Многие россияне полагают, что к психологу нужно обращаться только в крайних случаях — когда невыносимо плохо и кажется, что самому никак не справиться. Безусловно, в таком состоянии не просить о помощи даже опасно, однако работать с психологом можно и будучи эмоционально стабильным и даже довольным жизнью.
«Лента.ру» в рамках проекта «Что делать?» объясняет, как понять, когда психолог необходим, на что обращать внимание при его выборе и что делать, если помощь специалиста требуется, а денег на это нет.
Есть несколько признаков, которые могут указывать на то, что человеку стоит обратиться к психологу. Среди них:
Люди идут к психологу не только тогда, когда все плохо. Часто потребность поговорить со специалистом возникает в ситуации неопределенности, нестабильности. Нередко это происходит, когда то, к чему привык человек, перестало существовать или резко изменилось. Когда исчезают привычные внешние опоры, важно обратиться к внутренним, чтобы сохранить себя и адаптироваться к изменившейся действительности.
Не каждый может сам найти внутренние силы, хотя бы потому, что не у всех есть подобный опыт. Обсуждение своего состояния с родными и друзьями может принести временное облегчение, но проблему не решает.
Дело в том, что близкие, желая вас поддержать, обращаются преимущественно к собственному опыту переживания ситуаций, пропускают вашу проблему через свою систему убеждений. Психолог же безоценочен. С одной стороны, это располагает вас к нему, с другой — помогает рассмотреть вашу проблему не однобоко, а со всех сторон. Психолог опирается на интересы клиента и его систему ценностей, не проецируя на него свои убеждения.
Тем не менее россияне психологам не доверяют и не готовы к ним обращаться даже в тяжелых жизненных ситуациях. Это показал опрос ВЦИОМ, проведенный в 2020 году.
Психологами в нашей стране по-прежнему служат родственники: к ним обращаются 62 процента россиян. 24 процента доверяют свои проблемы друзьям.
Семейные проблемы россияне тоже предпочитают обсуждать не со специалистом. Каждый пятый опрошенный делится переживаниями с друзьями, но подавляющее большинство — 72 процента — пытаются справиться с неприятностями самостоятельно. Лишь три процента заявили, что в таких случаях обращаются к психологу, священнослужителю или в социальные службы.
Традиция не доверять психологам тянется еще из времен Советского Союза. Специалисты напоминают, что советские граждане считали, будто к психологу обращаются только люди с психическими заболеваниями (психические расстройства — не повод стигматизировать человека; лечением заболеваний психики занимается врач-психиатр, и обращаться к нему за диагностикой вполне нормально — прим. «Ленты.ру»). Они считались ненормальными, а ощущать себя таковыми очень не хотелось. А некоторые люди убеждены, что обращаться за помощью к психологу — это слабость.
«Попросить помощи — это не слабость, а сила. Если человек признал, что ему нужна помощь, и обратился за ней — это действительно сильный поступок. Поведение в стиле "я тону, но не кричу, что я тону, и до последнего надеюсь, что сам выплыву" может обернуться куда более серьезными последствиями», — объясняет семейный психолог Юлия Макарова.
В психотерапии множество школ и методов, поэтому выбрать свой непросто, особенно если нет понимания, чем отличаются разные подходы.
Если вам нужно быстро решить конкретную задачу — например, адаптироваться к новым условиям на работе, можно выбрать ОРКТ — ориентированную на решение краткосрочную терапию. Во время сеанса клиент и психолог концентрируются на будущем и на поиске решения, а не на анализе прошлого опыта.
Если время от времени в вашей жизни повторяются определенные сценарии, и вам это не нравится (например, вы замечаете, что выбираете «не тех» людей), полезно присмотреться к транзактному анализу. Основа этого метода — концепция эго-состояний, которая предполагает, что в каждом человеке уживаются внутренний Ребенок, Родитель и Взрослый. Вместе с транзактным аналитиком можно понять, как ваш детский опыт влияет на взрослую жизнь.
Для страдающих от тревоги и склонных раздувать из мухи слона людей подойдет когнитивно-бихевиоральная или когнитивно-поведенческая терапия. Придерживающиеся этого подхода психологи помогают определить неосознанные мотивации, а затем перевести их на уровень сознательного. Это помогает изменить убеждения и поведение, которые привели клиента к невротическим и патологическим состояниям. Этот подход признан доказательной медициной.
Для планомерного и глубокого познания себя подойдет экзистенциальный анализ. Он помогает принять ответственность за свою жизнь и обрести ее смысл. Направление опирается на феноменологию — стремление понять опыт человека именно так, как он его понимает и проживает.
Если вы чувствуете, что слились с проблемой и не можете ее решить, попробуйте работу с нарративным практиком. Одна из ключевых идей нарративного подхода в том, что проблема и человек — разные сущности.
Тем, кто испытывает трудности с вербальным выражением чувств и переживаний, подойдет арт-терапия. Здесь в работе с клиентами используется их творчество. Можно рисовать, лепить из глины и пластилина, создавать поделки. Психолог не оценивает результат творчества, он сосредотачивается на эмоциях, которые клиент переживает в процессе. Через обсуждение творчества и его описание специалист и клиент находят то, что на самом деле тревожит человека, и переходят к решению проблемы.
