Евгений Хавтан, музыкант, лидер группы "Браво"

Пресс-конференция
24.02 18:04
Евгений Хавтан. Фото с сайта bravogroup.ru
Евгений Хавтан. Фото с сайта bravogroup.ru

Евгений Хавтан, музыкант, лидер группы "Браво"

Когда выйдет новый альбом "Браво"?
Уже десять лет поклонники главной московской бит-группы "Браво" ожидают от своих кумиров нового студийного альбома. После выхода "Евгеники" в 2001-м группа отметилась только трибьютом "Звездный каталог" (2004) на собственное 20-летие, а ее лидер Евгений Хавтан еще записал сольный мини-альбом "Джаз на орбите" (2007). Новые песни вроде бы сочиняются, но для полноценного диска их, видимо, не достаточно. Пока что "Браво" открывает новый концертный сезон. 26 февраля коллектив, который только что покинул басист Дмитрий Ашман, сыграет в акустике в столичном клубе "Союз композиторов". А с приходом марта "Браво" даст еще два больших весенних концерта - 4 числа в московском "А2" и 20 числа в питерском "Космонавте". Накануне новой гастрольной активности лидер "Браво" Евгений Хавтан ответил в интервью читателям "Ленты.Ру" на все вопросы, связанные с творческими планами группы.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Максим [09.02 18:12]

Добрый день, Евгений! Вы являетесь автором блестящей музыки, а хоть раз сами писали текст к песне? И если да, то как эта песня называется?

Подобный эксперимент был на альбоме "Хиты про любовь", на этом альбоме, помимо того, что была моя музыка, было несколько текстов, написанных мною. Одна песня - "Клоун", другая песня называлась "В логичном мире" и песня "На планете Гамма". По сути, это был провальный альбом, потому что он был не похож на то, что мы делали до этого, там был другой звук. Для меня это был единственный эксперимент в плане написания текстов. Кстати, текст к песне "Клоун" мне очень нравится, и я до сих пор думаю, что в какой-то момент, когда-нибудь, мы сыграем эту песню на концерте.

Андрей Бахмисов [13.02 22:22]

Здравствуйте, Евгений!

Парочка традиционных не слишком серьёзных вопросов:

1. Есть ли песни Вашего авторства, которые никогда не исполнялись на концерте. Я имею в виду не новые песни, а те,которые уже издавались на альбомах. Если да, то какие?

2. Вы когда-нибудь падали на сцене или со сцены? ))

Удачи!

1. Несколько песен с альбома "Хиты про любовь" никогда не игрались на концертах, не знаю по каким причинам. Потом были какие-то кавер версии, которые мы делали, но тоже не играли на концертах, это были разовые исполнения, мы играли "Jail House rock" Элвиса Пресли. Я думаю, что в ближайшее время на концертах мы сыграем эту песню.

2. Падал, и не раз. И в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле я падал, когда у нас был 2 или 3 концерт по счету, мы играли в городе Химки, в ДК, я прыгнул (мне казалось, что рокеры должны высоко прыгать с гитарами), но не очень рассчитал свою траекторию, в итоге гробанулся так, что мне пришлось играть сидя. Есть даже фотография, где я сижу с гитарой, песни две я действительно не мог встать, хотя все думали, что это часть шоу. Музыканты сочувственно на меня смотрели, мне было действительно больно.

А насчет второго варианта падения - это происходило и происходит, за 25 лет всякое бывало.

Павел Чернов [09.02 19:44]

Евгений, здравствуйте!

Во-первых, огромное вам спасибо за великолепную музыку!

В одном из интервью, Боно сказал, что после того, как новая песня записана, появляется ощущение, что она была всегда. А как для вас происходит рождение новых песен? И хотелось бы узнать именно ваше мнение по одному из извечных вопросов - кто есть творец? Действительно ли он является автором своего произведения, или же он лишь канал, через который миру был он явлен? Почему интересует именно ваше мнение - вы действительно создали ряд нетленных песен и кому как не вам это должно быть знакомо.

Желаю вам продолжать ТВОРИТЬ!

С уважением, Павел.

