Часто говорят, что сердце автомобиля — это мотор, но с этим утверждением можно поспорить: ведь запустить двигатель не удастся без энергии, которую накапливает аккумулятор. Аккумуляторной батарее может потребоваться зарядка, если, например, машина долго простояла на улице при пониженной температуре воздуха или вообще не эксплуатировалась продолжительное время. «Лента.ру» рассказывает о типах современных зарядных устройств к аккумулятору, а также о том, как правильно зарядить полностью разряженный аккумулятор.
Почему разряжается аккумулятор
Аккумулятор — это источник электричества для стартера автомобиля. Когда вы поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку start в более современных авто, на стартер с аккумулятора подается ток заряда, стартер приводит в движение коленвал и поршни для запуска двигателя. Аккумулятор нужен и после остановки мотора, например, он питает сигнализацию и позволяет включить дистанционный обогрев салона.
В беседе с «Лентой.ру» продакт-менеджер аккумуляторов Delta компании Energon Дмитрий Николаевич рассказал, что причины саморазрядки аккумулятора в автомобиле могут быть вызваны:
- обратными химическими процессами;
- утечками тока;
- перепадами температуры воздуха;
- повреждениями аккумулятора.
«Аккумуляторная кислотная батарея (АКБ) работает на растворе кислоты, что понятно из названия, — рассказывает автоэксперт Денис Можейко. — В результате химических реакций свинцовые пластины незаряженного аккумулятора подвергаются сульфатации. Проще говоря, на электродах плохо или не полностью заряженного аккумулятора оседают кристаллы солей свинца, и проводимость тока заряда существенно падает. Чем дольше работает незаряженный аккумулятор, тем больше наросты на пластинах. В результате снижается емкость батареи — аккумулятор просто не заведет машину».
Из-за этого, по словам Можейко, многим автомобилистам кажется, что батарея вышла из строя, и они спешат приобрести новую АКБ, тем самым поддерживая спрос, особенно зимой. А можно избежать покупки и сберечь деньги. Дело в том, поясняет эксперт, что сульфатация — процесс обратимый. Аккумулятор можно «вылечить» путем подзарядки в течение нескольких часов.
При полной зарядке сульфат свинца распадется и вернется к нормальному состоянию электролита, где будет 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Этот показатель, а также напряжение, должны быть постоянными в течение 5 часов
Типы автомобильных аккумуляторов
В 99 процентах современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) установлены стартерные свинцово-кислотные батареи, но есть и другие типы аккумуляторов.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
«Свинцово-кислотные аккумуляторы (СКА) — недорогие и довольно просто устроены, но их недостатком считается не всегда стабильный химический баланс: в процессе зарядки выделяются водород и кислород, которые могут просто улетучиваться из батареи и даже взорваться при чрезмерно интенсивном заряде, — считает эксперт платформы «Авто.ру» Валерий Арутин. — А избыточная пиковая нагрузка, долгий простой или чрезмерно глубокий разряд могут привести к разрушению анода или катода. Однако это общие характеристики».
В зависимости от производителя, года выпуска и других характеристик батарея может как требовать регулярного обслуживания, так и не нуждаться в нем вовсе
Автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал, что СКА делятся на обслуживаемые и необслуживаемые модели.
- Обслуживаемые — оснащены свинцовыми пластинами с добавлением сурьмы и мышьяка и требуют регулярного контроля уровня электролита и доливки воды, что делает их эксплуатацию более сложной. Однако такие аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам, и при правильном уходе у них длительный срок службы.
- Необслуживаемые — не требуют вмешательства в течение всего срока эксплуатации. Они отличаются удобством и простотой использования, но их эффективность может снижаться при низких температурах, особенно при полном заряде.
AGM-аккумуляторы
Absorbent Glass Mat (дословно «абсорбирующий стекловолоконный мат») — это современный тип свинцово-кислотных батарей с регулируемым клапаном.
«Особенность AGM-аккумуляторов в том, что электролит удерживается стекловолоконным ковриком, что предотвращает утечку, — рассказывает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — AGM-аккумуляторы обладают низким внутренним сопротивлением, высоким пусковым током, а также устойчивостью к вибрациям и экстремальным температурам».
