На днях в Москве на улице Новомарьинской состоялось торжественное открытие 1500-го магазина активно развивающейся франшизы «ОКОЛО», которая всего за полтора года успела завоевать доверие предпринимателей и покупателей в 32 регионах России. О секретах такого успеха — в репортаже «Ленты.ру».
«Франшиза для тех, кто ценит свободу»
Торговая площадь нового магазина, открывшегося в спальном районе столицы, составляет 160 квадратных метров, а ассортимент включает более 4 тысяч наименований продуктов питания и товаров повседневного спроса, которые доступны к заказу на платформе OKOLO.Market.
Франшиза «ОКОЛО» принадлежит лидеру российской продовольственной розницы — Х5 Group. Именно поэтому подключение к ней обеспечивает для покупателей магазина доступ и ко всем популярным сервисам: здесь можно забрать посылки через 5Post, купить горячий кофе на станции «Вкусный кофе по честной цене» по фиксированной цене 49 рублей, а также копить баллы в программе лояльности «Х5 Клуб» и тратить их на будущие покупки в других сетях группы.
Мы стремимся создать уникальный клиентский опыт, который сочетает в себе удобство, качество и доступность. Наши магазины становятся местом, куда хочется возвращаться
В отличие от традиционных франшиз, где ассортимент и цены зачастую строго регламентированы головной компанией, здесь предпринимателям представляется свобода выбора. «Особенность франшизы "ОКОЛО" — это высокая кастомизация ассортимента, который адаптируется к каждой конкретной локации. Около 30 процентов ассортимента — это стандартные товары, которые мы поставляем, а остальные 70 процентов предприниматель выбирает самостоятельно через платформу. Это позволяет магазину быть уникальным и соответствовать запросам местных покупателей. Ведь именно владельцы магазинов точно знают, что именно важно и нужно для тех, кто постоянно к ним приходит. Чем тоньше настройка под запрос, тем выше эффективность таких небольших магазинов», — объяснил Игорь Плетнев.
Фото: пресс-служба «ОКОЛО»
Гибкий подход, который поддерживает предпринимательскую свободу и энергию, особенно важен для таких минимаркетов, где жизненная сила бизнеса заключается в умении быстро адаптироваться к изменениям спроса и находить подход к клиентам.
«Мы поняли, что для маленьких магазинов необходим гибкий подход. Именно поэтому наш девиз — "франшиза для тех, кто ценит свободу". Предприниматели сами решают, что продавать, и это делает их бизнес более устойчивым», — пояснил управляющий директор «ОКОЛО».
«Мы снизили цены и расширили ассортимент»
В отличие от других франшиз, представленных на рынке и развивающихся в контуре Х5, франшиза «ОКОЛО» в большей степени предназначена для опытных предпринимателей, у которых уже есть розничный бизнес.
Владелец юбилейного магазина Рован Абасада рассказал журналистам, что свой первый бизнес — небольшой магазин — открыл еще в 2013 году. «Недавно мы купили этот магазин, подумали и решили открыть франшизу "ОКОЛО". Мы снизили цены и расширили ассортимент», — поделился он опытом с журналистами. По его словам, в магазине на сегодняшний день больше 5 тысяч наименований товаров и «самые выгодные в районе» цены. «Покупатели сейчас заходят и радуются, ведь раньше такого не было», — отметил он.
Рован Абасада также рассказал, как выбирает поставщиков для своего магазина. «Поставщики сами приезжают сюда и предлагают свои товары. Мы сначала знакомимся с товаром, а через два-три дня даем ответ. Всегда стараемся купить по самой выгодной цене», — отметил Рован Абасада.
Рован раньше пробовал работать с другой франшизой, но подключился к «ОКОЛО» из-за более выгодных условий и масштабной поддержки со стороны крупнейшего ретейлера. «У нас был опыт работы с франшизой "Авокадо", но у них маленький ассортимент и цена чуть другая. Здесь же мы смогли предложить покупателям то, чего раньше не было», — подчеркнул владелец магазина.

Фото: пресс-служба «ОКОЛО»
Локальные продукты и разнообразие ассортимента
Для покупателей магазины «ОКОЛО» — это не просто место для покупок, но и возможность найти уникальные товары, которые не всегда доступны в крупных сетях. То, что местные жители радуются открытию нового магазина у дома, подтвердила корреспонденту «Ленты.ру» живущая рядом пенсионерка Екатерина Осипова.
Я очень довольна, что смогу постоянно покупать здесь, рядом с домом, любимые продукты по нормальным ценам, не надо никуда ехать
По словам Игоря Плетнева, покупатели ценят локальные продукты и разнообразие ассортимента. «В наших магазинах можно найти что-то особенное, чего нет в других сетях. Это делает их привлекательными для покупателей, которые ищут не только низкие цены, но и уникальные товары», — отметил он.
По его мнению, персональный поход к покупателям — главная изюминка этого бизнеса. Во многом он возможен за счет максимальной близости к покупателю благодаря постоянному контакту с ним, пониманию и знанию его привычек и предпочтений. «Во всех странах мира есть вот такие небольшие магазины, которые выживают за счет этого персонального подхода», — пояснил Плетнев.
Фото: пресс-служба «ОКОЛО»
«Открытое решение для всего рынка»
По словам первого заместителя генерального директора X5 Group Владимира Салахутдинова, в России ретейл долгое время развивался за счет собственных форматов, но в международной практике очень часто именно франшизы являются главным драйвером развития ретейла. Он подчеркнул, что франшиза «ОКОЛО» — это важное направление для компании.
«Мы сегодня уже имеем некоторые франшизы, например "Пятерочка", но это франшиза, требующая от партнеров системного подхода и серьезных инвестиций. Здесь же мы идем в легкий формат и видим большой интерес со стороны малых предпринимателей, малых несетевых магазинов, которые присоединяются к платформе "ОКОЛО". Мы хотим помочь им сделать бизнес успешным», — отметил Владимир Салахутдинов.
По его словам, благодаря технологической платформе OKOLO.Market любой предприниматель может очень легко и быстро сформировать оптимальный ассортимент своего магазина. Сейчас на платформе представлены более 100 дистрибьюторов, и их количество быстро растет. «Поэтому мы говорим о том, что, по сути, это открытое решение для всего рынка, очень удобное для предпринимателей и несетевой розницы», — сообщил первый заместитель генерального директора X5 Group.
Мы видим потенциал в целом по стране на ближайшие годы порядка 30 000 участников платформы. Для Москвы эта цифра составляет около 2 тысяч магазинов
Сегодня, по его словам, магазины под брендом «ОКОЛО» работают в 32 регионах, и компания планирует в ближайшее время довести их количество до 50.
«Основная миссия нашей франшизы — объединить энергию частного предпринимательства, гибкость региональных дистрибьюторов и компетенции лидера розничной торговли России для создания кастомизированного предложения и уникального клиентского опыта в магазинах малого формата», — подчеркивает Игорь Плетнев.
Именно такой гибкий подход, ориентированный на долгосрочное и взаимовыгодное партнерство с независимыми предпринимателями, по его словам, объясняет высокие темпы развития франшизы «ОКОЛО».