Не хочется касаться каких-то метафизических вещей и говорить: "Моей рукой пишет Бог" и так далее. Но у всех музыкантов, поэтов и художников все это происходит приблизительно по одному сценарию. Наступает какой-то момент, состояние, когда ты берешь гитару (как правило, тебе хочется это сделать, потому что ты никогда не сделаешь ничего хорошего, если тебе не хочется написать музыку или написать картину). У меня лично это происходит так: я беру в руки гитару, играю какие-то последовательности аккордов, и из этого что-то складывается. Вряд ли вообще кто-то из тех, кто что-то творит и придумывает, сможет объяснить, как это происходит. Если, конечно, он не делает это по схеме, как в случае с поп песнями, которые заранее программируются на успех. У меня в принципе такого нет, как правило, когда я пишу песню, я не думаю о том, будет она популярна или нет. Это очень хорошо, когда песня становится хитом, но когда ты делаешь песню, ты не думаешь о том, что с ней произойдет дальше. Поэтому я беру в руки гитару, что-то пробую, а дальше происходит какая-то смесь, которая дает появление мелодий, хороших или не очень. Хорошие я оставляю, плохие лежат, может быть, дорабатываются до какого-то момента.

Лента.Ру: А как часто Вы берете в руки гитару? Кесслер, гитарист группы Interpol, когда давал нам интервью, рассказывал, что он пишет музыку каждый день, то есть он берет с утра в руки инструмент и начинает писать музыку, потому что-то выкидывается, что-то остается.

Правильно, у меня приблизительно то же самое происходит, просто, как правило, 70 процентов из того, что ты сочиняешь - это хлам. А 30 процентов остается. Гитару я беру в руки регулярно, практически каждый день, и каждый день пытаюсь что-то сочинять Вопрос – что из этого получается. Это, конечно, практика и труд. На самом деле, сочинение песен – это достаточно сложный и тяжелый труд. Может, у кого-то это и с легкостью происходит, не знаю, у меня это происходит достаточно тяжело, редко когда бывало, чтобы песня получилась легко. Я читал интервью Леонарда Коэна, он одну из своих лучших песен ("Hallelujah") писал около 7 лет. Пока текст дорабатывал, пока работал над мелодией. Я просто обалдел, как можно семь лет писать песню?! Но она стоит того.

SDS [10.02 08:35]

Здравствуйте, Евгений! Спасибо за классную музыку! Как так получилось, что в последние годы вы стали не только лидером и гитаристом "Браво", но и солистом.

Я не стал солистом, я стал одним из солистов группы "Браво", потому что в группе "Браво" по-прежнему поет Роберт, и я ни в коем случае не собираюсь занимать его место. Просто, наверное, по развитию сценария сам бог велел мне это сделать. Потому что все уже попробовали это, и мне тоже очень хотелось попробовать, тем более что это мои песни. Как мне кажется, некоторые из них, будут звучать более доходчиво, если я их сам спою.

Дмитрий [10.02 09:33]

Евгений!

Агузарова - суперзвезда, Сюткин - талант в каком-то смысле... Недавно случайно услышали как со сцены поет Хавтан. Зачем Браво были нужны какие-то еще солисты?

Это исторический путь группы, который нельзя миновать. Все, что было, было замечательно, и Жанна, и Валера, и все те, кто был в группе. Они были замечательны, каждый в свое время. Сейчас, видимо другое время. И вся прелесть нашей 20-ти с лишним летней истории в том, что постоянно что-то менялось. Мне трудно представить, как группа может существовать в неизменном составе с самого начала, по-моему, они должны ненавидеть друг друга через такое количество времени. Поэтому естественным путем является приход или уход кого-то. И, соответственно, мое желание попробовать петь вполне естественно.

Лента.Ру: То есть The Rolling Stones, наверное, вообще друг друга ненавидят?

Я не знаю, ненавидят они друг друга или нет, но когда они приезжали в Москву, у них у каждого была своя машина, своя охрана, и график был составлен таким образом, чтобы их пути не пересекались, ни в ночных клубах, ни в ресторанах. Это информация совершенно точная, это райдер, один из моих директоров помогал в организации приезда группы. Я не думаю, что они ненавидят друг друга. Просто жизнь - это такая штука. Всегда, когда я прихожу в какие-то публичные места, если вдруг меня кто-то узнает, то обычно спрашивают: "А где остальные". То есть у обывателя создается впечатление, что мы должны все вместе ходить в туалет, в рестораны, в кино, на дискотеки и так далее, потому что мы группа. Но смешно думать, что так будет всегда, особенно, когда это группа с такой большой историей. Конечно, у нас абсолютно нормальные человеческие отношения, но это не значит, что мы всегда должны быть вместе.

