В кино — «Злой город». Каким получился новый российский блокбастер о монгольском нашествии на Русь?

Кадр: фильм «Злой город»

В прокате «Злой город» — исторический боевик Константина Буслова, в центре сюжета которого оказалась ставшая легендарной оборона Козельска от монгольского нашествия. «Лента.ру» рассказывает, каким получился фильм, у которого с «Великолепной семеркой» общего больше, чем с «Викингом».

В начале 1238 года вторгнувшиеся на Русь войска хана Батыя взяли города Владимир и Торжок. Следующей на пути была крепость Козельск. Монголы предложили городу сдаться без боя, однако совсем юный князь Василий (Митя Манохин) ответил отказом и отдал приказ своему воеводе Вадиму (Алексей Розин) готовиться к отражению штурма. В то же время, узнав о нападении Орды, на помощь козельцам поспешили два монаха — бывший воин Ратша (Алексей Гуськов) и раскаявшийся разбойник Берендей (Алексей Шевченков). Оборона Козельска в итоге продлилась невероятные по меркам прочих монгольских завоеваний семь недель.

  • Дата выхода: 30 января
  • Страна: Россия
  • Продолжительность: 1 час 50 минут
  • Режиссер: Константин Буслов
  • В ролях: Алексей Гуськов, Алексей Розин, Леонела Мантурова, Дмитрий Куличков

Героической семинедельной обороне Козельска в летописи посвящено всего несколько строчек. Об этом открыто говорит в интервью, приуроченных к выходу «Злого города», режиссер-постановщик и продюсер (так буквально написано во вступительных титрах) Константин Буслов. Дефицит фактической информации почти всегда играет на руку художнику. С одной стороны, можно называть фильм историческим, с другой — чувствовать себя максимально свободно. Сергей Эйзенштейн, например, как известно, считал своего «Александра Невского» не реконструкцией, а именно что рукотворным мифом. Исторический «Злой город» в свою очередь пару раз заходит на территорию фэнтези. За эти элементы здесь отвечает дочь российского вице-премьера Леонела Денисовна Мантурова в роли воительницы Весняны.

Старший брат автора «Бумера» и «Родины» Петра Буслова Константин стартовал в режиссуре сравнительно поздно. Его первым фильмом стала обаятельная, но прошедшая почти незаметно бандитская комедия «Бабло». Буслов-старший тогда говорил, что хотел снять кино о том, что знает не понаслышке сам. Высказавшись же на выстраданную тему, постановщик с головой ушел в отечественную историю. «Калашников», «Небо измеряется милями», «1941. Крылья над Берлином» — на этом фоне дремучий XIII век «Злого города» выглядит хотя и логично, но все равно смело. История Руси времен раздробленности и Золотой орды за редкими исключениями вроде «Андрея Рублева» выглядела неподъемной и для советских режиссеров — что уж говорить о наших современниках.

С одной стороны, это чистая живопись — степи, крепости, ставка хана и былинный героизм. С другой — кино про косы и бороды, под которыми прячутся люди со странными, почти китчевыми именами Лютобор, Коловрат и Святополк

Из положительных примеров кинематографического осмысления тех далеких дней вспоминается разве что «Орда» Андрея Прошкина и Юрия Арабова (правда, там действие разворачивалось примерно на 100 лет позже). Где-то неподалеку от нее расположился снятый в Казахстане «Монгол» Сергея Бодрова. Однако и эти фильмы не создали канона, не смогли преодолеть сопротивление материала, который для такого наглядного искусства, как кино, требует редчайшего сочетания смелости и таланта. Наверное, если говорить о режиссерах бывшего СССР, справиться здесь могли бы лишь тот же Тарковский и Сергей Параджанов.

«Злой город» на этом фоне выглядит заранее проигранным сражением. С плакатов пронзительно смотрит бородатый Алексей Гуськов, шрифт отсылает куда-то в сторону первоканального «Викинга». Понятно, что столь нехитрого (при всем уважении к Гуськову) конструктора для создания по-настоящему значительного фильма недостаточно. «Злой город» будто бы сам записывается в число фильмов, на которые по разнарядке водят школьников. Однако на деле оказывается, что Буслов хотя бы на этом не вполне художественном поле делает все, чтобы его картина была во всяком случае увлекательной.

После снежного крепостного пролога действие картины переносится в слякотный лес, по которому тащится монашья повозка и рыщут разбойники

Дальше монголов пытается миром развернуть восвояси монах-Гуськов. Когда план проваливается, он берется за меч. В этой точке становится ясно, что «Злой город» имеет в основе надежную драматургическую структуру «Великолепной семерки» или даже «Семи самураев» (а не «Трои» и «Викингов», про которых Буслов говорит в своих интервью). Сюжет про отпетых лихих людей, ценой жизни обороняющих обреченное поселение, не дает неизбежному в данном случае грузу патриотического пафоса окончательно раздавить «Злой город».

Режиссер и продюсер Буслов располагает к себе зрителя тем, что явно понимает, в какое сложное дело ввязался. За бородами не видно мимики, актер Куличков в златокудром парике выглядит, почти как Сергей Филиппов в роли шведского посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Лютый средневековый вестерн в нынешних реалиях необходимо все время разбавлять фальшивыми (достоверные у русских сценаристов по-прежнему не пишутся) патриотическими репликами. Кроме того, в такого рода историческом кино (причем не только в России) все еще считаются обязательными компьютерные пролеты над войсками в духе стратегических компьютерных игр из серии Total War. На практике они не добавляют масштаба, а наоборот, надежно сообщают следующим кадрам ощущение не очень умело нарисованной симуляции.

Все это Буслов, сознательно или нет, старается преодолеть на наших глазах — и кое-что ему даже удается. В былинно-дружинной части с моргуновской невозмутимостью царит Алексей Розин, которому почти удается освоить даже совсем уж безнадежный пышный парик в духе иллюстраций к народным сказкам. Замечательный Куличков тоже ухитряется нести свою фальшивую шевелюру с достоинством. Глупые диалоги почти компенсированы энергичным и местами изобретательно поставленным экшеном. Для всего остального есть Гуськов с его безбрежной актерской достоверностью, которую никаким гримерам не испортить.

Для подлинного успеха не хватает, пожалуй, разве что режиссерской смелости. В лучшие моменты «Злой город» похож не на голливудские пеплумы, а скорее на азиатские исторические блокбастеры. Там тоже много дерутся на мечах, не брезгуют исподтишка резать глотки и любят ярких и неоднозначных в моральном смысле персонажей. Если на этой основе выстроить собственную стилистику, то ордынский период вполне может стать основой для целой серии фильмов в духе озеровской эпопеи «Освобождение». Ну а пока «Злой город», во всяком случае, не заставит слишком страдать школьников, которым он предназначен в качестве сомнительного учебного пособия.

Фильм «Злой город» выходит в российский прокат 30 января

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше