Силовые структуры
16:00, 14 мая 2019

Раскрыты ошибки спасателей при тушении SSJ-100 Новые подробности авиакатастрофы, в которой погиб 41 человек

Владимир Шарапов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Игорь Надеждин (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
1. Эксперты проверят действия спасателей на соответствие инструкциям

Следствие по делу об авиакатастрофе самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) назначило специальную экспертизу действий аварийно-спасательных подразделений Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Об этом «Ленте.ру» сообщил высокопоставленный источник в правоохранительных органах. По его словам, следователи поставили перед экспертами более 50 вопросов. В частности, им предстоит выяснить, насколько адекватно действовали спасатели и соответствуют ли их нормативные документы международным требованиям.

«В настоящий момент установлено, что сигнал "тревога" был объявлен руководителем полетов через 80 секунд после посадки потерпевшего крушение борта 89098, хотя по нормативным актам это должно быть сделано сразу после получения тревожного сигнала от SSJ-100, и во всяком случае — до начала снижения воздушного судна», — сказал источник.

2. Техника аэропорта оказалась не готова к посадке аварийного SSJ-100

По словам источника, следствие уже установило, что первый прибывший к горящему SSJ-100 спасательный автомобиль выехал из депо, а не с точки сбора аварийно-спасательных формирований — она находится в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Более того, по имеющейся информации, на точке сбора в момент посадки аварийного борта техники вообще не было.

Собеседник «Ленты.ру» также отметил: несмотря на то, что посадка SSJ-100 предполагалась в штатном режиме, с борта 89098 был подан сигнал бедствия, получив который спасатели обязаны были вывести технику. Но этого, как следует и из показаний сотрудников, и из данных объективного контроля, в полном объеме сделано не было.

3. В пожарных машинах не оказалось пенообразователя

Еще один нюанс, о котором стало известно следствию, связан с аварийно-спасательными автомобилями Elefant, которые должны были тушить горящий SSJ-100. По словам источника «Ленты.ру», в первые шесть минут из шести машин были задействованы лишь две, причем они оказались загружены водой, а не пенообразователем, необходимым при тушении разлившегося топлива.

«Таким образом, оглашенные некоторыми работниками гражданской авиации данные о том, что действия аварийно-спасательных формирований соответствовали установленным правилам, мягко говоря, преувеличены, и до настоящего времени материалами следствия не подтверждены», — подчеркнул собеседник издания.

4. Действия аварийно-спасательных служб не соответствовали нормативам

Как следует из нормативных документов, аварийно-спасательные подразделения должны находиться на точке сбора и начинать движение вслед за аварийным самолетом по рулежным дорожкам без дополнительных команд. Движение подразделений начинается в тот момент, когда воздушное судно пролетает мимо них — таким образом сводится к минимуму угроза самим спасателям.

Спасательный норматив прибытия «не более трех минут в любую точку взлетно-посадочной полосы (ИВПП)» предусматривает начало тушения пожара, а не прибытие первого автомобиля. При этом три минуты даются именно на движение с точки сбора, а не на выезд из депо, как было 5 мая, в день катастрофы SSJ-100 в Шереметьево.

5. Связь между ошибками спасателей и гибелью пассажиров установит следствие

— По имеющийся в настоящее время информации можно сделать вывод, что руководитель полетов в Шереметьево не следовал утвержденному плану аварийной ситуации, — отмечает в беседе с «Лентой.ру» Павел Герасимов, бывший сотрудник Международной организации гражданской авиации (ИКАО). — В свою очередь, аварийно-спасательные формирования аэропорта пренебрегли международными стандартами и нормами федеральных авиационных правил.

По мнению Герасимова, все это «в совокупности привело к хаосу в действиях подразделений и находится в прямой причинно-следственной связи с гибелью пассажиров». Защита потерпевших и родственников погибших при пожаре на борту SSJ-100 намерена добиваться проверки этой версии в первую очередь.

Между тем, по словам высокопоставленного источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, перед экспертами еще не ставился вопрос о причинно-следственной связи между действиями аварийно-спасательных подразделений МАШ и гибелью пассажиров. Он будет задан после анализа первых результатов экспертиз.

6. Пожар в Шереметьево унес жизни 41 человека

5 мая самолет SSJ-100 «Аэрофлота» вылетел из Москвы в Мурманск и загорелся при аварийной посадке в аэропорту Шереметьево. В результате произошедшего погиб 41 человек, выжили 37, из них 10 попали в больницу. Девять человек из числа погибших находились при исполнении трудовых обязанностей. В числе жертв катастрофы также оказался один ребенок.

< Назад в рубрику