
«Какая резня! Какие сцены ужаса!» Первая мировая в объективе немецкого офицера: уникальные кадры
00:01, 20 февраля 2026Фото: Частная коллекция Артура БондаряО Первой мировой войне в России пишут гораздо реже, чем о Второй мировой. Тем более большая редкость посмотреть на конфликт глазами немцев. Такую возможность предоставляют архивы, едва не погребенные под толстым слоем пыли и грязи. В коллекции фотографа Артура Бондаря чудом оказались стеклянные негативы, снятые неизвестным фотографом в годы Первой мировой. «Лента.ру» публикует уникальные снимки.
«Стеклянные фотографии были в толстом слое пыли и грязи. Часть из негативов были повреждены. Как всегда никаких данных ни про архив, ни про самого фотографа у продавца не было. А на мой вопрос, как он нашел этот архив, продавец ответил, что эти коробки подарил ему старый знакомый, которого уже давно нет в живых», — поделился Артур Бондарь.
Это небольшая коробка Agfa со стереонегативами размером 4,5x10,5 см и две коробки Eisenberger со стеклянными негативами двух размеров 9х12 и 10х15 см. Все они сняты неизвестным фотографом в период с начала 1914-го и почти до конца войны 1917 года. Можно предположить, что фотограф прошел всю войну.
Коллекция примечательна еще и тем, что это не просто хроника войны, она включает в себя кадры и довоенного 1913 года. Первая мировая изменит мир навсегда, тем интереснее наблюдать за размеренной старосветской Германией, которой оставался жить какой-то год.

На улице одного из немецких городов. У магазина фототоваров Георг Кимме. Справа отель «Ратскеллер». Рыночная площадь, Гифхорн, Германия. 1913-1914 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Семья отдыхает у своего дома. Байенроде, Нижняя Саксония, Германия. 1913-1914 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Первые разрушения коснулись не Германии, которая рьяно начала войну. К 20 августа 1914-го Кайзеровская армия вышла к границам Франции. По «плану Шлиффена» Францию следовало взять за 40 дней, а потом полностью переключиться на Россию. В Первую мировую Франция сопротивлялась отчаянно.

У здания биржи и театра. Лилль, Франция. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
11 октября 1914-го немцы начали интенсивный артиллерийский обстрел Лилля. За два дня по городу выпустили более 5 тысяч снарядов, было разрушено 800 домов. 13 октября Лилль сдался.

Руины зданий в центре города. Лилль, Франция. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Немецкий солдат идет по одной из многокилометровых траншей. Сверху видно заграждение из колючей проволоки. Франция. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Война — это трофеи. Самолеты противника захватывают в том числе для изучения технологий противника. Захваченный немцами английский самолет Armstrong-Whitworth F.K.3. — не самая совершенная машина, и она так и не была принята в оперативную эскадрилью, а использовалась для обучения.

Захваченный английский самолет Armstrong-Whitworth F.K.3. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Все снимки сделаны фотографом из медицинской роты 78-го пехотного полка ландвера. Эти части не принимали активного участия в боях, но поскольку находились в самой гуще событий Западного фронта, их фотограф стал глазами и памятью войны.
На одной из фотографий запечатлены немцы из 65-го пехотного полка с пулеметом MG 08 (Maschinengewehr 08). Это один из вариантов «Максима». Это весьма грозное оружие, но к тому моменту устарело, его применение в вермахте объяснялось только нехваткой более современных пулеметов. Однако это самый массовый пулемет немцев.

Групповой портрет немецких солдат из 65-го пехотного полка с пулеметом MG 08 (нем. Maschinengewehr 08). Перед солдатами табличка c надписью «Военная кампания 1914-1915». Франция. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
В бой идут одни старики
78-й пехотный полк ландвера (Infanterie-Regiment Landwehr Nr. 78), составная часть Германской императорской армии, имел особую роль. В обязанности военных ландвера входили оборонительные операции и поддержка. В отличие от регулярных частей, солдаты ландвера часто были старше и менее обучены, но они играли важную роль в обеспечении безопасности тыловых районов и поддержке фронта.

