Не только почитать, но и посмотреть — в нашем YouTube

Евгения Чирикова, лидер движения "В защиту Химкинского леса"

Пресс-конференция
28.07 11:18
Евгения Чирикова. Фото c сайта ecmo.ru
Евгения Чирикова. Фото c сайта ecmo.ru

Евгения Чирикова, лидер движения "В защиту Химкинского леса"

Как спасти Химкинский лес?
Утром 23 июля ОМОН разогнал лагерь активистов-экологов, пытавшихся воспрепятствовать вырубке участка Химкинского леса, через который планируется продолжить участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. Соответствующее решение было принято в 2006 году и с тех пор неоднократно оспаривалось в судах. Активисты, кроме того, сообщили, что ночью перед разгоном на их лагерь напали около ста человек в масках. Почему экологи считают вырубку леса незаконной? Что они намерены предпринять теперь для его защиты? И остался ли шанс остановить уничтожение леса? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответила лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Джамал [24.07 15:47]

Здравствуйте, Евгения. Скажите пожалуйста, на основании каких нормативно-правовых актов проводится данная вырубка леса? Кто их готовил? Каким законам и подзаконным актам они противоречат и почему? Что можно сделать в Петербурге, чтобы поддержать ваше движение?

Нормативно-правовые акты, я считаю, надо запрашивать в ПО "Теплотехник", пусть они отвечают на этот вопрос. Пока мы видели только кадастровые документы на землю. В ноябре 2009 Путин подписал Распоряжение № 1642 о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности, и нам показали соответствующие кадастровые номера. Все это происходит под эгидой этого постановления о переводе земель от 5 ноября 2009 года.

Это противоречит 172 Федеральному закону (Статья 11 "Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию"), по которому нельзя осуществлять перевод земель из лесопарков в землю транспорта, если есть альтернативные варианты прокладки трассы.

Виктор [25.07 00:56]

Евгения! Мне кажется, что если ваша организация будет "стоять насмерть" против просеки, а противоположная сторона - также "насмерть" за строительство, то обе стороны будут как два, извините, барана на узком мостике.

И дело от этого не сдвинется ни одно.

1. Могли бы вы ненадолго встать на точку зрения другой стороны и подумать - что можно сделать, чтобы облегчить жизнь автомобилистам. А потом - как при этом сохранить природу?

2. И ещё. Неужели всё было так тайно, что о строительстве узнали только когда стали рубить? Или вы и ваши сподвижники просто пропустили ситуацию? Или умышленно дождались "острой фазы" - так пиар громче (простите, но мысль такая возникает)?

1. Смотрите ответ ниже.

2. Мы не пропустили ситуацию, есть сайт ecmo.ru, на котором отражена вся история нашего движения, мы боремся уже три года, просто наши власти глухи и слепы. Кто не верит, тот может попробовать что-нибудь отстоять, скверик какой-нибудь свой любимый или еще что-нибудь. Вы знаете, это сразу отрезвляет. Я очень понимаю эти вопросы, кажется, что мы живем в правовом государстве, что у нас все хорошо, но на самом деле, когда государство хочет наложить руку на какой-нибудь ресурс, якобы ничейный, и Вы начинаете реально бороться против этого, то Вы сразу понимаете все свое бесправие и всю сложность этой работы. Но все равно эту работу надо делать.

Александр [23.07 16:36]

Евгения,здравствуйте.

Желаю Вам всяческих успехов в Вашей борьбе.

Расскажите, пожалуйста подробнее о некоторых аспектах злосчастной трассы:

1. Есть ли другие варианты прокладки (не через лес)?

2. Обращались ли Вы в международные организации? В "самый гуманный суд на свете", по-моему, уже никто не верит.

3. Кто и зачем, по-вашему, творит это варварство? Причина всему - земля в подмосковье в предполагаемой полосе отчуждения?

Денис [23.07 19:43]

Евгения, добрый день!

Побывал на сайте Экообороны. Шокирован произволом со сотороны... Вот со стороны кого на Ваш взгляд? Интересы защитников леса мне понятны, кто представляет маргинальную составляющую Ваших оппонентов, так сказать?

Вадим [26.07 08:34]

Уважаемая, Евгения

Пытались ли Вы выяснить, почему проектировщики не выбрали 2й Вариант прохождения трассы, избегающая рассечения Химкинского леса?

