Ксения Собчак со съемочной группой приехала в Среднеуральский женский монастырь, который захватил опальный схиигумен Сергий (Николай Романов), чтобы снять последний эпизод передачи о ковид-диссидентстве схиигумена. В ней Собчак также планирует рассказать об издевательствах над детьми в этом монастыре.
Журналисты попали на территорию монастыря вместе с двумя бывшими послушниками. Одна послушница намеревалась посетить могилу своей духовной матери. Режиссер Сергей Ерженков сообщил, что группу встретили около 30 человек. «Это какие-то казаки, участники боевых действий в Донбассе по виду. Ребята бравые, уголовного вида», — характеризовал нападавших Ерженков.
По его словам, они принялись избивать бывшего послушника по имени Филипп, а затем переключились на него. На Ерженкова напали трое, вывихнули руку, отобрали и разбили камеру. Позже у него диагностировали перелом кисти. Отдавать съемочное оборудование нападавшие отказались, утверждая, что никакой камеры не было.
Съемочная группа написала заявление в полицию. Отобранную у журналистов камеру передали правоохранительным органам. На ней, по словам Собчак, в деталях запечатлено нападение.
«И драка, и как люди стоят [было снято]. То, что мы успели снять на телефон, выложили в Telegram», — говорит Собчак. По ее словам, нападавшие поступили «очень технично». Пока она защищала Ерженкова, они увели и начали бить Филиппа, а когда она подбежала к бывшему послушнику, начали бить режиссера.
Сама Собчак тоже пострадала от рук одной из монахинь. Собчак говорит, что та с силой толкнула ее, после чего телеведущая упала.
Водитель съемочной группы рассказал, что те же люди, что напали на журналистов, участвовали в «событиях вокруг сквера». Речь о событиях 2019 года, когда жители Екатеринбурга выступили против строительства храма святой Екатерины в сквере на Октябрьской площади. Протест сопровождался противостоянием защитников сквера с полицией, представителями ЧОП и мастерами единоборств. В результате сквер удалось отстоять. Собчак отметила, что нападавшие действовали со знанием дела и использовали «ментовские прихваты».
«Если после этого Росгвардия не разгонит этот православный Талибан (запрещено в России — прим. «Ленты.ру»), ДНР, который не подчиняется российским законам, то тогда я не знаю», — говорит Сергей Ерженков. Он также называет нападавших «православными ваххабитами».
Вскоре после конфликта в монастыре туда приехал участник шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов. Отец Сергий — духовный наставник его семьи. Когда церковь отстранила схиигумена от богослужений, Соколов был в числе первых, кто встал на его сторону.
По приезде юмориста между ним и прибывшими на место журналистами завязалась перепалка из-за того, что Соколов не хотел, чтобы его снимали. Ранее он уже посещал монастырь после его захвата Сергием.
Команда Собчак проводила съемки в Среднеуральском монастыре три дня. По словам режиссера, все эти дни прихожане уверяли, что они мирные православные люди.
Собчак готовит расследование деятельности Сергия. Несколько бывших послушников рассказали ей, что в подростковом возрасте их избивали в качестве наказания за провинности. Кроме того, послушница Христина считает, что ее названная мать умерла в монастыре от лейкемии, поскольку ей вовремя не была оказана медицинская помощь.
Соратник схиигумена Сергия Всеволод Могучев заявил, что Собчак специально спровоцировала скандал вокруг нападения на ее съемочную группу, чтобы сделать рекламу своему фильму. По его словам, обвинения Собчак в избиении — неправда. «Ксению никто не бил. Она устроила истерику и устроила скандал. И насколько я понимаю, это была отличная пиар-кампания», — считает он.
Он расценил инцидент как «очень профессиональный пиар-ход» перед выходом документального фильма об опальном схиигумене. Могучев уверен, что это позволит фильму собрать большое количество просмотров.
На это Собчак ответила, что смешно называть произошедшее провокацией, поскольку по плану она должна была уже улетать, однако из-за драки в монастыре была вынуждена пропустить рейс.
В Екатеринбургской епархии отметили, что с первого дня просили журналистов не нагнетать ситуацию, поскольку в Среднеуральском монастыре «сложилась духовно нездоровая обстановка».
16 июня опальный отец Сергий захватил монастырь и начал вести службы вопреки запрету в служении за публичное отрицание коронавируса. Сам он объясняет, что остался в обители ради монахинь, «своих чад».