«Мы считаем такие выступления недопустимыми. Просим вас организовать проверку гимназии, включая учебную программу. Разбираться в данной ситуации нужно не с ребенком, а со взрослыми. Там есть работа и для правоохранителей», — первый заместитель главы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров, обращаясь к заместителю губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александру Мажарову.
«Меня больше волнует не этот мальчик, а кто курировал его проект. Вот что меня поразило больше всего — что в этом докладе к немецким захватчикам применяются такие слова, как "сражались", "павшие в боях солдаты", "так называемый Сталинградский котел"… Манера, подача самого доклада поразила. Эти вещи нужно в корне пресекать. Мы так дойдем до того, что предложим пересмотреть итоги Великой Отечественной войны. Это возмущает. Сейчас гимназия из этого парня пытается сделать "голубя мира". На словах в гимназии сказали, что на бедного парня сейчас все накинулись, но накинулись не на парня, понятно, что за ним стоят взрослые люди», — член Комитета Госдумы по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера Елена Кукушкина.
«У нас столько проблем, а мы осуждаем этого мальчика, который не очень удачно выразился, словно нам, взрослым, больше заняться нечем. Мальчик не сам это придумал — он вынес это из уроков, из интернета. Я считаю, что за неосторожные высказывания не нужно привлекать школьника к уголовной ответственности. Сейчас следует обратить внимание на тот факт, что образование в школах становится политизированным. И это проблема, которую нужно решать», — доктор исторических наук, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН Алексей Мосин.
«Хочу пояснить, что изначально мы с сыном готовили речь на семь-восемь минут. В докладе рассказывалось о его прадедушке, герое, который участвовал в Великой Отечественной войне и был награжден боевыми наградами. (...) Но по причине регламента в две минуты речь была урезана. Из общего контекста были извлечены некоторые фразы. (..) Когда он ехал в Германию, он купил знамя Победы, и он (у меня есть фотография) сфотографирован на фоне Рейхстага с этим знаменем. Он хотел, чтобы люди помнили и не допустили повторения этой войны. Я как мать обеспокоена тем, что моему ребенку угрожают, в средствах массовой информации его оскорбляют, обзывают и говорят, что его "встретят"», — мать гимназиста Оксана Десятниченко.
«Свой доклад он заканчивает словами: "Я искренне надеюсь, что во всем мире восторжествует здравый смысл, и мир больше никогда не увидит войн". Война коснулась и семьи Николая, его прадедушка — участник Великой Отечественной войны. Ни в коем случае гимназист не оправдывает действия фашистов. Цель траурного митинга в бундестаге — это сохранение памяти об ужасах и жертвах войны с обеих сторон. Немецкие школьники в гимназии исследовали и зачитывали биографии русских солдат, погибших на территории Германии, а российские школьники изучали биографии немецких солдат, погибших на территории Советского Союза», — преподавательница немецкого языка в гимназии Людмила Кононенко.
«Николай Десятниченко поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле, неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых. Отмечу, что новоуренгойских детей отличает патриотизм, любовь к родине, гордость за историю российского государства, за подвиг своих дедов и прадедов. Такую интерпретацию искренних слов ребенка можно расценивать как провокацию не только против школьника, но и против всего российского народа и нашего отношения к истории Второй мировой войны. Уверен, что здравый смысл победит», — глава Нового Уренгоя Иван Костогриз.
«В данном случае совершенно непонятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить. Очевидно, что школьник не имел в виду ничего плохого. Очевидно, что школьник чрезвычайно волновался, когда выступал в бундестаге. Любой школьник, выступая в бундестаге, в таком представительном месте, естественно, испытывал бы крайнюю степень волнения. Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более в пропаганде нацизма, во всех смертных грехах считаю неверным. Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества», — пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Я не готов комментировать речь, я просто ее не видел, я слышал отзывы. Но я считаю, что так же, как в год столетия революции, мы должны быть немного терпимее, особенно по отношению к наши молодым согражданам, и понимать, что это молодые люди — если они ошиблись даже, с ними надо разговаривать, им надо каким-то образом помогать. Карающий меч надо вынимать из ножен на самой последней стадии», — помощник президента России, экс-министр образования Андрей Фурсенко.
