Святое Причастие: как подготовиться к православному таинству, как правильно исполнить
Константин Николaев (внештатный автор)
Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock / Fotodom
Святое Причастие — одно из главных таинств в Русской православной церкви. Верующим следует приобщаться телу и крови Христовым достаточно регулярно. Но, несмотря на то что россияне все чаще ищут утешения в вере, многие христиане причащаются редко или вовсе не причащаются. «Лента.ру» рассказывает, в чем смысл святого причастия, как правильно подготовиться и совершить это таинство.
Причащение, или евхаристия — одно из семи таинств Русской православной церкви, во время него христиане вкушают хлеб и вино, которые, как они верят, превратились в тело и кровь Сына Божьего Иисуса Христа.
1/1Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
«Сегодня православные верующие считают, что пресуществленные, то есть превращенные на богослужении, хлеб и вино — это тело и кровь Христовы, — поясняет настоятель храма Троицы Живоначальной, протоиерей Михаил Поп.
«Христос уже говорил о спасительной евхаристии, заявляя: "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек", — напоминает священник. — Однако никто тогда никак не мог взять в толк, как это простой хлеб может стать божественной плотью. Понятие пришло значительно позже».
Слово «евхаристия» происходит от греческого «благодарность»: первые христиане благодарили Господа за таинство, которое Он открыл последователям во время Тайной вечери.
Все четыре Евангелия сообщают, что в ночь перед арестом (и последующим распятием) Христос ужинал вместе с 12 апостолами — на столе были хлеб и вино.
1/1Фото: Stepanych / Shutterstock / Fotodom
Так, в Евангелии от Матфея говорится, что когда ученики расселись, Иисус разломил хлеб и раздал всем сотрапезникам.
«Преподобный Ефрем Сирин сравнивал евхаристию с древом познания добра и зла, плоды которого Господь запретил вкушать Адаму и Еве, — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» историк церкви, богослов Сергей Козловский. — Ведь запрет вкушать плоды был дан не навсегда, а евхаристия и есть та трапеза, во время которой вкушающий "должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать", то есть познать в себе добро или зло».
Преподобный имел в виду, что Адам и Ева были еще не готовы познать божественное, но попытались сделать это без спроса, продолжает историк. По прошествии времени Христос снял этот запрет во время Тайной вечери, сказав, что теперь приобщиться к Богу через хлеб и вино может каждый.
Как хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа
Святое Причастие называется «таинством», поскольку ни отцы церкви, то есть церковные писатели и вероучители, отличавшиеся святостью жизни, ни священники, ни ученые-богословы не могут объяснить, каким именно образом хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христовы. Тем не менее попытки осмыслить это предпринимались неоднократно.
По словам богослова Сергея Козловского, понятие «пресуществление» (то есть процесс превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа) — сформулировал средневековый итальянский философ и теолог Фома Аквинский, утверждавший, что во время молитвы святые дары пресуществляются в тело и кровь Христовы, хотя природные свойства хлеба и вина остаются прежними.
«До XVI века в православии считалось, что тело Христово присутствует при евхаристии не физически, а таинственно. Понятие "пресуществление" прижилось лишь к концу XVII века, когда на поместном соборе в Константинополе все, отрицавшие термин, были преданы анафеме», — продолжает Козловский.
Зачем надо причащаться
1/1Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
В чем смысл причастия
«Евхаристия — это таинство, помогающее нам очиститься от грехов и обрести вечную жизнь, соединившись с Господом», — продолжает отец Михаил.
Таким образом, поясняет священник, Святое Причастие — это одно из условий духовного избавления от грехов, телесного соединения с Богом, обретения вечной жизни.
«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», — пояснял святой апостол Павел.
Неверующие в причастие
Странные слова Иисуса о теле как хлебе смутили даже часть его учеников (кроме 12 апостолов), которые отошли от Его учения. И позже люди, привыкшие мыслить рационалистически, не могли поверить в пресуществление святых даров.
Так, следуя заветам великого реформатора Мартина Лютера, практически все протестанты, кроме англикан, до сих пор не признают таинства евхаристии, допуская лишь «соприсутствие» тела и крови Христовых с сущностью хлеба и вина, считая святые дары лишь некими божественными символами.
Особенно неприязненно к таинству евхаристии относился русский писатель Лев Толстой, высмеявший причастие в романе «Воскресение». А когда Святейший Синод постановил более не считать писателя членом православной церкви, обвинив в кощунстве, Толстой ответил так:
«Кощунство — в том, что <...> уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит бог».
