30 мая стало известно, что «смерть» журналиста Бабченко оказалась инсценировкой Службы безопасности Украины (СБУ). «Я мог бы принести соболезнования семье Аркадия Бабченко, но не буду этого делать. Напротив, сегодня я поздравлю Аркадия с третьим днем рождения и приглашаю его в зал», — объявил глава СБУ перед тем, как журналист предстал перед публикой. В спецслужбе заявили, что были осведомлены о том, что на журналиста готовилось покушение. Объявление о его убийстве назвали спецоперацией. В ходе пресс-конференции он принес всем извинения, в том числе своей жене.
О ранении Бабченко первым сообщил его коллега Айдер Муждабаев. «В Аркадия Бабченко стреляли, в доме, в спину. Увезли в больницу. Ищу в какую, еду туда», — написал Муждабаев в Facebook. Позже стало известно, что Бабченко якобы скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. Официальный представитель полиции Киева Оксана Блищик и спикер полиции Украины Ярослав Тракал подтвердили факт смерти журналиста. «Жена была в ванной комнате. Она услышала хлопки, вышла и увидела мужа в крови. Вызвала скорую, его забрали, он умер в карете скорой помощи. На месте работает следственно-оперативная группа, руководство выясняет обстоятельства», — заявила Блищик.
Украинский народный депутат Антон Геращенко сообщил, что Бабченко был застрелен на пороге своей квартиры. «В доме закончился хлеб. Аркадий пошел в магазин. Убийца его поджидал на лестничной клетке в подъезде. Когда Аркадий открыл дверь квартиры, убийца подло, в спину, сделал несколько выстрелов в Аркадия Бабченко», — описал он произошедшее на своей странице в Facebook.
В качестве основной версии «убийства» рассматривают профессиональную деятельность Бабченко, сообщил начальник Главного управления Нацполиции в Киеве Андрей Крищенко. Он отметил, что говорить о более конкретных версиях пока рано. Кроме того, в качестве версии называют гражданскую позицию журналиста.
Следственный комитет России завел уголовное дело «об убийстве российского гражданина Аркадия Бабченко в Киеве». «СК не намерен оставлять без внимания жестокие преступления в отношении граждан России», говорится в сообщении ведомства. Полиция Киева открыла уголовное производство по статье «умышленное убийство».
МВД Украины опубликовало в Twitter фоторобот подозреваемого в убийстве. В описании сказано, что подозреваемый среднего телосложения был одет в джинсовую куртку и джинсы, на нем была темно-синяя бейсболка. По данным полиции, подозреваемому 40-45 лет. В полиции считают, что у него могли быть сообщники.
В российском министерстве иностранных дел потребовали от властей Украины «приложить все усилия к оперативному расследованию». «Уровень физического насилия, убийств в отношении работников СМИ в этом государстве неуклонно растет, а их расследования не приводят к наказанию преступников. Кровавые преступления и тотальная безнаказанность стали рутиной для киевского режима», — говорится в сообщении министерства.
Комитет защиты журналистов ООН обратился к украинским властям в Twitter, требуя быстрого и тщательного расследования. «В ужасе от новостей об убийстве известного российского журналиста Аркадия Бабченко в его доме в Киеве. Призываю власти Украины провести немедленное и полноценное расследование. Мыслями я с семьей журналиста», — написал представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир.
Бабченко покинул Россию в феврале 2017 года в связи с угрозами, которые поступали ему и членам его семьи. В России в отношении журналиста в 2012 году по обращению главы православного корпуса движения «Наши», члена Общественной палаты РФ Бориса Якеменко было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 212 российского Уголовного кодекса — «Призывы к массовым беспорядкам». Поводом для возбуждения дела послужила запись Бабченко в блоге, опубликованная за несколько дней до очередного митинга «За честные выборы». Рассуждая о тактике, которую необходимо избрать оппозиции, он предложил два пути: найти средства, чтобы отбиваться от полиции на Лубянке, или разбить палаточный лагерь на одной из площадей, пытаясь обратить на себя внимание телевидения, заручиться поддержкой регионов и переходить к забастовкам, гражданскому неповиновению и саботажу.
В декабре 2016 года скандал вызвало другое высказывание Бабченко о катастрофе Ту-154 над Черным морем, в результате которого погибли журналисты, общественники и артисты ансамбля имени Александрова. Он заявил, что не испытывает ни сочувствия, ни жалости по отношению к жертвам крушения.
«Есть ли у меня сочувствие по поводу гибели 80 штатных сотрудников министерства обороны поехавшей головой недоимперии, устроившей в соседней, братской когда-то стране Сталинград и Курскую дугу с тысячами погибших, и летевших теперь в Сирию петь и плясать перед летчиками для поднятия боевого духа, чтоб им более лучше бомбилось, а также девяти сотрудников агентств массовой пропаганды — причем самых передовых из них, Первого канала и "Звезды", клепавших сюжеты про фашизм, хунту, распятие детей, тысячами вербовавших людей на войну как в Украину, так и в ту же самую Сирию... Риторический вопрос. Нет. У меня нет ни сочувствия, ни жалости», — писал он в Facebook.
Бабченко объяснил отсутствие сопереживания тем, что находившиеся на борту поддерживали систему, которая назначила его «врагом и национал-предателем». Слова журналиста подвергли критике, а депутат Виталий Милонов и сенатор Франц Клинцевич призвали возбудить в его отношении уголовное дело и лишить гражданства.
Аркадий Бабченко родился в Москве 18 марта 1977 года. В 1995 году, в возрасте 19 лет, был призван в армию. Проходил службу на Северном Кавказе, принимал участие в первой и второй чеченской войне. В перерыве между войнами учился на юриста в Современном гуманитарном университете.
После армии занялся военной журналистикой. Работал военным корреспондентом в «Московском комсомольце», с 2006 по 2012 год сотрудничал с «Новой газетой», параллельно выпускал журнал «Искусство войны» с рассказами ветеранов войн постсоветского пространства. В разное время участвовал в создании выпусков программ «Армейский магазин» и «Постскриптум», сотрудничал с различными изданиями. В последние годы развивал независимый проект «Журналистика без посредников».
Считается одним из основоположников современной военной прозы. В 2015-м выпустил сборник военных рассказов «Война». Награжден премией Артема Боровика за очерки «Война и мир по принуждению».
Обладатель премии Союза журналистов России «За мужество и профессионализм» и награды «За мужество в литературе» в рамках премии «Дебют». Отмечен премиями британского и шведского ПЕН-клубов.