Справиться с острой психологической травмой призвана EMDR-терапия (ДПДГ — десенсибилизация и переработка движениями глаз). Этот подход признан научно доказанным, его используют для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). В 2013 году EMDR-терапия была одобрена Всемирной организацией здравоохранения. Суть такой терапии в том, чтобы раскрыть заблокированные стрессом процессы с помощью движения глаз.
В последние годы большую популярность обрела гештальт-терапия, которая фокусируется на работе с незавершенными процессами. Например, если партнер разорвал отношения без объяснения причины и перестал выходить на связь. Чтобы завершить ситуацию, попрощаться с партнером без реального общения с ним, нужно прожить эмоции, которые вызывает разрыв, сказать слова, которые хочется.
Для разговора нередко используется техника «Пустой стул», когда клиент на сеансе представляет, что перед ним сидит человек, к которому есть вопросы, с которым связаны переживания. Техника позволяет высказаться и дать волю чувствам в безопасной обстановке.
Есть несколько правил, по которым можно отличить профессионального психолога от шарлатана. Запомните их и не стесняйтесь спрашивать специалиста о дипломе или наличии супервизора.
Есть много сервисов, которые помогают найти подходящего психолога. Самые известные в России — «Ясно», Alter, «Мета», Zigmund.Online и YouTalk. Там вы заполняете анкету и указываете, что именно вас беспокоит.
Обычно предлагается несколько категорий на выбор: отношения с партнером, друзьями или родителями, самооценка, выгорание и прокрастинация, поиск себя, тревожные состояния, работа с утратой и что-то другое. После заполнения анкеты алгоритм приложения предлагает на выбор несколько специалистов. Все площадки гарантируют анонимность и сохранность данных обратившегося за помощью.
Можно и самому поискать психолога в социальных сетях, однако в таком случае нужно быть особенно внимательным и проверять квалификацию специалиста.
Для тех, кто ограничен в средствах, существуют бесплатные сервисы и группы поддержки, благодаря которым можно получить доступ к качественной и квалифицированной помощи. Если на момент записи свободных психологов нет, вас добавят в лист ожидания. Вот некоторые из таких мест.
В группах поддержки участники могут делиться друг с другом опытом, открыто говорить о том, что их беспокоит, и получать поддержку. За безопасность, комфорт и соблюдение правил конфиденциальности в группе ответственны психологи, которые ее ведут.
Поскольку психотерапия — это в первую очередь разговорная практика, большую часть времени клиент и психолог беседуют. При этом разговор качественно отличается от диалога с близким человеком, который хочет вас поддержать. Психолог структурирует беседу и задает вопросы, чтобы помочь рассказчику разобраться в себе и решить проблему, с которой он обратился.
Среднестатистическая психологическая консультация построена так.
В процессе работы психолог может предлагать вам выполнять домашние задания. Он не может ставить диагнозы, но может заподозрить их наличие и направить к психиатру.
Для плодотворной работы терапевта с клиентом необходим контакт. Во многом он зависит от того, насколько участники процесса сходятся личностно. Вряд ли человек захочет доверять что-то сокровенное тому, кто не нравится, кто не кажется «своим». Понять, что психолог не подходит, достаточно просто, это можно почувствовать. Если постоянно присутствует ощущение, что что-то не так, не нужно от него отмахиваться, прислушайтесь к нему и смените специалиста.
При этом контакт не должен быть слишком тесным и переходить границы профессионального взаимодействия. Клиент и психолог не приятели и не друзья, они деловые партнеры, которые вместе решают одну задачу и несут за это решение одинаковую ответственность. Психолог отвечает за свою компетентность, а клиент — за себя и свою жизнь. За тем, чтобы общение не переходило в дружескую или романтическую плоскость, обязан следить психолог.
Поскольку психотерапия касается изменений и проработки травм, она может приносить дискомфорт, но он не должен быть запредельным. Задача психолога — поддерживать клиента, не давать ему погрязнуть в переживаниях, уметь вовремя переключаться и корректировать ход разговора.
Специалист не должен бросать собеседника в пучину болезненных переживаний без спасательного круга, когда тот еще не готов к самостоятельному плаванию. Если кажется, что в трудные моменты терапии со стороны психолога нет поддержки, это повод задуматься, подходит ли он вам.
Работа с психологом редко ограничивается одной встречей, поэтому его задача — фиксировать детали разговора, чтобы клиенту не приходилось каждый раз повторять одно и то же. Если специалист постоянно что-то забывает или путает истории клиентов, это повод его сменить. В таком случае нарушается конфиденциальность и страдает доверие.
Странные методы работы, когда невозможно понять, что происходит на сессии, — тоже повод задуматься о том, подходит ли вам психолог. Специалист должен подробно объяснить, какого подхода он придерживается, а клиент всегда может спросить, почему психолог действует определенным образом.
Отсутствие цели терапии и результата — тревожный звоночек. Клиент обращается к психологу с запросом, который нередко меняется и переформулируется в процессе. Однако важно сверять курс и уточнять, в правильном ли направлении идет работа. Не должно быть ощущения, что каждая встреча — это переливание из пустого в порожнее и бесполезная трата времени и денег.