Цитирую:

"Согласно Варианту 2 (как и по Варианту 1) дорога-дублер пересекала дубраву

в юго-восточной части Химкинского леса. Затем трасса должна была пройти

по южной части Химкинского леса, не затрагивая его центральную и северо-

западную зоны, и далее от южной части поселка Вашутино выйти к границе с

Молжаниновским районом. Через территорию этого района на протяжении 4

км трасса дороги-дублера должна была идти параллельно трассе автодороги

М-10 на удалении примерно 1,5 км от нее."

http://roads.ru/forum/index.php?showtopic=20601&st=440&p=36410entry36410

ренао [25.07 02:31]

Кстати тоже непонятно, что такое альтернативные варианты маршрута трассы?

Неужели в радиусе 30 км к неВостоку от Москвы еще остались ничейные незастраиваемые земли, незанятые лесом и водой?

Андрей [23.07 20:15]

Уважаемая Евгения! Я восхищаюсь Вашей борьбой и горжусь тем, что в Химках есть такой человек, особенно на фоне абсолютного беспредела в городе и полной моральной деградации местной и областной администрации. Вопрос о химкинском лесе вышел далеко за пределы экологии отдельно взятого района и стал вопиющей иллюстрацией уровня коррупции в стране. Не кажется ли Вам, что нужно смелее аппелировать к международным организациям, поскольку российские чиновники боятся только этого? Ваши обращения к VINCI и другим западным хозяйствующим субъектам слишком мягкие и уважительные. Не пора ли открытым тестом заявить им, что в случае продолжения поддержки этого беспредела им придется рано или поздно сидеть на одной скамье подсудимых с коррупционерами из администрации Химок, Московской области и минтранса?

1. Было несколько альтернативных вариантов, изначально был вариант строить дорогу в обход леса, его не приняли, потому что на самом деле хотели вариант посредине Химкинского леса, несмотря на то, что это было прямое нарушение на тот момент существующего законодательства. Сейчас, как Вы знаете, его подправили, но тогда 86 статья земельного кодекса напрямую это запрещала. Это первое. Второе – на тот момент, когда выбирались варианты, уже было совершенно очевидно, что этот вариант не проходит, Департамент природопользования Москвы вообще отказал в его согласовании, потому что вариант прокладки дороги через лес – самый плохой, это наносит ущерб лесному фонду и разрушает лес. Тем не менее, выбрали этот вариант. Есть еще вариант прокладывать дорогу в коридоре Октябрьской железной дороги, эстакада же по ней идет, почему дальше не делать там дорогу – ответ в антикоррупционном анализе Transparency International, это коррупционный сговор.

2. Мы обращались в Transparency International, они представили нам антикоррупционный анализ, эта информация была передана в Европейский банк реконструкции и развития, и то, что не получено европейских денег- на самом деле, серьезный аргумент, потому что это показывает, какого качества этот проект, если европейцы отказались в нем участвовать. Мы работали с всемирной сетью общественных организации Bankwatch, которая следит за деятельностью банков, они нам очень помогали, у нас были встречи с президентом Европейского банка реконструкции и развития Томасом Мироу, с советом директоров банка. Также мы обращались в "Гринпис", в настоящим момент мы с представителями "Гринпис" едем на проверку документов, пока объявлено о приостановке вырубки на сутки (интервью проходило 26 июля – прим. Ленты.Ру).

3. На самом деле, эта земля Лесного фонда, которая не дает покоя ни господину Левитину, который хочет осуществить застройку в районе аэропорта "Шереметьево", и, естественно, это планы Бориса Всеволодовича Громова по урбанизации лесозащитного пояса Москвы в общем, потому что Химкинский лес – это просто первая ласточка. Конечно, это интересно названным мною чиновникам, которые просто хотят использовать этот ресурс.

Андрей Т. [25.07 04:15]

Уважаемая Евгения, здравствуйте!

Желаю Вам успехов в Вашей борьбе за лес.

1. Не кажется ли Вам, что борьба с властью и, соответственно, с крупным бизнесом - это борьба с "ветряными мельницами"?

2. Почему бы вместо уничтоженного леса просто не посадить новый, примерно в том же районе, и больший по площади?

3. По Вашему мнению, что это были за люди в масках? И не от них ли, в правовом государстве, должен был защищать Вас ОМОН?

Спасибо.

