Наука и техника
22:04, 4 июня 2010

Балмер и конверты Как Microsoft потеряла звание первой IT-компании мира

Этот текст был опубликован в блоге Monday Note. Данный материал не отражает мнения редакции "Ленты.ру".

Возможно, вы слышали такую шутку. Покидающий компанию директор встречается с новым и вручает тому три конверта, которые нужно распечатать, когда придет беда. Первый кризис в компании - сообщение в конверте №1 гласит: "Вали все на своего предшественника". Это просто. Второй кризис, директор распечатывает конверт №2: "Реорганизуй бизнес". Хорошая идея. А вот когда беда приходит в третий раз, он открывает третий конверт и читает: "Возьми три конверта"…

В прошлый вторник Стив Балмер объявил о реорганизации подразделения Entertainment & Devices корпорации Microsoft, уволил его руководителей Робби Баха и Джея Элларда и осуществил еще несколько перестановок. При этом объявления были сделаны в таком сладкоречивом оруэлловском стиле, которым все чаще в последнее время сопровождаются сообщения Microsoft. C текстом Вы можете ознакомиться здесь. Нам ниспослали панегирик, в котором рассказывается об отличной работе, дружбе, желании проводить больше времени с семьей, уходе из компании с гордо поднятой головой… однако, при том что вроде как все приличия соблюдены, это все равно выглядит крайне неприлично.

Подход Балмера к руководству компании не подразумевает того, что он встанет и возьмет ответственность на себя. Он не может сказать: "Я облажался" и затем объяснить, как он собирается исправить ситуацию. Нет. Вместо этого напоказ выставляют двух "козлов отпущения", которые притворяются, что на самом деле их ни в чем не обвиняют. В сюрреалистичном прощальном письме Джей Эллард пишет своим коллегам:

"Никто не может сказать плохого слова о нашем таланте, нашем влиянии или наших амбициях. Мы - единственная высокотехнологичная компания, которая обладает достаточным послужным списком и уверенностью в себе для того, чтобы раз от раза реорганизовывать бизнес. И если Вы хотите изменить мир с помощью технологий – мы все еще лучший коллектив".

Робби Бах послушно играет свою роль в корпоративном фарсе под названием "вниз на самом деле значит наверх". Он дает многословное интервью об уходе из компании дружественному Microsoft блогу TechFlash, где утверждает, что его уход одновременно с Эллардом является случайным и что на самом деле все прекрасно. Может ли он сказать что-нибудь о планшетах? Да не особенно:

"Ну, планшеты это область, которая в будущем будет развиваться. Конечно, они находятся в центре внимания группы разработчиков Windows и оказывают влияние на то, как те определяют среду Windows. На рынке появится целая куча нетбуков и планшетов, которые разрабатываются в настоящий момент. Ну и посмотрим, как этот рынок будет развиваться. Я не думаю, что планшеты представляют собой какой-то мегапрорыв. Это просто очередной тип устройств, и мы разберемся, как нам предоставить потребителям хорошее решение".

И относительно заброшенного проекта планшета Courier:

"Courier прежде всего не был устройством. Я считаю, что сам проект, его развитие и сопутствовавшие ему исследования являются суперважными. Да, "устройство", которое видели люди в видеороликах, не будет поставляться, но это не означает, что мы не узнали кучу нового и не совершили в процессе разработки ряд инноваций. Я уверен, абсолютно уверен, что куча этих инноваций появится в продуктах Microsoft".

Поделом нам, что мы не прочитали текст на экране во время деморолика, написанный маленьким кеглем. Эти ребята, очевидно, держат нас за идиотов. Да сколько угодно, но свое мнение о нас им стоит высказывать чуть потише.

Не все поведутся на этот бред. Блогер Хорэс Дедю высказал предположение, которое многим показалось верным: Робби Бах был уволен за то, что потерял клиента в лице HP. HP – крупнейший производитель компьютеров – является чрезвычайно важным клиентом для Microsoft. Несколько недель назад HP купила компанию Palm из-за платформы для смартфонов WebOS. И отзвуки от этой пощечины в адрес Microsoft еще слышны; это - приговор неудачной Windows Mobile и отрицательный прогноз относительно успеха грядущей операционной системы Windows Phone 7. Через несколько дней после покупки исполнительный директор HP Марк Херд сообщил, что WebOS будет использоваться в сетевых принтерах. В итоге (грядущий) планшет HP Slate, когда-то провозглашавшийся как устройство на Windows 7, также будет работать на базе WebOS.
[Прим. редакции – 3 июня Херд заявил, что его компания приобрела Palm не из-за ее бизнеса по производству смартфонов, а из-за богатой интеллектуальной собственности. Он сообщил, что HP не собирается вкладывать миллиарды долларов в выпуск собственных смартфонов, а вместо этого использует технологии Palm в сетевых устройствах.]