Анатолий [11.02 11:35]

Евгений,

Спасибо вам за чудесную музыку.

1. Группе Браво уже, страшно сказать, четверть века! А ваши песни как звучали отлично так и звучат, откуда у Вас столько идей, и как вы боретесь с самокопированием, если конечно вообще боретесь)?

2. И второй вопрос, какую музыку вы слушали в детстве и когда были подростком, возможно у Вас есть какая то любимая песня связанная с тем временем? Или возможно после которой вы взяли в руки гитару?

Заранее спасибо за ответы.

1. Спасибо. Я борюсь с самокопированием. Наш ансамбль – это настоящее агентство по авторским правам. Я приношу мелодию, и дальше мои музыканты мне начинают говорить: "А вот это похоже на это, а вот это уже было, а это похоже на то, а как люди будут танцевать под эту песню, а как они будут грустить, а почему они должны слушать эту песню в таком варианте". Поэтому я слушаю мнение каждого из участников группы и пытаюсь составить какой-то свое представление о песне. И после этого я либо убираю эту песню, либо мы продолжаем ее делать дальше. Плюс еще мой личный фильтр, я достаточно самокритично смотрю на то, что сочиняю. Поэтому, если я вижу, что это похоже на то, что было, я стараюсь это каким-то образом отбрасывать или откладывать.

Лента.Ру: А бывало такое, что вы написали песню, классно получилось, а потом вдруг выяснялось, что ее кто-то уже написал?

Да, не на сто процентов, но, конечно, бывало. Мы все находимся под влиянием каких-то наших музыкальных авторитетов, конечно, хочется сочинить такую песню, как "Englishman in New York" Стинга, или "Hallelujah" Леонарда Коэна, или "Like a Rolling Stone" Боба Дилана. Очень хочется взять эти аккорды, они настолько простые, и сделать такую же песню, но когда ты начинаешь понимать, что это похоже, становится очень обидно. И ты думаешь: "Да, я не Боб Дилан, конечно, и не Леонард Коэн, очень жаль".

Кирилл [10.02 13:17]

Здравствуйте!

Евгений, столько замечательных слов в ваш адрес прозвучало здесь, столько пожеланий, что вот хочется узнать, а есть те ваши работы, которые вы считаете слабыми или неудачными? Или скажем, те песни, которые можно назвать "проходными" на альбоме?

P.S. Огромное спасибо за ваше творчество.

Есть, и таких за историю группы наберется немало, я не очень хочу сейчас их называть. Мало того, что у меня есть нелюбимые песни, есть те, которые плохо сделаны. И я абсолютно не стесняюсь об этом говорить. Они были в разные времена. Допустим, когда-то давно мы просто не могли технически записать так, как хотелось бы, у нас не было возможности выезжать в Англию или Америку, чтобы делать мастеринг или сведение песен, поэтому одни песни звучат плохо, но в них есть энергия. А некоторые песни просто не доделаны, сделаны в спешке. Мне за такие песни стыдно. Поэтому сейчас, когда мы готовим новый альбом, я стараюсь тщательней к этому относиться, чтобы лет через 10, 15 или 20 мне бы было не стыдно слушать эти песни. Потому к каждой песне, которую мы делаем сейчас, я стараюсь относиться как можно серьезней.

Юрий [11.02 21:10]

Еще один вопрос...

Изменилось ли с годами Ваше отношение к альбому "Хиты про любовь" - самому странному альбому "Браво"? Как вы его оцениваете сейчас?

Мы как раз в начале нашей беседы говорили про этот альбом. Нет, он для меня до сих пор непонятен. Когда я буду писать свою книгу (сейчас еще не время писать мемуары, хотя это теперь очень модно), я напишу, что происходило, почему этот альбом получился именно таким, и что в моей жизни было связано с этим альбомом. У меня до сих пор к нему странное и непонятно отношение. Он для меня не расшифрован.

Роман Л [11.02 00:17]

Здравствуйте Евгений и да здравствует группа "Браво"!