Эти аккумуляторы экологичны и долговечны, но относительно дорогие
Li-ion-аккумуляторы
Литий-ионные аккумуляторы отличаются высокой энергоемкостью, малым весом и долговечностью. В основе их работы лежат процессы перемещения ионов лития между электродами через жидкий или гелевый электролит. Такая конструкция позволяет аккумулировать значительное количество энергии в компактном корпусе.
«Одни из главных преимуществ Li-ion-аккумуляторов — их низкий уровень саморазрядки и высокая эффективность, — считает продакт-менеджер аккумуляторной компании Дмитрий Николаевич.
Идеальный выбор для электротранспорта, гибридных автомобилей и других современных устройств с повышенными требованиями к мощности
По словам собеседника «Ленты.ру», эти аккумуляторы прекрасно работают в широком температурном диапазоне, хотя их эффективность может снижаться при экстремальных морозах. Кроме того, они требуют минимального обслуживания и отличаются долгим сроком службы, который при правильной эксплуатации может превышать 10 лет. «Литий-ионные аккумуляторы также экологически безопасны, так как не содержат тяжелых металлов и токсичных веществ, что упрощает их переработку», — добавил Николаевич.
Мониторинг состояния аккумулятора
Регулярный мониторинг состояния аккумулятора — это важная мера, позволяющая своевременно выявлять проблемы и поддерживать его в рабочем состоянии. Эксперты «Ленты.ру» назвали основные параметры проверки:
- уровень заряда;
- значение напряжения;
- состояние электролита (для свинцово-кислотных АКБ).
Мониторинг проводится с помощью мультиметров, тестеров или специализированных устройств, которые измеряют уровень напряжения и оценивают способность аккумулятора запускать двигатель.
«Для удобства многие водители используют Bluetooth-мониторы, которые подключаются к аккумулятору и передают данные на смартфон, — пояснил Николаевич. — Это позволяет отслеживать состояние батареи в реальном времени и получать уведомления о необходимости зарядки или замены».
Виды зарядных устройств
В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал об особенностях и видах оборудования для зарядки автомобильных батарей:
«Современные зарядные устройства к аккумуляторам подключаются к сети с напряжением 220 вольт и преобразуют переменный ток в постоянный с заданными параметрами. Они различаются по принципу работы и функциональности».
- Простые зарядные устройства подают фиксированное напряжение и силу тока. Такие модели не имеют регуляторов или индикаторов, поэтому процесс зарядки необходимо контролировать, чтобы избежать перезаряда или перегрева аккумулятора.
- Импульсные зарядные устройства используют переменное напряжение и силу тока, что позволяет более эффективно управлять процессом зарядки. Благодаря встроенной электронике такие устройства поддерживают стабильный заряд и снижают риск повреждения батареи.
- Автоматические (интеллектуальные) зарядные устройства обеспечивают максимальный комфорт и безопасность при подзарядке аккумулятора. Они подбирают оптимальные параметры, регулируя напряжение и ток в зависимости от состояния аккумулятора. На зарядных устройствах имеются индикаторы и датчики, а также функция автоматического отключения, что исключает необходимость постоянного контроля. Чтобы зарядить аккумулятор, пользователю нужно подключить аккумулятор к устройству.
Зарядка аккумулятора
При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать технику безопасности. Эксперты «Ленты.ру» дают пошаговую инструкцию по зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов.
Подготовка
«Прежде всего, важно грамотно выбрать место, — советует эксперт Авто.ру Валерий Арутин. — Идеальный вариант — помещение с хорошей вентиляцией, ведь при зарядке могут выделяться токсичные пары. Для зарядки аккумулятор обязательно нужно вынуть из машины. Заряжать АКБ в квартире не рекомендуется, но если другого места нет, поместите его в нежилую комнату с открытым окном». Собеседник «Ленты.ру» предупреждает: на процесс влияет и температура. На холоде потребуется больше времени, а в жару возможен перегрев, поэтому заряжать аккумулятор следует при комнатной температуре. Если аккумулятор был на холоде, дайте ему согреться.