Тем не менее большинство русских верующих, признавая гениальность писателя, не последовали за его учением, а таинство евхаристии признают до сих пор.
Что дает причастие
1/1Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Об особом состоянии после причастия говорят многие святые и простые православные верующие.
Праведный Иоанн Кронштадтский так рассказывал о своих ощущениях после причастия: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».
«Когда ложишься спать вечером перед причастием, душу вдруг охватывает такая радость: завтра я причащаюсь! — говорит прихожанка храма преподобного Александра Свирского в поселке Новый Свет Ленинградской области Валентина Д. — Когда я иду от святой чаши, то прошу у Бога духовного укрепления, телесного здоровья и светлого разума. Если бы я не чувствовала реального действия причастия, то я бы просто не причащалась. Причастие — это торжество веры в Бога, и если бы не эта вера, меня бы давно уже не было».
1/1Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Как подготовиться к причастию
В Русской церкви для причастия определен главный день — это Великий четверг на страстной неделе, когда христиане вспоминают события последней недели земной жизни Христа, Тайную вечерю, на которой Господь собственно и установил таинство евхаристии.
Великий Четверг в 2025 году приходится на 17 апреля
Но причащаться можно в любой день года, когда проводится божественная литургия.
«К причастию надо подходить с чистой душой, — советует отец Михаил. — За несколько дней до таинства лучше постараться уединиться, а если не получается, то по возможности вести себя благоговейно и побольше молчать. Если верующий долго не был в храме, но решил причаститься именно в Великий четверг, то о глубине намерений лучше исповедоваться. И, конечно, перед таинством надо выдержать достаточно строгий пост».
Пост
1/1Фото: kochabamba / Shutterstock / Fotodom
Пост — это не только отказ от определенных видов пищи, но и время духовного очищения, поэтому во время трехдневного поста перед причастием следует отказаться от мирских развлечений и плотских отношений.
Трехдневный пост рекомендован тем, кто не причащался давно, а тем, кто причащается часто, достаточно поститься один день перед таинством
Что касается пищевых запретов, то перед причастием запрещено есть:
молочные продукты;
мясо;
рыбу:
яйца.
За шесть часов до причастия вообще нельзя принимать пищу, пить и курить. Кроме того, во время поста необходимо читать молитвы.
Молитвы
1/1Фото: Motortion Films / Shutterstock / Fotodom
В любом молитвослове есть раздел под названием «Последование ко Святому Причащению», в котором содержатся все необходимые молитвы перед причастием. Кроме двух последних частей «Последования», причастник должен прочитать эти молитвы дома. А последние благодарственные молитвы можно либо выслушать в храме после службы, либо прочитать самому дома.
Исповедь
«Исповедь перед причастием — это не канон или догмат, а обычай, традиция, — рассказывает богослов Сергей Козловский.
Откуда пришла традиция исповеди перед причастием
Существует по крайней мере две версии возникновения в России этой традиции, говорит Сергей Козловский. Первая связана с периодом реформ императора Петра I, когда православные в основном причащались раз в год, и понятно, что к причастию надо было готовиться весьма строго, в частности, исповедуясь во грехах. Вторая версия гласит, что традиция исповеди перед причастием возникла уже в СССР в середине XX века, когда существенно сократилось число приходов и священников».
Тем не менее в современной практике Русской православной церкви традиция исповеди перед причастием прочно прижилась, и сегодня все верующие обязательно исповедуются перед евхаристией.
«Апостол Павел писал: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней", — напоминает в своей книге «Путь ко Христу» иеромонах Михаил (Чепель). — Недостойно — значит, с неверием в таинство, имея нераскаянные грехи или злобу на кого-то, сюда же относится и гордыня, ощущение своей лжеправедности. Исповедь перед причастием дает возможность очиститься от греха, ведь в противном случае причастие будет в осуждение, а сам причастник не станет частью Тела Христова, даже если внешне и причастится».
«С одной стороны, исповедь перед причастием дает возможность прийти к таинству с относительно чистой совестью, — считает клирик церкви Покрова Богородицы в Красном селе священник Феодор Котрелев. — Но с другой стороны, столь жесткая связь неизбежно приводит к формализации исповеди». Священник призывает прихожан не считать исповедь обязательной для причастия: она не должна быть пунктом «для галочки».
