В понедельник, 2 марта, Спортивный арбитражный суд (CAS) рассматривал апелляцию российских биатлонисток Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой против санкций Международного олимпийского комитета (МОК). Представляющий интересы отечественных спортсменок Алексей Панич в ходе слушаний заявил, что на предоставленных МОК документах поставлены поддельные подписи. Претензия касалась письменных показаний информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григория Родченкова.
Адвокат биатлонисток подчеркнул, что к такому выводу пришли как российские, так и британские эксперты. Панич также добавил, что большая часть обвинений со стороны МОК была отозвана в досудебном порядке. Он призвал CAS создать прецедент и раскритиковал МОК за «непрофессиональную подготовку обвинения». Российская сторона претендует на компенсацию судебных издержек в десятикратном размере.
Панель арбитров CAS рассмотрела заявление Панича. Показания Родченкова являются ключевыми в деле спортсменок, поэтому суд потребовал у МОК объяснений в связи с поддельными подписями на показаниях бывшего главы московской антидопинговой лаборатории. Ответа от организации ждали 3 марта.
3 марта ТАСС сообщил, что комитет якобы согласился с претензией адвоката Панича и признал, что подписи беглого главы Московской лаборатории действительно не являются подлинными. Однако на следующий день сам Панич эту информацию опроверг, заявив, что его слова были неправильно интерпретированы СМИ. Более того, CAS получил нотариально заверенное письмо от Родченкова, в котором он подтвердил, что его показания являются верными. Не играет на руку российским биатлонисткам и тот факт, что показания Родченкова являются ключевыми, но далеко не единственными в их деле, о чем говорил их адвокат.
Зайцева, Вилухина и Романова оспорили решение МОК два года назад. Однако слушания по делу CAS начались лишь 2 марта 2020-го. Заседание проходило в закрытом режиме на фоне угрозы заражения коронавирусом. У собравшихся в зале суда были изъяты мобильные телефоны.
Все три биатлонистки уже завершили карьеру. В 2017 году они были признаны виновными в нарушении антидопинговых правил. Зайцева, Вилухина и Романова были пожизненно дисквалифицированы МОК, а их результаты — аннулированы. Таким образом, россиянки лишились серебра в эстафете на Играх в Сочи.
В феврале 2018-го биатлонистки подали в суд на Родченкова. Россиянки обратились в Верховный суд Нью-Йорка с иском о клевете. По информации ТАСС, финансовую поддержку спортсменкам оказал бизнесмен Михаил Прохоров, в прошлом возглавлявший Союз биатлонистов России. На это обстоятельство обратил внимание адвокат Родченкова Джим Уолден.
Юрист анонсировал подачу встречного иска. Он также заметил, что, помимо Прохорова, за обращением биатлонисток в суд могут стоять и российские чиновники. Уолден предостерег Прохорова от поддержки российских спортсменок, упомянув, что участие в подобном деле может негативно сказаться на деловой репутации миллиардера в США: на тот момент он владел баскетбольным клубом «Бруклин Нетс».
Бывший глава московской антидопинговой лаборатории бежал в США в 2015 году. Показания россиянина легли в основу доклада о действующей в России государственной поддержке допинга, созданного комиссией при Всемирном антидопинговом агентстве (WADA) под руководством Ричарда Макларена.
По итогам расследования комиссии Макларена ряд российских атлетов были дисквалифицированы и лишены наград. В их числе оказались Зайцева, Вилухина и Романова. Показания Родченкова являются ключевой частью обвинений в адрес России, при этом экс-главу московской лаборатории не видели уже несколько лет. В феврале 2018-го он появлялся на публике в новом облике: у него изменились черты лица и прическа. По его словам, он был вынужден изменить внешность из-за боязни покушения.