Перед зарядкой проверьте, что аккумулятор не вздулся и не подтекает: поврежденное устройство нельзя ни заряжать, ни использовать
«Если все в порядке, очистите аккумулятор от пыли с помощью содового раствора, который нейтрализует кислоту, — продолжает эксперт. — Проверьте и при необходимости удалите окислы с контактных клемм наждачной бумагой.
Выбор режима зарядки зависит от состояния аккумулятора и его типа. Перед использованием зарядного устройства важно ознакомиться с инструкцией и рекомендациями производителя батареи, чтобы избежать повреждений и продлить срок ее службы. Для большинства аккумуляторов используется режим стандартной зарядки».
Подключение зарядного устройства
При подключении зарядного устройства важно соблюдать полярность.
Красный провод подключают к плюсовой клемме аккумулятора, а черный — к минусовой клемме или массе автомобиля
«Неправильное подключение зарядного устройства или его неверная настройка, особенно на старых моделях, может привести к перезаряду аккумулятора, — предупреждает Александр Стрельников. — Перезарядка может привести к перегреву, потере электролита, повреждению пластин. Неправильное подключение может вызвать короткое замыкание или повредить электронику автомобиля».
После подсоединения проводов зарядного устройства необходимо убедиться, что соединения надежные и безопасные, и только потом подключить зарядное устройство к сети.
Приводим пошаговую инструкцию дальнейших действий:
- Включите зарядное устройство.
- Выставите ток заряда на 10 процентов от емкости.
- Снизьте силу тока вдвое при достижении предельно допустимого для АКБ.
- Когда заряд дойдет до 100 процентов, снизьте силу тока до 0,5 ампера.
Время зарядки
Время зарядки автомобильных аккумуляторов зависит от оставшейся емкости, типа и технологии.
в среднем занимает процесс зарядки аккумулятора, однако время может варьироваться и даже достигать суток
Современные необслуживаемые аккумуляторы не позволяют визуально определить степень заряда по кипению электролита, поэтому контроль времени зарядки становится особенно важным.
«Можно ориентироваться на уровень заряда в зависимости от времени года, — советует Дмитрий Николаевич. — Зимой аккумулятор стоит подзаряжать при снижении емкости до 70-75 процентов, чтобы избежать проблем на холоде. Летом достаточно проводить зарядку, когда уровень заряда падает до 50 процентов».
Отключение зарядного устройства
Отключение зарядного устройства должно происходить в строгой последовательности, чтобы избежать повреждения аккумулятора или системы электропитания. Сначала необходимо выключить устройство из сети, чтобы прекратить подачу тока. После этого аккуратно отсоединить провода от клемм аккумулятора.
Первым снимается черный провод, подключенный к минусовой клемме или массе автомобиля, а затем — красный провод, подключенный к плюсовой клемме. Это позволяет избежать опасного искрения
После завершения всех действий рекомендуется проверить состояние аккумулятора и его клемм, чтобы предотвратить возможные повреждения.
Проверка уровня заряда
После зарядки необходимо проверить уровень заряда, чтобы убедиться, что батарея полностью заряжена. Измерение проводится с помощью вольтметра.
должно составлять напряжение для полностью заряженного свинцово-кислотного аккумулятора
«Для обслуживаемых моделей дополнительно с помощью ареометра проверяется плотность электролита, которая должна быть в норме в пределах 1,27–1,29 грамма на кубический сантиметр, — говорит эксперт Николаевич. — Аккумуляторы с индикатором заряда отображают состояние цветом: зеленый сигнализирует о полном заряде, черный или красный — о необходимости доработки».
Когда аккумулятор придется заменить
Эксперты «Ленты.ру» назвали основные признаки износа аккумулятора:
- медленный запуск двигателя;
- тусклый свет приборной панели;
- невозможность запуска двигателя;
- повреждения корпуса;
- подтеки;
- регулярное образование льда зимой.
составляет средний срок службы АКБ
Срок службы аккумулятора сокращают:
- частые короткие поездки;
- стояние в пробках;
- плохие погодные условия;
- интенсивное использование кондиционера и электроники;
- пробег свыше 100 тысяч километров.
