Твери, Рязани, Нижнем Новгороде и других городах Сергия слушали и много где ему подчинялись. «Тихими и кроткими словами» он действовал на самые загрубелые и ожесточенные сердца и очень часто примирял враждующих между собой князей. Междоусобицы, готовые вот-вот вспыхнуть, гасли, не достигнув степени необратимой, а конфликты, как правило, решались в пользу великокняжеской власти.
Пешие походы Сергия бывали очень опасны. На дорогах свирепствовали разбойники. В городах — черная смерть. Нижегородский летописец свидетельствовал: «Везде туга и печаль горькая, плач и рыдание, и крик, и вопль, и слезы неутешимы. И в градех мертвыя, и в селах, и в домех, и в храмах, и у церквеи, а мало живых».
В 1378 году московский митрополит Алексий, чувствуя близость смерти, уговаривал Сергия стать своим преемником. Алексий велел принести золотой крест с драгоценными камнями и отдал его преподобному. Но святой просто ответил:
От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете
И как его ни уговаривал митрополит, все оказалось впустую. Сергий глубоко почитал иерархию, но убедил Алексия, что и для церкви будет лучше, если он останется делать свое дело так, как умеет. После чего взял посох и спокойно удалился от того, чего другие добивались всю жизнь.
«Бог поможет тебе, ты победишь»
В Орде между тем выдвинулся Мамай. К поражению Твери и возвышению московского князя Димитрия ордынский хан спокойно отнестись не мог — слишком опасен становился русский князь.
Мамай отправил карательный отряд наказать нижегородцев за их союз с Димитрием. В 1377 году в битве на реке Пьяне татарский царевич Арапша разбил суздальско-нижегородскую рать и разграбил Нижний Новгород. Затем Мамай выслал войско во главе с мурзой Бегичем уже на Москву. Однако Димитрий энергичным маршем за Оку опередил его, и 11 августа 1378 года на реке Воже «поганые» в первый раз были разбиты.
Мамай впал в бешенство, русскому князю он решил напомнить времена Батыя. Для похода на Русь хан собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов, армян и буртасов, сговорился с генуэзцами и литовским князем Ягелло. Летом 1380 года Мамай стал лагерем в устье реки Воронежа, поджидая прибытия наемников.
Великому князю Московскому и Владимирскому Димитрию также удалось собрать большую рать. Кроме Москвы и Владимира, на его призыв откликнулись Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков и другие города помельче.
18 августа Димитрий с князем серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Сергиеву лавру за благословением и напутствием.
Незадолго до этого у Сергия было чудесное видение. Во время молитвы перед иконой Богоматери Одигитрии пред ним явилась сама Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Не мысленно, а своими глазами увидел Царицу Небесную преподобный, почувствовал кожей ее прикосновение и услышал ее голос. Богоматерь обещала Сергию покровительствовать лавре и всей Русской земле. О добром знамении игумена тут же стало широко известно за пределами монастыря.
После совместной молитвы с воинами Сергий напутствовал великого князя словами:
Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься
Димитрий опустился на колени, и Сергий осенил его крестом. В помощь князю преподобный дал двух монахов-схимников — Пересвета и Ослябю. В миру они были воинами, но на татар пошли как иноки — без доспехов, с белыми крестами на монашеской одежде.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле у слияния рек Дона и Непрядвы произошло сражение, на века прославившее русское оружие. Войско хана Мамая было полностью разгромлено. Но и русские потери были немалы. Погибли Пересвет и Ослябя. Сам великий князь был сбит с коня и найден после битвы в бессознательном состоянии.
Победа не принесла окончательного освобождения от татарского ига, но она воодушевила и сплотила русский народ. Уже в следующем веке Москва смогла окончательно подняться над удельной сумятицей, сломила татар и объединила вокруг себя русские земли.
Молва о чудесном благословении русских воинов перед Куликовской битвой еще больше упрочила славу преподобного Сергия Радонежского. В рассказах о его напутствии великому князю Димитрию как-то сам собой исчез союз «если» («если Бог поможет тебе, ты победишь…») и из напутствия оно немедленно превратилось в божественное пророчество («Бог поможет тебе, ты победишь…»).
«Всей Русской земли нашей учитель и наставник»
После Куликовской битвы Сергий вновь взял в руки посох странника и пешком покинул обитель. Как и прежде, его главной целью было нести в русские земли Слово Божие, воодушевляющее и объединяющее русский народ. В трудах, в воздержании и молитве, как рассказывает Епифаний Премудрый, преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей уведомил братию монастыря заранее. Кончина Сергия Радонежского пришлась на 25 сентября 1392 года. Летописец записал:
Преставился преподобный игумен Сергий, святой старец, чудныи, добрыи, тихии, кроткыи, смиреныи, просто реши и не умею его житиа сказати, ни написати. Но токмо, преже его в нашеи земли такова не бывало… Иже бысть пастух не токмо своему стаду, но и всеи Русскои земли нашеи учитель и наставник
Уже вскоре после кончины Сергий стал почитаться троицкими монахами как святой. Через 30 лет (в 1422 году) его мощи были перенесены в только что построенный каменный Троицкий собор и положены справа от алтаря. Роспись собора и его иконостас были выполнены артелью великого русского иконописца Андрея Рублева.
В 1447 году Сергий Радонежский был канонизирован. Московские великие князья, а затем и цари считали его своим небесным покровителем и ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К нему же обращались в трудные времена как к заступнику за Русскую землю.
Икона «Явление Богоматери Сергию», написанная на доске от старой гробницы (в 1585 году мощи были перенесены в серебряную раку), считается чудотворной. Русское воинство брало ее во все большие походы вплоть до Первой мировой войны.
Образ святого не раз являлся и в тяжелые для российского государства дни.
Есть легенда о том, как во время осады войсками Ивана Грозного Казани в 1552 году, накануне решающего штурма, святой Сергий появился на улицах города с метлой. Когда его спросили, зачем он метет сор, старец ответил: «Утром у меня здесь будет много гостей»
На обратном пути Иван IV остановился в Троицком монастыре, где молился и благодарил чудотворца за помощь. Кузьме Минину преподобный Сергий трижды являлся во сне и таки заставил его собрать народное ополчение для освобождения Москвы от поляков.
В Первую мировую войну многие полки привозили в Троице-Сергиеву лавру на благословение, прежде чем отправить на фронт. Солдаты получали образки со святым, которые должны были оберегать их от смерти и ранений.
Основанный Сергием Радонежским почти семь веков назад Троицкий монастырь стал главным образовательным центром русского православия. В 1687 году именно в лавре открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. А в 1814 году — Московская духовная академия. Сегодня Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший монастырь Русской православной церкви и одно из самых почитаемых верующими мест.
Сергий поистине народный святой. Наследие Сергия Радонежского стало важнейшей частью духовной культуры России, а его заветы любви и нравственного совершенствования — неизменной составляющей духовной жизни народа.