Стив Балмер всегда был самым сильным продавцом в Microsoft. То, что он упустил рынок мобильных устройств HP, – а упустил его именно Балмер, не Робби Бах, – вот еще одна причина для беспокойства акционеров. График их недовольства можно получить при сравнении двух графиков котировок акций. С января 2000 года по май 2010 котировки акций Microsoft упали с 56 долларов до 25,80… В то время как стоимость акций Apple выросла с 25 до 256,88 доллара.

На следующее утро после того, как Стив Балмер распечатал второй конверт, рыночная капитализация Apple - общая стоимость ее акций на бирже – превысила капитализацию Microsoft. В глазах Уолл-стрит Apple стала крупнейшей IT-компанией в мире, которая стоит 230 миллиардов долларов, что немногим больше, чем Microsoft. При этом Apple стала второй крупнейшей публичной компанией в мире, уступая лишь нефтяному гиганту Exxon, которого оценивают в 285 миллиардов. Вот что сказал Балмер, когда у него спросили о потере звания крупнейшей IT-компании:

"Это – игра в длинную. У нас сильные конкуренты, но и мы сами также очень сильны. Я получу больше прибыли, и в мире, конечно, нет ни одной IT-компании, которая сравнится с нами по прибыльности".

Когда дело доходит до прибыли, Балмер готов причислить это себе в заслуги.

Последние десять лет Уолл-стрит не обращала внимания на выдающиеся показатели прибыли Microsoft. И этому есть простое объяснение: профессиональные инвесторы не верят Балмеру, и они не ожидают, что в будущем Microsoft будет получать больше прибыли. Наоборот, они повышают стоимость акций Apple именно из-за уверенности в том, что доход и прибыль компании будут расти. Apple удалось выйти на новые, растущие рынки, что много раз не выходило у Балмера.

Стив Балмер был назначен на должность исполнительного директора Microsoft в январе 2000 года. Мы можем не брать тот год в расчет, поскольку именно в 2000-м лопнул интернет-пузырь, обрушив акции большинства высокотехнологичных компаний. Однако с конца 2000 года акции Microsoft котируются на уровне между 25 и 30 долларами.

Казалось, это никогда не беспокоило Балмера. В то время как мы шутим о Поле Искажения Реальности Стива Джобса, акционеры Microsoft должны волноваться о поле Стива Балмера и об эффектах, которые оно на них накладывает.

Все мы помним Microsoft Vista, это был Дар Небес для Apple. Разве Балмер признал, что там были какие-либо проблемы? А как насчет кошмарной надежности Xbox 360? Извиняться пришлось подчиненным. Потом Google появляется из ниоткуда и занимает 65 процентов поискового рынка, оставив Microsoft долю рынка, сравнимую с Apple (и я говорю о Маках, а не об iPod’ах). На рынке MP3-плееров Microsoft раз от раза не удавалось опередить комбинацию iPod и iTunes (65 процентов рынка). Социальные сети? Крошечные инвестиции (1,6 процента) в Facebook. А как обстоят дела у Microsoft в мире микроблогов, то бишь в Twitter? Да никак, Microsoft Messenger медленно теряет позиции.

Теперь давайте поговорим о последней неудаче Microsoft: смартфонах. Когда в 2007 году появился iPhone, Балмер назвал его "мимолетной причудой". Потом, в 2008, он пообещал, что к 2012 году у Windows Mobile будет 40-процентная доля рынка. Будем справедливыми - в октябре 2009 он признал свою ошибку: "[Мы] облажались с Windows Mobile". К этому времени платформа была уже ходячим мертвецом. В начале этого года в Барселоне Балмер представил новую мобильную ОС – Windows Phone 7, выход которой запланирован до конца года. Спустя два месяца после мероприятия в Барселоне два телефона Kin были встречены прохладно… и ни один из них не работает ни на старой, ни на новой ОС, ставшей сиротой уже при рождении.