Групповой портрет немецких солдат из 78-го пехотного полка ландвера с пулеметом MG 08. Франция. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Состоял 78-й пехотный полк ландвера из мужчин возраста от 20 до 39 лет, которые прошли начальную военную подготовку. Они не были прирожденными убийцами, кое-кто из них едва научился держать в руках винтовку и предпочитал боям мирную работу. И на нее был большой спрос, такие полки традиционно играют фундаментальную роль в истории войн.
78-й пехотный полк Ландвера включал в себя то, без чего немыслима армия, задача которой не только уничтожить противника, но и сохранить по возможности личный состав. Сюда входила медицинская рота, в которой и состоял неизвестный фотограф.

Медицинская рота 78-го пехотного полка ландвера. Бельгия. 1914-1915 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Немецкие военные из медицинской роты 78-го пехотного полка ландвера возле разрушенного здания. Предположительно Фишё, Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
В Первой мировой войне в немецкой армии вели поисковые работы с собаками, обученными для поиска раненых. Такие собаки назывались «собаками милосердия». Подготовка собак началась еще в 1884 году, они готовились для сторожевой, разведывательной, санитарной служб и службы связи. К 1914 году в Германии имелось около десяти тысяч хорошо подготовленных военных собак, впоследствии их численность была доведена до тридцати тысяч.

Немецкие офицеры с собакой среди руин города. Фишё, Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Первая мировая война расширила границы разрушений и варварства, подготовив мир к еще большим ужасам Второй мировой. Подготовив к тому, к чему невозможно быть готовым и привыкнуть. Особенно мирному населению. На кадрах запечатлены руины церкви Радингем-ан-Веп, коммуна в департаменте Нор на севере Франции.

Руины церкви. Радингам-ан-Веп (фр. Radinghem-en-Weppes), коммуна в департаменте Нор на севере Франции. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Руины церкви. Радингам-ан-Веп (фр. Radinghem-en-Weppes), коммуна в департаменте Нор на севере Франции. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
На других снимках запечатлена, судя по всему, церковь святого Иакова. Построена еще в XII веке в романском стиле, в XIV веке перестроена в соответствии с готическими канонами. В 1636-м оснащена готической башней. В Первую мировую разрушена, в 1924-1926 годах восстановлена по уцелевшим фрагментам западного портала.

Руины церкви. Эссен, провинция Западная Фландрия, Бельгия. 1915 год
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Потерянное поколение
После поражения германских войск в Марнском сражении в сентябре 1914 года, война на Западном фронте носила окопный характер, о чем можно прочитать в известном романе Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Ремарк относится к писателям «Потерянного поколения», на которых сильно повлияли события Первой мировой. Они познали ужасы войны не в кабинетах, а в окопах. Но одна из особенностей окопной войны — превращение войны в рутину. У солдат находилось время спокойно починить сапоги и заштопать мундир.

Портрет немецких военных в мастерской по ремонту обуви и одежды. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
А вот такие портреты позволяют представить, как выглядели немецкие военные более ста лет назад.

«Портрет немецкого военного». Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Некоторые бойцы и вовсе позируют — как на снимке с кузнецами. Первая мировая — последний конфликт такого масштаба, где в большом количестве использовалась кавалерия. На лошадей ложились все тяготы конфликта, и если вовремя не подковал лошадь — пеняй на себя.

Портрет немецких кузнецов-ковалей в конюшне. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
78-й полк был сформирован в Брауншвейге (штаб и III батальон) и Целле (I и II батальоны) и составлял часть резерва Германской империи.