1. Я считаю, что желание находит тысячу возможностей, а нежелание – тысячу причин. Можно назвать это как угодно, но я считаю, что долг каждого гражданина – защищать свою родину, для меня защита родины – это защита природы. Вы знаете, когда на нас напали фашисты, моему деду было 18 лет. Немцы говорил то же самое: "Смотрите, у нас автоматы, техника, здесь нет никого, кто помог бы вам, сдавайтесь, переходите на нашу сторону". И тогда это тоже казалось борьбой с ветряными мельницами, потому что у него кроме камней, которыми он бил окна полицаев, ничего не было. Но я считаю, что это дело чести, когда у тебя и твоих детей отнимают среду обитания, бороться за нее. Для кого-то это борьба с ветряными мельницами, ради бога, это ваша точка зрения. Рожденный ползать летать не может.

2. Я задам встречный вопрос, возможно добавить Вам еще 150 лет жизни, чтобы дождаться, когда вырастут дубы.

3. Вот именно от них и должен был нас защищать ОМОН. Я не знаю, что это были за люди, они были в масках. Но очевидно, что они встали на защиту вырубки, которую осуществляло ПО "Теплотехник".

Дмитрий [23.07 17:37]

1. Вы знаете способ победить большие деньги стоящие за вырубкой леса?

2. Возможно ли по окончании строительства установить что оно было незаконно и по суду приговорить застройщиков к сносу дороги и восстановлению леса?

1. Я три года этим занимаюсь, я еще не победила, но я делаю все, что в моих силах, чтобы отстоять наш лес, и мои товарищи это делают,

2. Вы знаете, теоретически, конечно, это возможно, но я не знаю таких случаев в России на практике. И потом, когда дорога построена и уже начинает функционировать – чего уж после драки кулаками махать. Естественно, мы должны доказать в этом случае беззаконие, но я не думаю, что кто-то будет эту дорогу разбирать после строительства. Вот почему мы сейчас делаем все, чтобы сохранить лес, чтобы потом не разбирать дорогу и не делать лишних телодвижений.

Валентин [23.07 15:18]

Евгения, Ваша деятельность в защиту Химкинского леса вызывает и уважение, и восхищение, но не безрассудство ли это?

1. Вам не страшно за себя, за родных после того, что случилось с журналистом Бекетовым? Ужасает ведь не только факт избиения, факт получения увечий, но и полнейшее безразличие к данному преступлению (после того, как шум улегся) со стороны ВСЕХ - и властей всех уровней, и простых жителей (за исключением небольшой группы активистов).

2. Ради чего, ради кого такие жертвы? Ради тех, кто сегодня жарит шашлык на опушке Химкинского и распивает пиво на берегу канала, а завтра спокойно будет работать охранником/продавцом/грузчиком на одном из планируемых "объектов инфраструктуры"?

Дмитрий [24.07 04:23]

Я очень ценю Ваши усилия, и потомки поставят памятник Вашей группе. Тем не менее, не кажется ли вам, что можно найти лучшее применение своим силам? Большинству москвичей не нужен ни лес, ни свежий воздух. Они слишком оторваны от природы. Не дай бог вдохнуть чистого воздуха - его всегда компенсируют сигаретой.

Андрей [23.07 16:15]

Евгения, Вам не кажется, что вы бесполезно боретесь с последствием, а не с причиной?

1. Я об этом не думаю.

2. Я это делаю не ради кого-то, я делаю это, потому что по-другому не могу, я защищаю родную природу, среду обитания, к которой я привыкла, свой образ жизни. Для меня противоестественно не защищать свою среду обитания. Просто эта среда у всех разная, у кого-то она ограничивается туалетом, а у кого-то она немного больше. У меня эта среда больше. Я думаю, что если кого-то выгоняют с собственной кухни или из собственного туалета, он, наверное, будет сопротивляться? А меня выгоняют из моей среды обитания, я здесь 12 лет гуляю со своими детьми, мне здесь хорошо, почему меня надо выживать из моей среды обитания? Конечно, я переживаю за то, чтобы у моих детей была возможность жить в месте с нормальной экологической ситуацией.

Юрий Ярунов [23.07 17:06]

Ежегодно российский автопарк прирастает на 8,1%, а пропускная способность магистралей увеличивается только на 1%. Оставшиеся 7,1% машин попадают прямиком в пробку. Москва стоит уже давно и плотно. По данным Департамента транспорта и связи столицы, сеть городских автодорог сегодня составляет 4,7 тыс. км и нужно еще как минимум 350 км, чтобы город снова «поехал». Плотность дорожной сети в Москве сегодня в три раза ниже, чем в Нью-Йорке.

