Как заявили на пресс-конференции члены Совместной следственной группы (JIT), в катастрофе обвиняют троих граждан России. Среди них — Игорь Гиркин, известный как Игорь Стрелков, который в 2014 году возглавлял министерство обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики. Также подозреваются Сергей Дубинский (позывной Хмурый), возглавлявший разведку ДНР, и Олег Пулатов (позывные Гюрза, Халиф), который, как предполагается, был заместителем Дубинского. Вместе с ними в список подозреваемых вошел гражданин Украины Леонид Харченко (позывной Крот), который якобы возглавлял разведывательный батальон ДНР.
На них возлагают основную ответственность за транспортировку на территорию республики российского самоходного ЗРК «Бук», из которого в итоге был сбит Boeing 777. На имена всех четверых будут выданы международные ордеры на арест.
После предъявления обвинений расследование продолжится. Суд пройдет в Гааге, он назначен на начало марта 2020 года. Следственная группа к тому времени может расширить список подозреваемых, но для преследования других людей пока доказательств недостаточно.
В JIT, впрочем, сомневаются, что российские граждане, на которых они указали, предстанут перед судом. «Я реалист и не думаю, что шансы [на это] высоки», — прокомментировал этот вопрос генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке.
В группе считают, что по меньшей мере двое подозреваемых находятся на российской территории; Харченко, предположительно, скрывается на Украине. Следственная группа не будет требовать от Москвы и Киева их экстрадиции, так как это запрещено конституциями обеих стран. В то же время их призывают сотрудничать со следствием: в частности, в JIT хотят знать, был ли Дубинский на момент катастрофы штатным сотрудником российской разведки.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко уже пообещал, что украинское государство сделает все возможное для ареста Леонида Харченко.
В группе полагают, что экипаж российского ЗРК хотел сбить военный самолет, а не пассажирский. «Даже если первоначальный план был таков, мы считаем их ответственными за уничтожение MH17», — указали на пресс-конференции. Следствие, однако, заостряет внимание на следующих вопросах: кто именно принимал решение об отправке «Бука» на территорию Украины, кто комплектовал его экипаж и кто отдал ему приказ отправляться.
В нидерландской телепрограмме Nieuwsuur 18 июня обнародовали иной список подозреваемых. В нем не фигурировали Гиркин и Харченко, но были упомянуты командир базирующейся в Курске 53-й зенитно-ракетной бригады Сергей Мучкаев и некий гражданин Украины по имени Иван Безъязыков.
19 июня издание Bellingcat опубликовало имена и позывные 12 деятелей ДНР, фигурировавших в переговорах, связанных с поражением пассажирского самолета. Российская сторона считает, что аудиозаписи были отредактированы.
В Минобороны ДНР заявили, что обвинения не соответствуют действительности, а ополчение Донбасса непричастно к крушению самолета. По информации из окружения Сергея Дубинского, тот отошел от дел еще в 2014 году, живет в России и не занимается военными делами. Сообщается, что Дубинский не имеет отношения к катастрофе и не собирается давать показания по этому делу.
Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов заявлял, что «дело движется не к правосудию, а к чему-то другому». Это связано с тем, что следственная группа проигнорировала документы, предоставленные российской стороной, а затем обвинила Москву в нежелании сотрудничать.
В мае 2018 JIT пришла к заключению, что «Боинг» сбил зенитный ракетный комплекс «Бук» российских вооруженных сил, однако кто конкретно несет за это ответственность, не установлено. Затем в нидерландском правительстве заявили, что Россия виновна в крушении самолета. К обвинениям присоединились Австралия, НАТО и Евросоюз.
Премьер-министр Малайзии заявлял, что расследование может быть политизировано и направлено не на поиск истины, а на поиск доказательств вины России. Он сообщил, что малайзийскую сторону тоже не допустили к экспертизе.
Лайнер Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области в июле 2014 года. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Украинские СМИ сообщали, что связь с самолетом была потеряна, когда он шел на высоте 10 тысяч метров в пределах международного коридора.
В следственную группу,занимающуюся расследованием катастрофы, входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.