1.Возможно ли сейчас вспомнить день или событие, которое явилось для Вас отправным рубежом как для музыканта (гитариста)?

2.Как строилось Ваше музыкальное образование. Кого Вы можете назвать своим учителем в этой области?

3.На Вашем сайте, в разделе "Гитары", я насчитал около 46 инструментов? Сколько из них вы берете с собой в тур? Можно ли выделить среди них самый любимый инструмент?

4.Используете ли вы какой-либо иной гитарный строй помимо классического "испанского"?

5.Существует ли такой музыкальный инструмент на котором Вам бы хотелось научиться играть, но не удалось?

1. Я не могу сказать, что это произошло в один день. Это началось с раннего детства, в 1960-х годах. Тогда на все банкеты, свадьбы и юбилеи было принято приглашать вокально-инструментальные ансамбли, я с раннего детства помню себя сидящим под сценой и смотрящим с открытым ртом на музыкантов.

Когда они только начинали играть, они были нормальные, а потом они так напивались, что даже не могли собрать свои инструменты. Как правило, эта картина постоянно повторялась, потому что музыканты - народ пьющий, причем сильно пьющий. Я не акцентирую на этом внимание, просто мне это запомнилось. А вообще мне нравилась, как они играли, у меня всегда была какая-то тяга к музыке.

В 6 классе моя тетя подарила мне "Шиховскую" семиструнную гитару, одна струна была снята, потому что шестиструнная гитара тогда была дефицитом. Это была совершенно обычная гитара, она стоила не очень дорого - рублей 15-16. С нее все началось, я стал учить аккорды, потом пошел в музыкальную школу. В принципе, в 1970-е годы гитара была очень модным инструментом, если ты играл на гитаре, то во всех подъездах и дворах ты автоматически становился авторитетом, независимо от количества мускул, твоей силы и какого-то другого авторитета. Если ты брал гитару, то вокруг тебя собиралась компания, тебя уважали.

Лента.Ру: А какую песню вы разучили первой?

Мы играли песни вокально-инструментальных ансамблей, потому что ничего другого тогда не было. До того как я услышал песни The Beatles на гибких пластинках, это были песни "Поющих гитар", "Веселых ребят". Они мне нравились, мы до сих пор иногда собираемся в компаниях и начинаем петь эти песни, потому что какие-то другие песни петь просто не хочется. Свои вроде бы неприлично петь в компании, а эти песни хорошие, и их все знают. Я думаю, что лет через 20 вряд ли кто-то соберется и будет петь какие-то песни за столом. Я говорю это не в укор кому-то, просто я с трудом представляю исполнение песен "Владивосток-2000" или "Кончится пленка, ты ждешь ребенка" "за накрытым столом".

2. У меня был замечательный преподаватель - Светлана Анатольевна Светличная, она преподавала гитару в музыкальной школе, куда я пошел в 7 классе. Я сразу влюбился в нее, потому что она была безумно красивая. Когда я играл, я видел, что под окном музыкальной школы стояли парни, которые ждали ее, чтобы проводить. Она сильно на меня повлияла, под ее влиянием я окончил музыкальную школу, хотя хотел бросить через уже год, как только выучил пять заветных аккордов "Дома восходящего солнца", решив, что уже все умею. Но я окончил музыкальную школу, отучился 5 лет, и мне это очень сильно помогло в дальнейшем. Я знаю ноты, у нас в группе два парня имеют хорошее музыкальное образование, и я с ними могу разговаривать на равных. Остальные в группе нот не знают. Поэтому я жутко горжусь этим. Также знание основ сольфеджио мне очень сильно помогли в аранжировках, хотя тогда я считал, что это мне совершенно не нужно.

3. В тур нет физической возможности брать больше двух-трех гитар. Потому что, во-первых, я боюсь, что их расшибут в аэропорту. Во-вторых, это постоянный перегруз, инструменты возят в жестких кейсах, каждый из которых весит по 40-50 кг. В Москве на наших сольных концертах я использую 5-6 гитар.

Мой любимый инструмент - это Fender Jazzmaster 1966 года белого цвета, на котором я играю на всех концертах, это такая рабочая лошадка. Еще одна любимая гитара - это та классическая шестиструнная гитара, на которой я начал учиться в музыкальной школе. Это совершенно обычная немецкая гитара. На ней и были сочинены все золотые хиты.

