Ост-Российская компания

Артем Ефимов о новом колониализме

Российские высшие чиновники любят щеголять знанием классиков отечественной историографии. Так что нельзя исключать, что на идею госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока их натолкнул афоризм Василия Осиповича Ключевского: "История России есть история страны, которая колонизируется".

Ныне, как и во времена Ключевского, как и пятьсот, и тысячу лет назад, колонизация продвигается с запада на восток и, в историческом масштабе, неизменно отстает от территориального расширения государства: восток страны неизменно оказывается своего рода фронтиром - полудикой, неосвоенной землей. Знаменитые богатства России оказываются в значительной степени неликвидными: что толку от лесов, полей и минеральных ресурсов, если их некому добывать и нет путей сообщения, чтобы их вывозить?

Последние эпохальные достижения в области колонизации и сдвига фронтира дальше на восток датируются серединой ХХ века - это освоение Западносибирской нефтегазоносной провинции и подъем целины. "Застой", "перестройка", распад СССР, падение уровня жизни в 90-е, его подъем в 00-е - всё это имеет в экономической подоплеке западносибирскую нефть. Трубопроводы тянутся из Западной Сибири через Урал, Поволжье и Центральную Россию к нефтяным портам на Черном и Балтийском морях (в советские времена главным был латвийский Вентспилс) или дальше, через Украину и Белоруссию, в Европу. Вдоль трубопроводов дымят нефтеперерабатывающие заводы (самая высокая концентрация - в Поволжье).

На очереди - Восточная Сибирь. Колонизация должна перешагнуть Енисей - географическую середину России. Там - не только новые природные богатства (в том числе нефть - добыча труднее и дороже, чем в Западной Сибири), но и выходы на новые рынки. Гнать нефть из-за Енисея в Европу - долго и дорого, зато относительно рядом - перспективные азиатские рынки (прежде всего, конечно, китайский) и Тихий океан, через который можно возить нефть танкерами в Америку. Для этого и затеяны многострадальные трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" и нефтеналивной порт в Козьмино, на берегу залива Находка в Приморском крае.

Толком не освоенные Восточная Сибирь и Дальний Восток - это еще и большая политическая проблема для федерального центра. От Иркутска и дальше на восток вдоль Транссиба - "российский Китай": внушительная китайская диаспора едва ли не в каждом городе, ощутимая зависимость от импорта китайских товаров и от трансграничной торговли, многие коммуникации - тоже через Китай (слетать в любую точку мира через Пекин или Шанхай жителям Восточной Сибири и Дальнего Востока проще и гораздо дешевле, чем через ту же Москву), в шоп-тур - в Китай, в отпуск - в Китай. Плюс - территориальные претензии и со стороны того же Китая, и со стороны Японии.

Плюс - сибирский регионализм, иногда уже доходящий до сепаратизма. Федеральный центр забирает почти все доходы от той же западносибирской нефти себе, а Сибири не дает денег даже на строительство нормальных дорог - какого, спрашивается, чёрта? Отсюда лозунг "Хватит кормить Москву!", набирающий за Уралом все большую популярность.

Беда, как всегда, не в колонизации, а в колониализме. А что он у нас есть - это, в общем, уже даже не новость. Можно вспоминать школьные уроки всемирной истории: хищническая эксплуатация, компрадорская буржуазия и все такое прочее. Неуютно делается от того, что эти затасканные штампы оказываются вполне актуальны в России во втором десятилетии XXI века. И на горизонте уже замаячила угроза утраты колоний.

Создание мегакорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока - это, по сути, признание факта, что в стране колониализм, на высшем государственном уровне. Сравнение этой корпорации с Британской Ост-Индской компанией и другими европейскими колониальными компаниями XVII-XIX веков очевидно до смешного. Ост-Индская компания имела монопольное право на торговлю индийскими товарами и, фактически хозяйничая в стране, имела полное формальное право не обращать ни малейшего внимания на то, как живут индийцы, - она была "про деньги", а не "про людей". Дальневосточная корпорация, будучи хоть и государственной, но все же коммерческой структурой, не может не стать точно таким же эксплуататором (даже забавно, что номинально она при этом будет считаться "автономным некоммерческим партнерством).

Корпорация обещает стать сущим монстром: подчиняясь только президенту, она будет освобождена от множества административных и юридических ограничений, более того, сама фактически будет наделена некоторыми административными полномочиями и даже сможет дарить нужным ей иностранцам российский вид на жительство, а то и гражданство.

Предполагается, что на территории, где ныне живет около 8 миллионов человек, корпорация создаст до 5 миллионов рабочих мест. Даже если это удастся и даже если большинство этих рабочих мест займут не китайцы - каково это будет, когда на трети территории страны половина населения будет зависеть фактически от одного работодателя? Мы и с моногородами-то до сих пор разбираться не научились...

А самое главное, вполне очевидно, что целью этой корпорации является прежде всего именно экономическая эксплуатация, а не освоение и развитие территории. Региональные власти, которые уже почти не видят доходов от местных богатств (они почти целиком перекочевывают в федеральный бюджет, то бишь в Москву), теперь еще получат на вверенной территории эту самую мегакорпорацию, которая станет выжимать из земли все соки еще пуще. А за "социалку" в регионе спрашивать будут не с Москвы и не с мегакорпорации. Грешным делом закрадывается даже подозрение, что вся эта затея имеет целью поставить в максимально сложное положение губернаторов, которые скоро опять станут выборными.

Это как раз абсолютно логично - с точки зрения колониализма: местные царьки могут быть обвешаны какими угодно коронами и пышными титулами, и им можно даже иногда для виду кланяться в ножки, но истинным хозяином всегда будет Ост-Индская компания.

Другие материалы рубрики
Из жизни00:05Сегодня

Королева Монако

Главу могущественной семьи убили ради денег. Виновника искали четыре года