«Исповедь и причастие — совершенно разные и несвязанные таинства, — считает чтец РПЦ, теолог и богослов Егор Дегтярев.
При этом тот, кто никогда не причащался или причащался пару раз, но хочет приобщиться к таинству, должен сходить на исповедь, поговорить со священником, считает богослов.
Сегодня традиции исповеди перед причастием придерживаются только Русская и Грузинская православные церкви. А самое «свободное» отношение к причастию — в Элладской православной церкви.
Отношение к причастию в Элладской церкви
«В Элладской церкви нет привязки исповеди к причастию, — рассказывает иерокирикс Костас Пикрограсидис. — У этого есть свои плюсы и минусы. В Греции люди причащаются гораздо чаще, чем в России, к тому же причащать их может и диакон, а не только священник, и это существенно упрощает дело. Что же касается исповеди, то она происходит по записи, поэтому очередей к священнику в греческой церкви вы не увидите. Возможно, это удобно, но зачастую приводит к тому, что греки исповедуются редко, а некоторые — никогда».
Многие священники РПЦ разрешают причащаться без исповеди постоянным прихожанам, когда уверены, что они ответственно относятся к своей духовной жизни. Тем не менее в большинстве русских церквей священники обязательно исповедуют перед причастием, и верующие достаточно серьезно готовятся и к тому, и к другому событию.
Как подготовиться к исповеди
Эксперты «Ленты.ру» выделили несколько шагов подготовки к исповеди:
называть грехи своими именами, не выдумывая «церковного» языка;
начать менять свою жизнь.
«Есть специальные молитвы к Господу, чтобы он открыл тебе грехи, — рассказывает о личном опыте подготовки к исповеди Валентина Д. — И вы знаете, Он их открывает. Бывает, что всплывают какие-то грехи даже с молодости, о которых ты и думать забыла. Я когда покрестилась, думала, что все, я уже святая и безгрешная, поэтому жила обычной мирской жизнью: ни в церковь особо ходила, ни молитв не читала… Я в храм начала ходить только спустя 20 лет после крещения, и вот они всплывают, эти грехи. Ну и повседневные прегрешения, конечно, тоже вспоминаются. Поэтому я составляю небольшой списочек, чтобы не забыть о них на исповеди».
Что такое литургия
Божественная литургия (от греческого «божья служба») — это главное церковное богослужение, во время которого происходит таинство евхаристии. В больших храмах литургия совершается ежедневно, в маленьких — по выходным и по большим церковным праздникам. На литургии может присутствовать любой человек, даже неверующий или приверженец другой конфессии, но к таинству причастия допускаются только крещеные православные христиане. Причастие бесплатно.
Эксперты «Ленты.ру» рассказали о частях литургии и их значении.
Проскомидия (от греческого слова «подношение»). Первая часть литургии, во время которой к верующим выносятся хлеб и вино. Хлеб — это пять просфор из дрожжевого теста, напоминающих о пяти хлебах, которыми Христос накормил множество людей. Вино — это кагор, разбавленный теплой водой, как напоминание о том, что из проткнутого ребра Иисуса текла кровь и вода. В храме начинается молитва о тех, кто пришел на причастие, а также о всех членах церкви — живых и усопших.
Литургия оглашенных. Вторая часть богослужения, когда священник совершает так называемый малый выход, вынося из алтаря святое Евангелие. Прихожане вспоминают о своих близких и молятся об их здоровье. Эта часть литургии призвана напомнить о жизни и страданиях Христа, а также подготовить к достойному присутствию при евхаристии.
Название «литургия оглашенных» идет из древности, когда в притворе церкви стояли оглашенные — люди, готовящиеся ко крещению, но пока не ставшие членами церкви, они были отлучены от причастия и обязаны покинуть церковь после слов священника: «Оглашенные, изыдите!» Этими словами литургия оглашенных заканчивается и сегодня.
Литургия верных. Последняя и самая важная часть называется литургия верных, на которой раньше могли присутствовать только христиане. Она начинается с великого входа священников, символизирующего шествие Христа к кресту. Затем происходит благословение хлеба и вина, после чего читается особая молитва анафора, которая начинается со слов «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!»