4. Да, использую. Сейчас я изучаю игру на добро, это такая ковбойская гитара, стиль игры на ней совершенно другой, она строится как ми-мажор. Я играю на этой гитаре специальными когтями, которые одеваются на пальцы (это такие медиаторы).

5. Да, это pedal steel guitar, это инструмент, который используется в кантри-музыке, на нем можно учиться играть всю жизнь. Следующий инструмент, на котором я начну учиться играть - это банджо. Я совсем недавно купил в Америке банджо, думаю, через 2-3 недели мне его доставят, и я начну учиться на нем играть. Также я сейчас осваиваю еще один инструмент - это гитара, на которой играется музыка в стиле Jazz Manouche. Был такой гитарист Джанго Рейнхардт в 1930-40-е годы, он играл Gypsy Swing. Эта гитара строится как шестиструнная, но звучит немного по-другому, я сейчас учусь играть на ней. В ближайшем акустическом концерте я буду использовать несколько акустических гитар, эту гитару и гитару с альтернативным ми-мажорным строем в том числе.

Ян [11.02 01:42]

Доброго дня, Евгений

Насколько известно, у Вас внушительный гитарный парк.

Ваша любимая гитара? Какие гитары используете чаще на сцене\в студии?

Что предпочли бы использовать, старенький доведенный до ума винтаж или роботизированную новинку?

У меня большой парк гитар, это старые гитары 1950-х и 1960-х годов, американские гитары, винтажные инструменты, которые звучат совершенно по-другому, не так, как современные гитары. Они, как люди того поколения, крепкие, с силой воли и с характером.

Григорий [09.02 20:09]

Евгений, когда планируете (если планируете...) новый студийный альбом?

Мы сейчас работаем над этим альбомом, я планирую, что мы его закончим к началу лета. Он практически готов. И он будет совсем не таким, каким я предполагал ранее. Потому что сейчас многое изменилось на полпути. Я не хочу раскрывать все карты.

Юрий [11.02 21:08]

Здравствуйте, Евгений Львович. Два вопроса.

1. Насколько целесообразно, по Вашему мнению, выпускать сегодня номерные альбомы?

2. На сайте "Браво" в дискографии указан Ваш сольный EP "Джаз на орбите" - но ведь он так и не издан в надлежащем качестве даже в виде интернет-релиза. Планируете его выпускать?

Спасибо, и долгих лет Вам и, конечно же, "Браво".

1. Я думаю, что целесообразно, раз это делают те музыканты, которых мы любим. Они все выпускают номерные альбомы. Это обязательно. Это такая старая традиция, я думаю, что вряд ли этого можно избежать, даже несмотря на то, что есть интернет, где, как правило, альбомы появляются до их выхода. Все-таки альбом должен существовать в каком-то полноценном физическом виде, на нем обязательно должно быть 12-15 песен, если группа уважает себя. Я уверен, что эта традиция не умрет.

2. Согласен. Это все начиналось как шутка. Это было достаточно давно, и почти все песни сейчас уже перезаписаны. Все песни, которые там есть, перекочуют в мой сольный альбом, который будет, грубо говоря, с более электронным звуком, чем звук "Браво".

Станислав [11.02 17:38]

Евгений, здравствуйте!

У меня два вопроса:

1. Планируете ли переиздать все диски группы, с учётом неизданных и малоизвестных песен?

2. Планируете ли издать сборник всех видеоклипов?

1. Я очень хочу это сделать, но это физически невозможно. Потому что записи принадлежат разным компаниям, часть компаний, которые издавали эти пластинки много лет назад, уже не существуют, и поэтому собрать все - это большая юридическая работа. Я, конечно, хотел бы это сделать и надеюсь, что мне это удастся. Если будут решены вопросы, связанные с авторскими правами, с владением фонограммами, такой альбом будет.

2. Да, такой сборник тоже планируется издать. Но, в принципе, это делается больше для наших фанатов, для поклонников группы. Потому что все эти клипы есть в очень приличном качестве на YouTube. Думаю, что при желании это все можно там найти.

Лента.Ру: Но все-таки диск - это совсем другое дело.