Немецкий медик из 78-го пехотного полка ландвера с носилками и противогазом. Обурден, Пригород Лилля, Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Медицинская рота отвечала за медицинское обеспечение полка, в том числе оказание первой помощи, эвакуацию раненых и лечение больных. Рота состояла из нескольких отделений, включая перевязочные, эвакуационные и другие. В ее обязанности входило оказание первой помощи на поле боя, эвакуация раненых в тыл, лечение больных и организация полевых госпиталей. Медицинская рота, как и другие роты полка, имела численность около 190 человек, хотя это могло варьироваться.
А вот так выглядел медик из 78-го полка ландвера.

Портрет немецкого медика из 78-го пехотного полка ландвера у входа в подземный медпункт. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
«Медицинская служба германской армии комплектовалась военными врачами. Военные врачи имели звание от врача Генерального штаба (General-Stabs-Arzt) до врача-ассистента (Assisten Arzt) и одногодичного врача (Einjaehrige Arzt). Нижние чины медицинской службы обычно именовались Sanitaets-Mannschaften и служили в госпиталях санитарами и носильщиками. Полевая медицинская служба состояла из полковой медицинской службы, рот носильщиков, полевых госпиталей, автомобильных санитарных колонн и передовых армейских медицинских складов. Обычно в каждом батальоне имелось два офицера медслужбы и четыре унтер-офицера (в мае 1916 года унтер-офицеров стало пять). Носильщики комплектовались из числа негодных к строевой службе. Их можно было отличить по белой нарукавной повязке с красным крестом, которую носили на левом рукаве», — писал в книге «Германская Армия. 1914-1918» исследователь Дональд Фостен.

Тренировка немецких медиков из 78-го пехотного полка ландвера в противогазах и с ранеными на носилках. Обурден, Пригород Лилля, Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Тренировка немецких медиков из 78-го пехотного полка ландвера в противогазах и с ранеными на носилках. Обурден, Пригород Лилля, Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Ранее говорилось о захваченном Armstrong-Whitworth F.K.3. Позже немцы захватили британский многоцелевой биплан F.E.2b. Британцы в первой половине XX века по самолетам были впереди планеты всей, и их фирменные двигатели очень ценились во многих странах. И в целом авиация в Первую мировую открыла новые горизонты ведения боев, стало понятно, что самолеты могут использоваться для разных целей, в том числе в разведке.

Захваченный британский многоцелевой истребитель биплан F.E.2b. Большинство машин входило в разведывательные и бомбардировочные дивизионы в качестве истребителей сопровождения. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Жители оккупированных территорий уже Второй мировой, которые помнили оккупации времен Первой, отмечали, что немцы стали наглее и кровожаднее. И правда, офицеры на этих фотографиях выглядят более сдержанно, чем офицеры времен Гитлера.

Групповой портрет немецких офицеров. Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Солдаты и офицеры медицинских рот спасали чужие жизни и рисковали своими. Медики — одни из самых уязвимых и необходимых элементов любой войны.

Немецкая медицинская рота 78-го пехотного полка ландвера у входа в полевой подземный медпункт. Рядом с входом табличка (нем. Sanitäts Unterstand). Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Немецкая медицинская рота 78-го пехотного полка ландвера у входа в полевой подземный медпункт. Рядом с входом табличка (нем. Sanitäts Unterstand). У крайнего справа солдата на погонах цифра 28, что возможно указывает на номер медицинской роты. Франция. 1916-1917 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря

Похороны немецкого офицера. Предположительно Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Будто зацикливаясь, история войны начинается миром и им же заканчивается. Это напоминание, что всегда, рано или поздно, наступает мир. Нужно лишь до него дожить.

Военное кладбище. Немецкие военные стоят у могилы погибшего сослуживца. Предположительно пригород Лилля, Франция. 1917 год
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
Человечество сошло с ума! Оно, должно быть, сошло с ума, раз делает то, что оно делает. Какая резня! Какие сцены ужаса и резни! Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Ад не может быть таким ужасным. Мужчины сошли с ума!

«Кладбище немецких воинов в Верлингаме». Немецкое военное кладбище в 8 км к северо-западу от Лилля. Верлингам, Франция. 1915-1916 годы
Фото: частная коллекция Артура Бондаря
