В России выросло количество молодых предпринимателей. Какие у них перспективы?

Молодежь составила 25 процентов от всех ИП в России

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Количество молодых предпринимателей в России растет — и государство всячески поддерживает эту тенденцию. О том, какие инициативы помогают молодежи начать свой бизнес и развивать свое дело — в нашем материале.

Молодежное предпринимательство в цифрах

В России сегодня зарегистрировано свыше 6,75 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 4,46 миллиона работают как индивидуальные предприниматели. Доля молодежи среди ИП достигает 26 процентов — это 1,16 миллиона человек. За первый квартал 2025 года число молодых предпринимателей выросло на два процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший прирост зафиксирован в Калмыкии (+33 процента), Чечне (+32 процента) и Удмуртии (+25 процентов).

Сейчас мы видим трансформацию внутри самого сегмента молодежного предпринимательства — поколение миллениалов сменяется поколением Z. Доля «зумеров» среди ИП выросла с четырех процентов до более чем шести процентов. А доля миллениалов за последние пять лет сократилась с 30 до 26 процентов

Александр Исаевичгенеральный директор Корпорации МСП

Треть молодых ИП работает в розничной торговле, девять процентов — в транспортной сфере, пять процентов — в строительстве. При этом наиболее динамично развиваются новые направления: вспомогательные бизнес-услуги показали рост в 57 процентах, сфера трудоустройства и подбора персонала — 35 процентов, IT-сектор — 22 процента. Средний стаж ведения бизнеса у предпринимателей до 35 лет составляет 2 года и 8 месяцев. На каждых двух молодых ИП приходится примерно один наемный сотрудник, что говорит о небольших масштабах проектов и потенциале для роста.

Помимо традиционного предпринимательства, почти столько же, 6,7 миллиона молодых людей до 35 лет выбрали статус самозанятых — это 52 процента от общего числа самозанятых в стране. За год их количество увеличилось на 26 процентов — с 5,3 до 6,7 миллиона человек, что демонстрирует растущую популярность гибких форм трудовой деятельности среди молодежи.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Инициативы по раскрытию потенциала

Развивать молодежное предпринимательство в стране помогают различные меры поддержки, инициативы и конкурсы. Среди них — федеральный конкурс молодежного предпринимательства «Создай НАШЕ». Это совместный проект Агентства стратегических инициатив, Корпорации МСП и фонда «Молодежная предпринимательская инициатива».

Наша миссия — открывать перед молодежью возможности для раскрытия потенциала и воплощения даже самых смелых идей. Конкурс «Создай НАШЕ» давно перерос статус просто площадки для презентации проектов — сегодня это настоящая платформа для роста молодых предпринимателей, где они получают экспертную поддержку и ресурсы для реализации своих инициатив. Уже сейчас мы видим огромный интерес: за два года — 13 тысяч заявок. Уровень проектов значительно вырос: работы стали глубже, интереснее, а их качество — по-настоящему достойным. Особенно радует, что финалисты прошлых лет демонстрируют впечатляющие результаты: рост выручки в 1,5 раза, расширение географии и масштабирование своих проектов

Светлана Чупшевагенеральный директор Агентства стратегических инициатив

«Создай НАШЕ» уже второй год подряд объединяет молодежь от 14 до 28 лет со всей России, включая новые регионы. В этом году для участия зарегистрировались более 7 тысяч человек — это на треть больше показателей прошлого года. Лидерами по количеству заявок стали Москва (500 заявок), Татарстан (474) и Санкт-Петербург (301). Высокую активность также проявили Московская область (283 заявки), Краснодарский край (253) и Башкортостан (247). Участие захотела принять и молодежь из новых российских регионов: ДНР представила 107 заявок, ЛНР — 21, Запорожская область — 10, Херсонская — одну заявку.

«Такие конкурсы как «Создай НАШЕ» наглядно показывают тренды в молодежном предпринимательстве в России. Привычные ритейл и общепит все чаще сменяются на ИТ и высокотех. Пока мы оценивали заявки участников, которых в этом году было более 7 000, мы увидели насколько с прошлого года выросли бизнес-амбиции ребят. Более 300 проектов, причем многие с очень хорошей степенью проработки, мы получили в сфере технологий и искусственного интеллекта. Десятки проектов были по созданию туристических объектов – от музея русской печки с применением VR-технологий до креативных эколокаций и автокемпингов. Важно, что у конкурса есть реальный результат. Финалисты прошлого года успешно запустили и развивают свой бизнес в самых разных сферах, демонстрируя уверенный рост производственных и финансовых показателей», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Фото: пресс-служба Корпорации МСП

Перспективы для победителей

Участники конкурса проходили комплексную подготовку по двум направлениям: «Молодежь без бизнеса» для начинающих предпринимателей и «Бизнес до 3-х лет» для уже действующих проектов. Обязательным элементом стало обучение основам предпринимательской деятельности, после которого участники разрабатывали проекты запуска или масштабирования своего дела. Экспертная комиссия определила 30 победителей, которые получили гранты по 1 миллиону рублей на реализацию своих бизнес-идей.

В следующем году количество грантов будет увеличено втрое

«В качестве анонса хочу сказать, что в следующем году наши 30 грантов превращаются в 100. Я надеюсь, что через год мы сможем еще раз увеличить количество грантов, и они найдут своих по-настоящему крутых победителей», — подчеркнул основатель фонда «Молодежная предпринимательская инициатива» Алексей Репик в рамках финала конкурса, который прошел в Москве. Помимо финансовой поддержки, победители получили доступ к специальной акселерационной программе Корпорации МСП. По результатам прошлого года такую программу прошли 30 человек из 20 регионов страны.

Фото: пресс-служба Корпорации МСП

Из них семеро — индивидуальные предприниматели или учредители недавно созданных компаний в возрасте от 14 до 28 лет.

Остальные 23 участника представляли ИП или ООО с опытом работы до двух лет. Наибольшую популярность получила сфера производства одежды и аксессуаров (шесть участников), а также дистанционная розничная торговля (два участника). Среди уникальных направлений — пчеловодство, производство спецодежды, парфюмерия и косметика, образовательные услуги

В этом году акселерацию Корпорации МСП смогут пройти производители протезов и экзоскелетов, медицинского оборудования, расточно-наплавочных станков, жидких силиконовых резин, оборудования для гидро-абразивной очистки, мебели из роупа и ротанга, оборудования для доращивания зелени в магазинах, а также компании по автоматизации производства, образовательные и карьерные онлайн-платформы, центры коррекции речи, 3D печати, создатели систем управления автономными беспилотниками и промышленного интернета вещей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.