«Сегодня слушаю речь мальчика из Нового Уренгоя в бундестаге — называет погибших в котле под Сталинградом немецких солдат невинноубиенными. Поднимает глаза — а в них звенящая пустота. Это, я думаю, от невежества у него. Книжек мало читал. Мальчика надо повозить по концлагерям и устроить ему бесплатную экскурсию на Мамаев курган», — журналист Марина Ахмедова.
«Юноша из Уренгоя высказал, в сущности, совершенно очевидную мысль. Даже банальную. Дважды два — четыре, Волга впадает в Каспийское море, преступные армии состоят из подневольных солдат, которые платят своими жизнями за амбиции вождей... Какой чудовищный ядовитый силос надо закачивать в мозг людям, чтобы делать из парня предателя Родины! Беда такой Родине, где совестливый мальчик, способный так остро почувствовать чужую беду, принужден будет оправдываться. Дай ему Бог вынести это и выйти из этой ситуации сильным, а не сломленным», — писатель Виктор Шендерович.
«Я планирую сам гимназию посетить, поскольку являюсь координатором партии в Новом Уренгое. Конечно, мы будем эту тему поднимать и на ближайшем заседании Заксобрания, на комитетах. Нужно разобраться, что произошло, что за формат был у мероприятия, что подразумевалось, кто согласовывал текст доклада, кто принимал этот текст. Будем по этому поводу разбираться. Все набросились на этого парня, а там было три выступающих гимназиста. Помимо него еще две девушки. У всех троих был шаблонный подготовленный текст, все трое рассказывали про немецких солдат», — депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Иван Вершинин.
«На самом деле, если прочитать текст полностью, то речь скорее о стилистически коряво построенной фразе, нежели о подрывном смысле. Он явно не чувствует слово и употребляет штампы и устойчивые выражения в неправильном ключе. Это часто встречается у современных подростков. Дело не стоит того шума, который поднят. Он явно сам писал этот текст. Там смысл другой, а не "оправдание фашизма"», — политолог, журналист Георгий Бовт.
«Мы направили депутатский запрос в Генпрокуратуру, чтобы провели проверку и образовательной программы, и учителей, и тех общественных организаций — обществ памяти солдат. (...) Прокуратура должна разобраться, как и чему учат молодежь, какие организации работают на территории России. Учителя отправляют ребенка за рубеж — почему ни один из учителей истории не обратился к этому вопросу, почему с ним не посидели, не поработали над речью? Он выступает на площадке парламента Германии — мы можем неправильно понять, но западные СМИ, которые будут тиражировать выступление, сделают так, чтобы другие люди, которые будут слушать, его поняли однозначно», — заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.
«Есть и хорошая новость. Старшеклассника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко не собираются сажать в тюрьму. Его родителей не намерены лишать родительских прав. Разбираться будут с гимназией, в которой учится непутевый Коля. (...) Юноша не восхищается газовыми камерами, сожженными деревнями, Холокостом, не радуется миллионам жертв. Мальчик говорит, что война ужасна. Или оправдание нацизма состоит в том, что Коля говорит о немецких пленных, которые действительно гибли тысячами и очень многие не вернулись домой? Но ведь это правда, так все и было. Десятниченко выступал в бундестаге в день, который отмечают в Германии как День скорби. Немцы вспоминают жертв войны и государственного террора. А в России, например, о жертвах советского государственного террора на трибуне парламента не вспоминают давно», — обозреватель «Эха Москвы» Антон Орехъ.
В 2015 году президент Владимир Путин написал колонку для журнала «Русский пионер», в которой рассказал о том, что его родители не испытывали ненависти к нацистам. «Мама вообще была у меня человек очень мягкий, добрый… И она говорила: "Ну какая к этим солдатам может быть ненависть? Они простые люди и тоже погибали на войне". Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у нее этого почему-то совсем не было. И ее слова я очень хорошо запомнил: "Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт". Вот эти слова я помню с детства», — написал президент.