Госдума в третьем чтении приняла закон о создании в России двух офшорных зон. Официально они называются специальными административными районами (САР) и расположатся на двух островах в разных концах страны: Русском в Приморском крае и Октябрьском в Калининградской области. Оба острова имеют особое значение: на Русском в 2012 году проходил саммит АТЭС, к которому был построен первый отечественный мегамост, а на Октябрьском находится футбольный стадион «Калининград», принимавший четыре матча чемпионата мира. Фактически в России появятся аналоги Панамы, Кипра и Каймановых островов. Вернее даже аналогия с американским штатом Мэн — отдельной офшорной территорией внутри государства, на остальной территории которого действуют другие, более жесткие законы.
Прежде всего, как и полагается офшорам, налоговые льготы. Предполагается, что компании, зарегистрированные в САР, не будут сами ничего производить, продавать или оказывать услуги. Они будут представлять собой холдинговую структуру, заточенную под то, чтобы владеть акциями дочерних предприятий, получать от них дивиденды и перераспределять их между собственниками, то есть конечными владельцами бизнеса. Таким образом, для резидентов САР будут актуальны только два налога — на прибыль от продажи активов (акций) и на дивиденды. Ставка по первому налогу всегда нулевая, по второму есть два варианта: на входящие дивиденды ставка тоже равна нулю, на исходящие — пяти процентам. Разумеется, резидентами САР смогут стать и «полноценные» производственные компании, но налоговые льготы для них уже не предусмотрены.
Есть послабления и в части валютного режима. Зарегистрированные в САР компании будут наделяться статусом нерезидентов, а значит — смогут совершать операции с иностранной валютой без ограничений. А вот для их российских партнеров некоторые запреты все же останутся. Например, им придется репатриировать (переводить на счет в российском банке) полученную от резидентов САР выручку. Для тех компаний, которые собираются зарабатывать не сбором дивидендов с «дочек», а собственным активным бизнесом, регистрация в «российском офшоре» тоже может иметь смысл, особенно если эти компании находятся под западными санкциями. В этом случае они смогут скрыть своих собственников, контрагентов — поставщиков сырья и покупателей готовой продукции — или любых других партнеров. Согласно новому закону, данные о них будут доступны только российским властям и суду.
Важный момент: резидентами САР смогут стать только иностранные компании, причем зарегистрированные в странах-членах международных организаций по борьбе с отмыванием денег (всемирная FATF или европейская Манивэл). Российский бизнес тоже сможет регистрироваться, но позже (когда точно — неизвестно). В отечественное правовое поле вводится новое понятие редомициляция — перенос компании из-за рубежа без прекращения деятельности. Быстро перевести российскую компанию за границу ради участия в офшоре не получится — она должна быть зарегистрирована в другой стране не позднее 1 января 2018 года. Кроме того, дорога в САР закрыта для банков, страховщиков и других организаций, подконтрольных Центробанку, который с самого начала относился к идее российских офшоров скептически. Все резиденты САР получат особый статус международных компаний. Еще одно важное условие: они обязаны будут инвестировать в российскую экономику хотя бы 50 миллионов рублей через покупку акций местных предприятий. По подсчетам авторов закона, такие вложения могут в совокупности принести до миллиарда евро.
В законе еще много пробелов. В нем не прописано, когда российские офшоры полноценно заработают. Еще в начале июля министр экономического развития Максим Орешкин говорил, что это может случиться уже нынешней осенью. Также непонятно, что теперь будет с другими специальными экономическими режимами, уже несколько лет действующими на территории России. К таким относятся территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ), свободная экономическая зона (СЭЗ) Крыма и Севастополя и свободный порт Владивосток. После того как доступ в САР получат российские компании, может возникнуть путаница, либо свободные зоны и вовсе будут конкурировать между собой за резидентов. Весной глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил, что в создании САР нет смысла, поскольку все налоговые, валютные и иные преференции уже предусмотрены в рамках других режимов.
Наконец, непонятно, что делать российским бизнесменам, попавшим под санкции. Изначально офшорные зоны рассматривались именно как помощь им со стороны государства. Однако большинство компаний из последнего списка Минфина США от 6 апреля зарегистрированы в России и теперь (по крайней мере какое-то время) уже точно не попадут в САР. А владельцы оставшихся, откликнувшись на призыв президента, переводят свои зарубежные активы на родину. Давнее стремление властей к деофшоризации российской экономики пока оборачивается созданием офшоров внутри страны.