Какие у вас есть предложения и проблему автомобильных пробок решить и экологию сохранить и возможно ли это?

Юрий [23.07 17:31]

Не считаете ли, что "защищая" Химкинский лес вы тормозите развитие сети автомобильных дорог и развитие самой экономики России? В Сибири и на Дальнем Востоке тысячами гектаров вырубают леса, тысячи гектаров леса горят в поволжье, а вы зацепились за 150 гектаров леса. Почему вы очень избирательно защищаете экологию?

Юзергиль [24.07 07:54]

Евгения, по роду своей деятельности я знаю, что во многих делах главное оружие - это достоверная информация.

У Вас сейчас как раз есть трибуна - сказать достоверную информацию об альтернативных проектах. Если можно - дайти ссылки на эти проекты, дайте их сравнительную характеристику.

Вашим многочисленным сторонникам вы добавите аргументов, произойдет эффект "социальной диффузии".

Считаю это Вашей главной миссией на этом этапе, в силовом противостоянии вы проиграетуе

Кэмеl [24.07 19:16]

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, Вам доводилось ехать из Питера в Москву по существующей трассе? Если да, то неужели Вас устраивает ее состояние? Какие, на Ваш взгляд, существуют варианты постройки новой дороги, устраивающие все стороны конфликта?

Yugo [25.07 22:52]

Ужасает способ борьбы с экологами. В этой стране нет ни законов, ни прав. И что самое грустное это никого не смущает.. Вопрос в другом. Зачем нужно сохранять небольшой кусок леса, если все Химки и окрестности одна большая пробка? Может стоить пожертвовать амбициями, небольшой вырубленной лесополосой, ради того чтобы родной город, наконец вздохнул от этих пресловутых пробок? Вы бы лучше озаботились той горой мусора на Левом берегу которая скоро перегонит по высоте горнолыжный курорт Сорочаны.

Огромное спасибо за вопрос, я сама автомобилист, я вижу, как у нас организовано дорожное движение, и пока оно организовано таким образом, пробки у нас будут и на новой трассе. Тем более, я напоминаю, что ее траектория по плану очень витиевато идет через лес (посмотрите на сайте ekmo.ru, мы вывесили траекторию этой трассы). Даже по проектной документации предполагается снижение скоростного режима. А мы предлагаем альтернативный вариант - построить дорогу в коридоре Октябрьской железной дороги, это вариант хорош хотя бы тем, что он, во-первых, на 10 километров короче существующего варианта. Во-вторых, тем, что застроить коридор Октябрьской железной дороги нереально, следовательно, это будет действительно скоростная трасса, а не очередная Ленинградка, которая будет, если реализуют сегодняшний проект. Потому что есть сельская улица, вдоль которой построены дома, а есть хайвей, вдоль которого не строят инфраструктуру, а то, что инфраструктура будет – это очевидно, это планы Громова, посмотрите эти планы, там все будет застроено.

Если будет реализован альтернативный вариант в коридоре Октябрьской железной дороги, то скоростной режим мы сохраним, застройки не будет и лес будет сохранен. А если будут строить по существующему маршруту, уверяю Вас, это будет второе Ленинградское шоссе, только Вас еще будут выдавливать на него. Европейский банк реконструкции и развития приезжал сюда во время коллапса на Ленинградском шоссе, и мы увидели, как ловко можно спровоцировать на бесплатном шоссе совершенно безумную ситуацию, когда люди рады хоть как-то добраться, например, до аэропорта "Шереметьево". Это опасный прецедент, потому что нас всех можно вот так, создав невыносимые условия на бесплатном шоссе, выдавить на платную дорогу. Кстати говоря, "Закон о платных автомобильных дорогах" был разработан специально под этот проект. Что это за закон Вы знаете, в нем, в частности, говорится, что у нас объездные пути могут быть в три раза длиннее бесплатных.

На самом деле, никто не думает о решении транспортных проблем, все думают о совершенно других вещах. Да, Ленинградское шоссе сейчас ужасно, но у нас есть лес. А так – и леса не будет, и вторая Ленинградка будет. Здесь же предполагается увеличить плотность населения в два раза, соответственно, будет больше машин.