Как ни в чем не бывало, теперь Балмер заявляет, что в 2011 году в мире будет продано 30 миллионов смартфонов на базе Windows Phone 7. Балмер уже заявлял, что в его доме никогда не появится ни iPod, ни iPhone, так что с несколькими экземплярами смартфонов на WP7 уже все понятно. Что касается остальных 30 миллионов… интересно, он слышал об Android? На прошлой неделе на конференции I/O Google объявил, что каждый день мире активируют 100 тысяч смартфонов на базе Android, таким образом за год их число превысит 35 миллионов. Если взять в расчет энтузиазм производителей мобильных телефонов относительно ОС Google, в следующем году они могут продать и все 70 миллионов. Поле искажения действительности Балмера уже перегревается.

Нельзя сказать, что Балмеру не дают советов, как наладить дела. Вы можете прочитать материал Галена Грумэна в Infoworld или Андерса Байланда в Motley Fool. Но я боюсь, что ни один из них не сработает. Такое же руководство приведет к таким же результатам. А у Балмера уже заканчиваются конверты.

Одна из бед Microsoft, как это ни парадоксально, заключается в том, что компания зарабатывает слишком много денег. Компания может себе позволить вложить 15 процентов от годовой прибыли в исследования — а это около девяти миллиардов долларов — и не демонстрирует какого-либо существенного прорыва. Замечательные деморолики концептов и прототипы… и затем тишина. (Интересно, сколько новых "гуглов", "фейсбуков" и "твиттеров" могли бы получить инвестиции из этих денег?..)

Еще большая беда для Microsoft заключается в совете директоров. Десять человек с отличной биографией, от банковской отрасли до фармацевтической, от ректора университета до инвестбанкира. (Правда, в совет входит один предприниматель, Рид Хэстингс, президент Netflix. Он - математический гений, что может объяснить существование приза NetFlix.)

Трое из десяти – старинные знакомые, знающие друг друга еще по Гарварду (Гейтс и Балмер) и Стэнфорду (Балмер и Маркуорт). Такая близость мешает принимать болезненные решения. Кроме того, не совсем понятно, как именно математик-теоретик, президент колледжа Harvey Mudd – прекрасного места для одаренных детей – руководитель компании из сектора автомобилестроения и банкир могут разбираться в более тонких, но не менее существенных вопросах стратегии мобильного ПО. Презентации в PowerPoint выглядят достаточно профессионально, периодически проскакивают неплохие деморолики… но чего можно ожидать от "универсального" директора?

В теории основная функция членов совета директоров – нанимать и увольнять исполнительных директоров. Но насколько независимы директора Microsoft? Могут ли они заставить Балмера распечатать третий конверт?

У Microsoft не было удачного опыта Apple. Та уволила одного из основателей, который после этого создал две компании - Pixar и NeXT - вернулся спустя 12 лет, получив положительный и отрицательный опыт, и привел компанию к успеху. За исключением двухлетнего пребывания Балмера в Procter&Gamble он и Гейтс всегда работали только в Microsoft.

Ну так вот. Очень успешная компания, по-прежнему зарабатывающая огромные деньги, но неспособная выйти за рамки комбинации Windows + Office + Exchange, которую уже оставили позади такие новички, как Google и Facebook и "заклятый друг" - Apple.

Когда-нибудь большому институциональному инвестору надоест ждать и выслушивать очередные фанфаронские речи Балмера про светлое будущее, и он продаст свои акции. Вот тогда совет директоров, быть может, и примет наконец необходимые меры. Посмотрите на некоторых крупных инвесторов. Многие уже начали потихоньку распродавать акции.

На этой неделе в Лос-Анджелесе пройдет конференция газеты Wall Street Journal D8. На ней у Стива №1 и Стива №2 возьмет интервью на сцене Уолт Моссберг - гуру издания, освещающий мир технологий. Посмотрим, как Уолт поднимет тему второго конверта в беседе со Стивом №2. Задаст ли он прямые вопросы или позволит Балмеру увильнуть от ответа, и рассказать в очередной раз утомительную речь про то, что "мы победим... в конце концов".

Вообще-то, если подумать, Стив Номер Один может даже рассыпаться в комплиментах в адрес главы Microsoft. Ведь Джобсу Балмер нравится таким, какой он есть: с такими врагами и друзья не нужны.

Перевел Дмитрий Читая

< Назад в рубрику