Я сам люблю держать в руках диск, если мне что-то нужно быстро найти в интернете, например, какую-то группу, я могу ее найти на YouTube. Но клипы и концерты тех музыкантов, которых я люблю, у меня есть на DVD. Конечно, приятней иметь записи на DVD.

Радист Морзе [10.02 04:17]

Доброго суток времени, Евгений! Скажите, в ваших мыслях проскакивала идея, дабы сотворить что-нибудь этакое, что, возможно, огорчило бы напрочь всех тех, кто слушает ваши песни и продвинуло вас самого, как бы, для себя на поприще музыкального искусства? То есть, записать такое, что вам и в голову не пришло бы, но и нечто запредельно нереальное для вас же самого... Например, очень интересные эксперименты, не похожие на всё то, что вы делали и чем жили раньше. Иными словами, полный психодел во всех отношениях. Разумеется, в правильном понимании этого понятия.

Я бы не стал бросаться из холода в жар. Честно говоря, мне нравится параллельно заниматься какими-то вещами, серф-музыкой, иногда я поигрываю с какими-то молодыми серф-ансамблями, мне это интересно. Что касается того, чтобы записать что-то непохожее - мы регулярно делаем какие-то такие вещи и каждый раз слышим: "Что они там записали, это же хуже, чем то, что было". Поэтому я не хочу сделать что-то запредельное, я более приземлено мыслю.

Лента.Ру: У вас группа с большой историей, как вам кажется, вы несете ответственность перед фанатами за тот материал, который вы делаете? В том смысле, что, например, в один прекрасный день вы все собираетесь и решаете играть death metal. И группа "Браво" становится death metal группой.

Это, конечно же, исключено. У того, кто играет death metal, с рождения это заложено, он мышей препарирует, кошек подвешивает, а потом начинает играть heavy metal, например. Если ты занимаешься клоунадой, то у тебя будет комическая группа. У меня с детства это было заложено, в институте я слушал лучшие образцы "new wave", поэтому у меня нет желания играть эту horror музыку.

Лента.Ру: Вопрос в том, что фанаты же от Вас ожидают "еще 'Браво'".

Да, это очень сложный вопрос противостояния "музыканты – поклонники". Поклонники всегда хотят слышать 35-ю версию песни "Московский бит", 48 версию песни "Дорога в облака" и так далее. А каждый музыкант хочет сделать что-то непохожее (пусть даже это ему только кажется чем-то новым). Я не думаю, что музыкант чем-то обязан поклонникам. Я вот лично ничем никому не обязан. Я делаю то, что мне нравится, я никогда не шел ни у кого на поводу и не собираюсь идти.

Moby Dick [09.02 19:50]

Евгений!

Есть ли у вас планы записи акустического концерта(unplugged ),пригласив всех вокалистов "Браво"?!

Такие планы есть, мы сейчас играем акустическую программу, которую мы, как мне кажется, очень здорово сделали, она шикарно звучит. Мы используем аккордеон, контрабас, стил-гитару, различные акустические инструменты, губные гармошки. Эта программа не похожа на то, что мы делали до этого. Рекомендую тем, кто слышал нас в обычном классическом звуке, послушать это. Это такой звук, с которым можно в Европе смело выйти на улицу и сыграть все без усилителей, и это будет производить такой же эффект как в электричестве. Такая была изначальная задача - группа "Браво" стоит на улице и играет. Если такое можно предположить. А кто знает?

Как мне кажется, для любой группы важно уметь играть без мощных усилителей, электрогитар и прочего, просто выйти и спеть под гитару. Если песни звучат под одну гитару на улице, это хорошие песни, и это лучшая проверка.

Дмитрий Кузнецов [09.02 22:11]

Евгений, есть ли у Вас в планах, возможно, отдаленных, еще раз собрать всех тех, кто когда-то с Вами вместе был в БРАВО?

В том числе Агузарову и Сюткина?

Анна [11.02 18:49]

Какой исполнитель будет солировать в концертах группы?

Валентин [12.02 12:06]

Приветствую, Евгений!

Спасибо за обалденную музыку и за вас, таких настоящих!!! :)

Два вопроса.

1. Какой музыкой живете Вы сами и менялись существенно ли эти предпочтения со временем?