Во время анафоры происходит пресуществление святых даров в тело и кровь Христовы. Священники причащаются в алтаре, что символизирует Тайную вечерю. Затем в храм выносят потир (от греческого «чаша») для причащения из лжицы — особой ложечки. После слов «Со страхом Божиим и верою приступите» начинается причащение верующих. После святого причастия читаются благодарственные молитвы. Важно достоять до самого конца литургии до возгласа священника «С миром изыдем».
1/1Фото: Михаил Михин / Фотобанк Лори
Как происходит причастие
Первыми причащаются дети, затем все прихожане в порядке очереди. В одних церквях принято за детьми причащать мужчин, в других — ко святому причастию идут сразу семьями. Лучше предварительно поинтересоваться и уточнить этот момент. Разговаривать во время святого причастия запрещено.
Эксперты «Ленты.ру» определили несколько общих правил при причастии:
Сделайте земной поклон.
Подходите к святой чаше с правой стороны.
Женщинам необходимо стереть губную помаду, если губы накрашены.
У святой чаши прочитайте про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
Скрестите руки — левую на правое плечо, правую поверх левой — на левое.
Назовите свое имя при крещении.
Широко откройте рот.
Примите лжицу со святыми дарами.
Проглотите святые дары.
Поцелуйте нижний край святой чаши.
Отойдите, оставив руки скрещенными.
У иконы Спасителя сделайте еще один земной поклон.
Подойдите к столу с просфорами и вином или соком.
Съешьте просфору.
Запейте ее и прополощите рот запивкой (водой, вином с водой или соком).
Проглотите все частицы просфоры.
Теперь можно целовать иконы и разговаривать.
Первые два часа после таинства лучше провести в молитвах.
1/1Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Почему руки при причастии скрещены на груди
Скрещенные на груди руки — это вариант крестного знамения, более подходящий ситуации причастия, когда вокруг множество людей.
«Не стоит креститься перед святым потиром, вы можете случайно задеть и опрокинуть святые дары, — объясняет протоиерей Михаил Поп. — Говорят, в древности за такое могли даже разрушить церковь, а священника постричь в монахи. По этой же причине нельзя было целовать руку батюшке у чаши. Ведь верующий и так осеняет себя крестом во время причастия — его руки крестообразно сложены на груди».
Что можно и что нельзя делать после причастия
Поскольку перед причастием верующие соблюдают строгий пост, то есть можно сразу же после таинства евхаристии, но, разумеется, не в церкви.
День после причастия эксперты «Ленты.ру» рекомендуют провести в чтении богоугодной литературы и немногословности. Трудиться и делать добрые дела также не возбраняется.
Причащение больных и детей
Тяжелобольные могут принимать Святое Причастие без молитв и поста, причем вместе с таинством им отпускаются грехи. Священник обязан причастить тяжелобольного, как только он позовет его, даже если для этого придется прервать службу в храме (кроме литургии). Святые дары священник берет из дарохранительницы в алтаре и до постели больного несет в особом ларце. На выздоравливающих больных, которые причастились на дому, накладывается епитимья — держать трехдневный пост и читать молитвы.
Младенцы причащаются сразу после крещения или в следующий день сладким вином или соком, во избежание выплевывания. Дети до семи лет никак не готовятся к святому причастию и принимают святые дары в церкви первыми среди прихожан. С пяти лет ребенок может приходить к причастию натощак.
Как часто надо причащаться
Обычно решение о том, как часто причащаться, принимает сам верующий, можно спросить совета у духовника. Самый оптимальный вариант, считают эксперты «Ленты.ру», — два раза в месяц.
«Первые христиане старались причащаться каждый день, поскольку сам Господь однозначно сказал, что тот, кто не причащается, не имеет в себе жизни, — рассказывает богослов Козловский. — А позже Трулльский собор ввел свое 80-е правило, согласно которому от церковного общения отлучались все, кто без уважительной причины не причащался три недели подряд.
1/1Фото: Короленко Елена / Фотобанк Лори
Однако со временем, по словам историка, отношение к евхаристии стало меняться. Так, в синодальный период в России причащение раз в год считалось свидетельством благонадежности. А в советское время частота причастий поначалу возросла примерно в 10 раз, но во время гонений на церковь упала почти до нулевых величин, поскольку сократилось и число прихожан.
Священнослужитель с пониманием относится к современным прихожанам, которые не всегда могут найти возможность часто посещать храм, но призывает верующих: «Если уж вы решили прийти на литургию, подготовьтесь и к причастию. Ведь единение с Господом — это такая радость!»