Екатерина [23.07 16:47]

Третий год езжу летом в Питер на машине. Ехать 10 часов, из них 2-3 - пробки в Химках. По шоссе тащатся фуры, обогнать их на трехполоске - значит рискнуть жизнью, проскакивая между встречным и попутным автопоездом.

Понятно, что дорогу строить все равно надо - либо вторую, либо расширять существующую. Отсюда вопросы:

1. А что с альтернативными проектами? Вы их смотрели?

2. Если под вашим давлением будет принято решение изменить проект трассы и она пройдет со сносом застройки, то

а) возьмется ли протестующая общественность оплатить издержки;

б) где гарантия, что не начнут митинговать собственники сносимых зданий?

3. Неужели постоянная пробка в центре Химок лучше для экологии, чем шоссе с нормально двигающимся транспортом? Если ли сравнительные данные?

1. Смотрите ответ на предыдущий вопрос.

2. На самом деле, и эта трасса подразумевает снос дачных участков. Только сейчас у проектировщика эти участки перестали быть обозначены на плане. Когда были общественные слушания, жители одного из садовых товариществ просто не нашла в плане своего садового товарищества, оно вдруг куда-то исчезло. Так что снос будет и в этом проекте. Вообще, сейчас очень хитро проектируется, делается так, чтобы трасса проходила в 80 метрах от Ваших окон, уничтожая лесополосу, и я не знаю, что приятней: чтоб Вашу постройку снесли и перенесли в нормальное место, или жить с трассой под окном.

Константин [24.07 14:21]

Почему вы и ваши соратники не подчинились решению Верховного суда? Вы считаете себя выше закона?

Константин [25.07 13:17]

Евгения, здравствуйте.

Ясно, что главная победа или поражение происходит в суде, мы ведь все законопослушные граждане... Какова история судебных решений по вопросу Химкинского леса? Какие аргументы были использованы для обоснования каждого из них? Как Вы могли бы прокомментировать судебные решения?

Желаю вам победы в вашем деле, и чтобы Вам хватало неравнодушных.

Потому что решению Верховному суда не подчинилось законодательство Российской Федерации, решение Верховного суда звучало следующим образом – поскольку это федеральные земли, правительство РФ имеет право распоряжаться ими как хочет, но при этом забывают, что есть 172 закон, о котором я говорила раньше, которому правительство РФ тоже должно подчиняться. Мы просто не смогли найти правды в суде, вот почему нам пришлось обратиться с жалобой на действия Верховного суда в Европейский суд по правам человека, потому что суд вынес неправильно решение, такое бывает. Может быть, Вы что-то слышали про слово "коррупция", и оно Вам что-то подскажет в этой связи.

Chester [26.07 02:34]

Пробовали ли вы обращаться за помощью к "известным своей борьбой" чиновникам и политикам? Речь например о Митволе, Лужкове, Жириновском, Миронове?

Нам помогают, иногда пишут какие-то депутатские запросы, сегодня нам помог Антон Беляков, когда-то нам помог Олег Митволь, он обратился в Генеральную прокуратуру от Росприроднадзора. Но основную работу делаем мы, жители. Никто не помогает нам так, как мы помогаем сами себе. Не должно быть никаких иллюзий, никто вместо нас бороться не будет, это наша родина, наша среда обитания, и у нас сейчас не Советский Союз, когда действительно кто-то ратовал за судьбу граждан, ничего такого нет. Вот мы сами отстоим лес – будем молодцы, а депутаты могут нам в этом чуть-чуть помочь.

LNK [23.07 20:30]

Добрый день.

На акциях в поддержку леса были замечены разные политические активисты, например левый радикал С. Удальцов: http://pics.livejournal.com/drugoi/pic/010bbsdt.jpg

Всё это создает ощущение какой-то политической PR акции, и естественным образом вызывает отторжение у большинства граждан.

Понимаете ли вы это? Не хотите-ли отмежеваться от политиков, или будете ждать когда на ваших акциях будут люди с флагами ЛДПР?

Если Удальцов поддерживает хорошее дело - это только красит его, а если у кого-то это вызывает отторжение, то мне жалко этих людей, значит, они не готовы защищать свою собственную природу. Понимаете, он хоть что-то делает, я уважаю людей, которые хоть что-то делают. А это очень удобно – говорить: "Мне не нравится этот человек, он у меня вызывает отторжение, поэтому я ничего делать не буду".

dikoff [25.07 09:41]

Приветствую, Евгения.