2. На концертах не покидает ощущение, что некоторые вещи все-таки должен петь Валерий Сюткин, а некоторые - Жанна Агузарова. Не хотите ли вы хотя бы ради поклонников почаще играть совместные концерты? И не в ГЦКЗ "Россия" с безумно дорогими билетами, а в более доступных простым людям клубах? :)

С нетерпением жду нового альбома!

Михаил [10.02 18:03]

Добрый день, Евгений

1) Не планируете ли вы записать альбом или песню с кем-то из музыкантов и вокалистов предыдущего состава?

2) Есть ли Одесса в списке городов, куда собираетесь поехать?)

Мы это периодически делаем на наших юбилейных концертах. На пятнадцать, двадцать и двадцать пять лет мы это делали. Но в последнее время я не вижу никакого смысла собираться специально всем вместе и праздновать, даже если это юбилей. Я не уверен , что мы будем это делать в дальнейшем. Я считаю, что тем, кто любит "Браво" в разных составах, лучше взять и послушать пластинки, где все были в полном порядке, уме и здравии. Я уверен, это будет намного интересней.

Владимир Петров [10.02 01:35]

Решили взять моду с Оберманекена и записывать альбомы годами и десятками лет? :) Общаетесь сейчас с Анжеем? Планируете ли ещё совместные песни?

Анжей написал порядка пяти-шести текстов для нашего нового альбома. Я ним общаюсь, он совершенно замечательный и очень интересный человек, но моду с этой группы я брать не хочу. Я постараюсь обязательно закончить альбом тогда, когда я говорил.

Федор Степанович Ирсентьев, 62 года, Майкоп [11.02 14:39]

Не думали ли вы следовать за омоложением ретро?

Если раньше было вкусным ностальгировать по Магомаеву и периоду 60-х, то возможно сейчас Вам следует быть в стиле 80-х или даже 90-х?

Мы всегда были в своем собственном стиле, это совершенно естественное желание - делать то или другое. А что касается того, омолаживать что-то или нет - опыт показывает, что музыка сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов очень жизнеспособна и ни в каком омолаживании не нуждается. Она сегодня трансформируется в виде британских модных групп, которые очень удачно используют корни этой музыки. Это очень благодатная почва. Сейчас в моде фолк-рок, появилась английская группа Mumford and Sons, они играют фолк-рок. Кто бы мог подумать, что это будет популярно среди молодежи, а ведь в Англии они сейчас безумно популярны, хотя это, на самом деле, совсем старообрядческая фолк-рок музыка, они даже без барабанов играют. Поэтому прогнозировать что-то и возрождать не нужно, это очень естественное явление. Музыкантам просто что-то нравится, они играют эту музыку, а потом это нравится поклонникам.

Алексей [10.02 22:21]

Евгений, добрый день!

На единственном альбоме группы MessAge,в которой пел Роберт Ленц есть очень красиваая и хитовая песня Quest. Вы ее слышали? Не хотите, может, ее возродить с, например, текстом на русском?

MessAge вообще очень хорошая группа. Когда я ее услышал, я понял, что это что-то нездешнее, это не было похоже ни на русский рок, ни на металл, это была сделанная музыка, эта группа могла с успехом попасть на Запад и иметь там успешную историю. Но судьба сложилась по-другому. Это песню я знаю, но, по-моему, это инструментальная пьеса, поэтому вряд ли возможно сделать из нее какое-то вокальное произведение.

Владимир [10.02 12:16]

Добрый день, Евгений!

Очень уважаю Ваше творчество, поэтому очень бы хотелось узнать, что Вы слушаете из российской и зарубежной музыки? Какие группы (исполнители) представляются Вам талантливыми? Заранее благодарю!

Из зарубежной музыки - певица Nicole Atkins, она не очень известна у нас, да и в Америке тоже. Это кантри-поп певица, у нее потрясающий голос. Мне нравится английская группа Mumford and Sons, мне нравится группа Florence and The Machine, это очень качественный фолк в стиле 1970-х годов. Очень хорошая группа The Temper Trap из Австралии. Я не хочу сказать, что я слушаю эту музыку целыми днями, просто это то, что мне понравилось из вышедшего за последние три года.

Хороший альбом был у группы Interpol, это группа, которая мне тоже нравятся.

