Претендентов на награды в прямом эфире озвучили звезда Болливуда, актриса и продюсер Приянка Чопра и ее супруг, поп-певец Ник Джонас из группы Jonas Brothers. «Оскар» остается самой престижной наградой в мире кинематографа несмотря на то, что в последние десять лет его сопровождают разнообразные скандалы. Самим громким из них стала так называемая кампания #OscarsSoWhite, обратившая внимание на то, что подавляющую часть членов Академии, которые имеют право голосовать за лауреатов «Оскара», составляют белые мужчины старше 50 лет.
После этого Академия увеличила состав жюри на 35 процентов, существенно увеличив присутствие в нем женщин, представителей этнических меньшинств и зарубежных кинематографистов. В 2020 году также были введены стандарты на репрезентацию меньшинств в съемочных группах и в продакшн-компаниях претендующих на «Оскар» картин.
Киноакадемия заявляла о планах, начиная с 2021-го, выдвигать по десять номинантов в главной оскаровской категории «Лучший фильм». Очевидно, что пандемия коронавируса, вынудившая создателей многих ожидаемых фильмов повременить с их выходом на экраны и сорвавшая немало съемочных планов, заставила внести коррективы: претендовать на самый престижный «Оскар» оказались достойны всего восемь фильмов. Это «Отец» Флориана Зеллера, «Иуда и черный мессия» Шаки Кинга, «Манк» Дэвида Финчера, «Минари» Ли Айзека Чуна, «Земля кочевников» Хлои Чжао, «Девушка, подающая надежды» Эмиральд Феннелл, «Звук металла» Дариуса Мардера и «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. Фаворитами можно считать уже победившую в Венеции и на «Золотом глобусе» «Землю кочевников», а также новые картины ветеранов Голливуда Финчера и Соркина.
Кадр: фильм «Иуда и чёрный мессия»
Вторая по значимости номинация «Лучший режиссер», как известно, пользуется противоречивой репутацией. Всего по одной причине: лишь один раз в девяностолетней истории «Оскар» за режиссуру выигрывала женщина (Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури» в 2010 году). При этом даже номинаций женщины удостаивались всего пять раз — абсолютно позорная для премии статистика. Что ж, в этом году по крайней мере по числу номинанток она станет хотя бы чуточку лучше: сразу две женщины — Хлоя Чжао за «Землю кочевников» и Эмиральд Феннелл за «Девушку, подающая надежды» — выдвинуты на награду. Кроме них, претендовать на награду будут Томас Винтерберг («Еще по одной»), Дэвид Финчер («Манк») и Ли Айзек Чун («Минари»). У Чжао после триумфов в Венеции и на «Золотом глобусе» есть, кажется, все шансы на то, чтобы стать второй в истории женщиной с режиссерским «Оскаром». Но члены Академии так часто ухитрялись нас удивлять (особенно — косностью и архаичностью своих взглядов), что победителем вполне может оказаться и, например, Дэвид Финчер.
Фаворитом в номинации «Лучший актер» в настоящий момент видится, конечно же, Чедвик Боузман, скончавшийся в прошлом году от рака и номинированный за роль в картине «Ма Рэйни: Мать блюза». Он уже получил посмертно «Золотой глобус» — а теперь вполне может стать третьим после Питера Финча и Хита Леджера посмертным лауреатом актерского «Оскара». Его конкурентами станут Риз Ахмед за роль в «Звуке металла», Стивен Ян за «Минари», а также такие легенды, как Энтони Хопкинс («Отец») и Гэри Олдман («Манк»). В категории «Лучшая актриса» основная борьба наверняка развернется между двумя победительницами прошлых лет — Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников») и Виолой Дэвис («Ма Рэйни: Мать блюза»). Но букмекеры вполне допускают и неожиданность в виде победы кого-то из троицы более молодых артисток: Ванесса Кирби выдвинута за «Фрагменты женщины», Кэри Маллиган — за «Девушку, подающую надежды», а Андра Дэй — за «Соединенные штаты против Билли Холлидей». Среди участниц номинации «Лучшая актриса в роли второго плана» также есть одна лауреатка «Оскара»: это Оливия Коулман, выдвинутая за картину «Отец». Ее главной соперницей станет Гленн Клоуз, получившая свою уже восьмую номинацию за «Элегию хиллбилли», но пока так ни разу и не удостоенная статуэтки. Соревноваться с ними будут Мария Бакалова («Борат 2»), Аманда Сейфрид («Манк») и Юн Е-джон («Минари»). А вот победитель в категории «Лучший актер в роли второго плана» станет лауреатом «Оскара» впервые — никто из номинантов прежде премию не выигрывал. Это Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой»), Лесли Одом-младший («Одна ночь в Майами»), Пол Раси («Звук металла»), Дэниел Калуйя и ЛаКит Стэнфилд (оба — за фильм «Иуда и черный мессия»). Калуйя уже удостаивался оскаровской номинации за «Прочь», а Коэн — за «Бората», но не в актерской, а в сценарной категории. Причем комику в этом году удалось попасть и в номинацию «Лучший адаптированный сценарий» — уже с «Боратом 2».