1. Каким образом Вы смогли бы объяснить мне, человеку абсолютно далекому от Химок и химкинского леса, необходимость его защиты от вырубки? Я неоднократно ездил с Питер и хорошо знаю, как выглядит Ленинградское шоссе. Неужели Вы думаете, что круглосуточно стоящая и чадящая пробка наносит вреда экологии меньше, чем просека через лес?

2. Еще хотел бы узнать, в какой партии Вы состоите, какие общественно-политические организации считаете своими сторонниками и союзниками? Спасибо, с уважением.

1. Смотрите ответ выше.

2. Нам помогает "Гринпис", Bankwatch, Transparency International, Московская экологическая федерация, нам очень помогает лично академик Яблоков, нам помогает "Солидарность", сейчас мы очень подружились с нацболами. Сторонников у нас много, простите, если я кого-то забыла.

Андрей, г. Липецк [25.07 09:29]

Здравствуйте, Евгения! Ситуация с Химкинским лесом одна из сотен ситуаций в нашей стране. Пока вы боретесь за отмену вырубки, на другом конце Москвы другие люди противодействуют разрушению исторических памятников. Слипшиеся деньги и власть пока сильнее общественного мнения. Диалога, так такового, не существует. Не возникала мысль объединиться с другими движениями? Или Вас интересует только Химкинский лес?

Мы так и делаем, объединяемся очень со многими, сейчас к нам приезжают люди из разных организаций, даже из Оренбурга. Конечно, мы друг друга знаем, объединяемся, процесс консолидации идет.

Андрей, г. Липецк [25.07 09:45]

Извините, ещё один вопрос. Что будет с движением "В защиту Химкинского леса", когда этот лес всё-таки уничтожат? Разойдётесь по домам?

Откуда я знаю, я же не политик, я это делаю первый раз в жизни. Поживем – увидим.

Мила [23.07 22:36]

Евгения,

1. есть ли результаты моделирования зависимости состава воздуха в Москве от вырубки леса (частичной или полной) и от добавления выхлопных газов от все разрастающегося автопарка? Сколько надо лет на восстановление леса? Насколько увеличится число заболеваний астмой, раком, психологических заболеваний, т.к. негде будет "жарить шашлык"?

2. если автопарк так быстро растет, через сколько лет новая дорога опять будет забита? Может ли количество машин расти до бесконечности?

3. как объяснить людям, что мы часть природы и наша жизнь зависит от качества воды, воздуха, посевных площадей и планировать надо на столетия вперед?

Irina [23.07 23:38]

Евгения, я приверженец Вашей позиции. Считаю, что проблему транспорта и пробок нужно решать другими способами, а не путем вырубки остатков природы. Что случится с экологической ситуацией, если лес вырубят? Как это повлияет на г. Химки? Что станется с животными, которые до сих пор обитают в этом лесе?

1. У нас на сайте ecmo.ru выложен отчет, его делал кандидат биологических наук Константин Захаров из Московской экологической федерации, в этом отчете просчитаны последствия. На самом деле, если будет уничтожение 1000 гектар Химкинского леса, будет пробита брешь в лесозащитном поясе Москвы. Это повлечет за собой локальные изменения, загрязнения источников вод, у нас не будет определенного барьера для поглощения мелкодисперсной пыли.

2. Смотрите ответ выше.

3. Мы этим и занимаемся каждый день. Я думаю, что когда все эти люди ходят по улицам Москвы в +36 и задыхаются, они, наверное, видят, что изменения климата – это не бред диких экологов, а это действительно аномальная жара, которая аномально долго держится. Что такое изменения климата – это непрогнозируемый дисбаланс природной системы. И мы все на себе эту аномальную жару сейчас ощущаем. Ну и, кончено, есть такое, когда рождаются больные дети. Это очень неприятно, когда у ребенка проблемы с органами дыхания, проблемы с диатезом. Поскольку у меня двое детей, мне эта тема особенно близка. У меня есть друзья, которые живут в Москве рядом с автотрассами, у их детей проблемы, с органами дыхания, их водят по врачам, они сидят на строжайшей диете и при этом больны, когда это рассказываешь людям, то до них сразу доходит, что природа нужна. Вот так, мне кажется, и нужно объяснять.

Обсудить