«Для диагностики используйте электронный тестер, — советует Дмитрий Николаевич. — При выключенном двигателе напряжение должно быть 12,6-12,7 вольта, а при работающем — 14-14,5 вольта. Низкие показатели указывают на проблемы с батареей, генератором или проводкой. В обслуживаемых АКБ плотность электролита должна быть 1,27, что можно проверить через индикатор или корпус батареи».
Как завести мотор при разряженном аккумуляторе
Низкое качество аккумуляторов в советское время привело к тому, что автолюбители придумали массу способов завести мотор даже при полностью разряженном аккумуляторе. В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Денис Можейко напомнил несколько популярных лайфхаков, которые помогут автомобилисту, заглохшему на дороге.
Бустер
Самый современный способ завести мотор без аккумулятора — всегда иметь при себе пуско-зарядное устройство (или карманный бустер). Он работает примерно так же, как power bank для зарядки мобильного телефона.
Достаточно подключить «крокодильчики» бустера к севшему аккумулятору, включить зажигание машины и запустить двигатель
Аккумулятор от шуруповерта
Если в багажнике случайно оказался шуруповерт или любой другой инструмент с батареей напряжением более 12 вольт, то ей можно воспользоваться для запуска двигателя автомобиля по принципу бустера. Правда, понадобятся еще и дополнительные провода, которыми надо соединить клеммы АКБ с клеммами батареи шуруповерта. Сразу завестись не удастся, поскольку батарея шуруповерта не в состоянии обеспечить достаточный пусковой ток. Придется подождать минут двадцать, пока батарея немного пополнит заряд АКБ — и стартер сможет завести мотор.
Прикурить
Испытанный десятилетиями способ завестись — это поймать на дороге донора, который поставит свою машину к бамперу вашей. Но для этого в багажнике у вас или у него должны быть специальные провода с зажимами-«крокодилами».
Порядок действий:
- Заглушить машину донора и выключить зажигание.
- Подсоединить один конец красного провода к положительной клемме донора, а второй — к разряженному аккумулятору.
- Один конец черного провода подключить к «массе» своего автомобиля (например, к кузову), а второй — к отрицательной клемме донора.
- Завести машину донора.
- Запустить двигатель вашей машины.
- Отключить провода в обратной последовательности, чтобы избежать короткого замыкания.
Толкнуть или буксировать
Вариант основан на проворачивании двигателя от колес и подходит только для авто с механической коробкой передач.
Порядок действий:
- Соединить тросом две машины.
- Включить зажигание.
- Выжать сцепление.
- Включить третью передачу, не отпуская сцепления.
- Разогнать машину-буксир до 20 километров в час.
- Завести заглохшую машину.
В случае с толканием заглохшего автомобиля людьми действуют примерно те же правила. Но скорость движения при толкании гораздо ниже, поэтому придется заводиться с нескольких попыток.
Теплая вода
Этот несколько экзотический лайфхак все же может помочь, когда у водителя заглохшей машины нет ничего кроме, спичек, тазика и бутылки воды.
Порядок действий:
- Снять аккумулятор и укутать в теплую ткань.
- Разжечь костер из подручных средств.
- Дождаться углей.
- Открыть пластиковую бутылку с водой.
- Поставить в угли — пластик оплавится, но не прорвется.
- Дождаться закипания воды.
- Налить кипяток в тазик.
- Поставить аккумулятор в тазик так, чтобы кипяток доходил до верхней крышки.
- Подождать полчаса.
- Вытерев, вернуть батарею на место.
- Завестись.
Алкоголь
Самый дорогостоящий способ оживить обслуживаемый аккумулятор для застрявших в глухой степи. Главное — иметь при себе бутылку любого алкоголя. Лучше всего подойдет сухое вино с низкой концентрацией сахара и спирта. Крепкий алкоголь, например, водку или коньяк, придется разбавлять примерно в пять раз до 10-12 процентов спирта.
В каждый бак аккумулятора надо залить по 30 миллиграммов спиртосодержащей жидкости, дождаться активизации химической реакции, которая понизит внутреннее сопротивление в аккумуляторе. Напряжение в нем станет выше, и у вас появится шанс завести мотор. Правда, после поездки аккумулятор придется выбросить.