Больше всего номинаций удалось собрать посвященной обстоятельствам создания сценария «Гражданина Кейна» картине Дэвида Финчера «Манк», представленной в десяти категориях. Это, впрочем, не гарантирует «Манку» статус фаворита: история знает немало случаев, когда фильм с десятью и более номинациями оставался вообще без статуэток — как, например, в прошлом году «Ирландец» Мартина Скорсезе. По шесть номинаций у фильмов «Отец», «Иуда и черный мессия», «Звук металла», «Земля кочевников», «Минари» и «Суд над чикагской семеркой». Все они — вместе с собравшей пять номинаций «Девушкой, подающей надежды» — претендуют и на звание лучшего фильма года по версии «Оскара». Однозначным триумфатором дня может считаться и стриминговый сервис Netflix, фильмы производства которого собрали 35 номинаций.
На первый взгляд кажется, что позора #OscarsSoWhite Американской киноакадемии в этом году удастся избежать. Среди претендентов на статус лучшего фильма даже есть картина об организованном ФБР и полицией убийстве лидера Черных пантер («Иуда и черный мессия»). А список номинантов в актерских категориях получился самым этнически разнообразным в истории «Оскара» — причем выдвижения на премию удостоились не только многочисленные чернокожие артисты в диапазоне от Виолы Дэвис до Андры Дэй и от Чедвика Боузмана до ЛаКита Стэнфилда, но и южнокорейские звезды фильма «Минари» Стивен Ян и Юн Е-джон, а также британец с пакистанскими корнями Риз Ахмед. Напомним, что в прошлом году номинации на «Оскар» не удостоился никто из актерского ансамбля корейской ленты «Паразиты» — несмотря на то, что драма режиссера Пон Джун-хо стала главным триумфатором церемонии, выиграв четыре статуэтки, включая награды за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Объявление номинантов в этом году — возможно, из-за сильно сокращенного пандемией пула потенциальных претендентов на премию — обошлось практически без по-настоящему громких неожиданностей: почти все, кто ходил в фаворитах у букмекеров и экспертов, в итоге будут претендовать на «Оскар». Но совсем без сюрпризов не обошлось. Например, The LA Times относит к числу таковых выдвижение на премию ЛаКита Стэнфилда за роль в «Иуде и черном мессии» и Рамина Бахрани за сценарий «Белого тигра». Ну и, конечно, бросается в глаза полный игнор Американской киноакадемией нескольких важных картин года: это и «Никогда, редко, иногда, всегда» Элайзы Хиттман, и «Дик Джонсон мертв» Кирстен Джонсон, и «Разбитый нос, пустые карманы» братьев Росс. По-своему возмутительна и всего лишь одна номинация ленты «Пятеро одной крови» Спайка Ли (в категории «Лучшая музыка к фильму») — страстное и изобретательное кино о возвращении в Индокитай четырех чернокожих ветеранов Вьетнама заслуживало как минимум актерской номинации для Делроя Линдо, выдающимся образом сыгравшего мучимого ПТСД сторонника Трампа.
Посвященный расстрелу рабочих в Новочеркасске фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» входил в шорт-лист категории «Лучший зарубежный фильм», но остался без номинации, уступив картинам «Еще по одной» (Дания), «Куда ты идешь, Аида?» (Босния и Герцеговина), «Человек, который продал свою кожу» (Тунис), «Лучшие дни» (Гонконг) и «Коллектив» (Румыния). Учитывая, что постановщик «Еще по одной» Томас Винтерберг удостоился еще и включения в режиссерскую номинацию, именно его драма об увлечении четырех учителей крепким алкоголем выглядит фаворитом среди зарубежных фильмов. Как и Кончаловский, не попал в число номинантов на «Оскар» и давно работающий за рубежом российский режиссер Виктор Коссаковский — его снятая на свиноферме картина «Гунда» стала одним из самых громких нон-фикшн фильмов 2020-го и с успехом проехалась по множеству кинофестивалей, но в документальную категорию «Оскара» включена не была.
93-я церемония вручения «Оскаров»-2021 пройдет 25 апреля (26 апреля по московскому времени) в Лос-Анджелесе. Изначально она была запланирована на февраль, но была перенесена из-за пандемии коронавируса. В Американской киноакадемии при этом рассчитывают провести саму церемонию в традиционном формате, то есть с полным присутствием ведущих, номинантов и гостей вечера в театре Долби в Голливуде. Ранее в гибридном и частично удаленном формате вынуждены были пройти церемонии вручения «Эмми» и «Золотого глобуса». Пандемия также внесла коррективы и в правила отбора картин, имеющих право претендовать на «Оскар». Если ранее на премию могли быть выдвинуты только фильмы, в предыдущий календарный год не менее недели транслировавшиеся хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса, то «Оскар»-2021 стал также доступен лентам, в 2020 году показывавшимся в кинотеатрах других крупных американских городов или же и вовсе сразу выходивших в стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах. Считается, что эти послабления будут временными.