В четверг, 7 июля, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон подал в отставку из-за секс-скандала, вызванного пьяными домогательствами его протеже, заместителя координатора парламентской фракции Консервативной партии Криса Пинчера. Незадолго до обращения к нации Джонсон позвонил королеве Елизавете II и поставил ее в известность о своем решении.
Он заявил, что выбор нового главы Консервативной партии должен начаться незамедлительно, добавив, что о сроках будет сообщено на следующей неделе. Политик также рассказал об успехах своего правительства, к которым отнес Брексит, борьбу с пандемией и быструю вакцинацию британцев от коронавируса, а также лидирующую роль в противостоянии «агрессии Путина на Украине». Он пообещал, что Лондон продолжит оказывать поддержку Киеву.
30 июня стало известно, что днем ранее Пинчер устроил пьяный дебош в элитном клубе для консерваторов «Карлтон». 52-летний политик приставал к двум мужчинам, находившимся там. После того как рассказы о том вечере просочились в СМИ, Пинчер подал в отставку, признавшись, что сильно напился и «опозорил себя и других людей». На обвинения в сексуальных домогательствах он не ответил.
Пинчер занимал должность заместителя координатора парламентской фракции Консервативной партии Великобритании. Координатора неформально называют «Кнут», так как он отвечает за дисциплину внутри партии: он должен следить за тем, чтобы депутаты голосовали согласно линии партии и не пропускали заседания. Те же обязанности возлагаются на его заместителя.
Политику и ранее указывали на неподобающее поведение. В 2017 году бывший гребец и политический активист Алекс Стори обвинил Пинчера в том, что тот обманом привел его к себе домой и начал приставать, обещая карьеру в Консервативной партии. В 2019 году, когда Пинчер занимал пост замминистра иностранных дел, на него вновь поступили жалобы из-за сексуальных домогательств сразу от нескольких человек. Форин-офис провел расследование, но никаких дисциплинарных взысканий в отношении Пинчера не последовало.
Изначально на Даунинг-стрит отрицали, что Джонсон знал о подозрениях в адрес Пинчера, когда назначил его на пост заместителя координатора партии в феврале 2022 года. Однако спустя несколько дней под давлением общественности премьер все же признался, что ему докладывали о фактах домогательств в биографии его протеже, но он все же счел возможным доверить ему высокую должность.
Особенно всех возмутило то, что Джонсон не просто знал о проступках чиновника, но и шутил на эту тему: «И зовут его Пинчер, и ведет себя, как пинчер (порода собак; вероятно, Джонсон в шутку сравнил чиновника с псом, который запрыгивает на всех подряд и совершает движения, характерные для полового акта — прим. «Ленты.ру»)».
Вскоре после признаний Джонсона в отставку подали министр здравоохранения Саджид Джавид и глава Минфина Риши Сунак, заявив, что не могут оставаться в правительстве по этическим соображениям. В следующие два дня в отставку подали сразу несколько десятков высокопоставленных членов британского кабмина.
Чиновники, назначаемые на замену ушедшим, либо тоже объявляли об отставке, либо публиковали открытые письма, адресованные Джонсону, с призывами к отставке. 6 июля премьер-министра вызвали для объяснений в парламент, где на него ополчились не только лейбористы, но и его однопартийцы — консерваторы.
Вопреки призывам Джонсон изначально отказался сложить с себя полномочия. «Работа премьер-министра в трудных обстоятельствах, когда на него возложена колоссальная ответственность, заключается в том, чтобы продолжать идти вперед. И это то, что я собираюсь сделать», — заявил политик. Однако его упорство лишь усугубило политический кризис: вслед за его выступлением в парламенте началась новая волна отставок.
Премьерство Бориса Джонсона ознаменовалось чередой громких скандалов, но каждый раз ему удавалось выходить сухим из воды. Буквально месяц назад Джонсон избежал вотума недоверия, который ему хотели предъявить из-за участия в вечеринках на Даунинг-стрит вопреки жесточайшему локдауну, который он сам объявил.
В 2021 году жену политика поймали на чрезмерно дорогом ремонте апартаментов на Даунинг-стрит — одни только золотые обои стоили 840 фунтов за рулон, весь же ремонт обошелся в 200 тысяч фунтов. Оплачивался он из средств, переданных донором консерваторов, — Джонсон не задекларировал пожертвование, как того требуют правила, и Консервативную партию оштрафовали на 17 тысяч фунтов. В том же 2021-м соратника Джонсона Оуэна Патерсона обвинили в незаконном лоббировании, и чиновник был вынужден подать в отставку.
По мнению программного директора клуба «Валдай» Олега Барабанова, все предшествующие скандалы имели накопительный эффект, и шумиха вокруг домогательств Пинчера просто стала последней каплей. «Сформировалась четкая точка зрения, что Джонсон всегда лжет, поэтому никакого доверия к нему быть не может. Этот сексуальный скандал стал в какой-то степени той соломинкой, которая сломала спину джонсоновскому верблюду», — сказал политолог в беседе с «Лентой.ру».
Еще накануне ряд британских и зарубежных СМИ опубликовали перечень политиков, которые могут сменить Джонсона на посту премьер-министра.
Среди наиболее вероятных кандидатов оказались два политика индийского происхождения: министр внутренних дел Великобритании Прити Пател и экс-глава Минфина Риши Сунак, с которого началась волна массовых отставок. Барабанов отметил, что «индийская» фракция — достаточно сплоченная и была широко представлена в правительстве Джонсона. «С моей точки зрения, у них вполне может быть цель впервые поставить британским премьером и лидером Консервативной партии выходца из Индии. Это выглядело бы как некий хотя и символический реванш за века колониального унижения со стороны Англии», — предположил он.
Еще одним возможным преемником Джонсона называется глава МИД Лиз Трасс. Ранее она прервала свою поездку в Индонезию, где должна была принять участие во встрече глав МИД «большой двадцатки», и экстренно вылетела в Лондон.
Кроме того, премьерское кресло пророчат Пенни Мордонт, в прошлом ставшей первой женщиной-министром обороны и сейчас занимающей пост младшего министра по торговой политике. Другие фавориты — бывший министр здравоохранения Саджид Джавид и парламентарий Джереми Хант, в прошлом занимавший пост главы Минздрава.
Наибольшей популярностью среди членов самой Консервативной партии пользуется министр обороны Великобритании Бен Уоллес.