Из российской музыки я не могу назвать что-то такое, что я бы специально слушал. Я вообще не слушаю в машине радио, только новости. Дома виниловые пластинки с музыкой 1950-60-х годов Потому что нет радиостанции, которая была бы на моей волне. Поэтому я решил создать собственную радиостанцию, она у меня в бардачке машины. Я кладу туда пластинки, которые мне нравятся.

Арсен [09.02 22:14]

Добрый день, Евгений!

1. Скажите, какие гитаристы повлияли на вашу игру (если таковые имеются)?

2. Что вдохновляет на написание новых песен - события в личной жизни, возможно события в стране и в мире? И какая музыка влияет на новый материал - современная или старая?

3. Что у вас в плеере в последнее время?

Спасибо! Ждем новый альбом!

1. Их очень много, сейчас Джанго Рейнхардт, Чет Аткинс, Скотти Мур, когда я начинал - это был Чак Берри, потом был Энди Саммерс из группы Police, Ричи Блэкмор, Джордж Харрисон, Джон Леннон, Джонни Марр из группы The Smiths.

2. Влияет и современная, и старая музыка. Я слушаю какие-то современные ансамбли и думаю, что было бы здорово так или иначе что-то из этого использовать. И старая музыка тоже влияет. Если брать в процентном соотношении, то 70 процентов - это влияние старой музыки, а 30 - это влияние современной музыки.

Что вдохновляет? Точно не политика, не выступления нашего президента перед очередными чиновниками и не полет премьера на вертолете во время пожаров. Какие-то совершенно обычные вещи: смена обстановки, поездка в другой город, встреча с интересными новыми людьми, хорошее настроение, плохое настроение, дождь, снег, солнце, луна - все обычно, ничего нового.

Fallen [09.02 18:59]

Евгений - на каком последнем концерте Вы были как зритель (или как слушатель) ??

Мы были с дочкой на концерте английской группы The Kooks, это был шикарный концерт, хотя я видел их концерт по спутниковому телевидению, и тогда они мне не понравились. На концерте они были просто великолепны. Я очень завидую таким ансамблям, они приехали на поезде из Питера, человек 30. 10 человек - это группа и персонал, а остальные - их друзья, девушки. Вся эта компания ходила за сценой, было вот такое ощущение бардака. Мне очень понравилось, что они еще только в начале своего пути, видно было, что их прет, что они еще не в шоу-бизнесе. Это была середина их тура, и они работали на разрыв. Видно было, что они себя не жалеют. Это огромное счастье - видеть эту группу в самом начале, потому что уже через 3-4 года они попадут в эту машину и, конечно, станут другими. Поэтому я очень хорошо понимаю тех зрителей, которые в 1950-е, 1960-е, 1970-е увидели своих героев - Чака Берри, Джерри Ли Льюиса, The Beatles, the Smiths - когда это было как бомба.

Конрад [10.02 20:04]

Привет Евгений! Как ты относишься к рокабилли-движению и не пора ли все-таки начать играть потяжелее?

К рокабилли-движению я отношусь хорошо, потому что элементы этой музыки присутствуют в начальном творчестве "Браво", и сейчас мы иногда возвращаемся к этим корням. Сейчас у нас в группе появился новый музыкант, который великолепно играет на контрабасе, владеет всеми приемами этой музыки, и на данный момент мы как раз переделываем программу, какие-то вещи, чтобы они звучали в рокабилли ключе. Единственная моя претензия к рокабилли музыке – это, конечно, то, что она стала застывшей, как, например, джаз. Мне интересны какие-то смеси, когда происходит смешение с той или иной музыкой, есть мелодия. Потому что, как правило, российское рокабилли грешит тем, что все играют стандартные двенадцатитактовые квадраты, рок-н-рольную классику и поют на английском языке, пытаются быть похожими на своих американских и английских коллег, и никак не могут выйти из этого круга. Мне кажется, что в этой музыке не все еще раскрыто, и можно еще найти что-то интересное на стыке жанров, в их смешении.

Лента.Ру: Например, с русской народной музыкой?

Может быть, Red Elvises играют же с балалайкой. Конечно, это не лучший пример, хотя группа хорошая. Просто английская и американская музыка трудно смешивается с русской народной музыкой, в этом большая проблема. Поэтому у нас есть такое уродливое и гибридное понятие как русский рок, которого нигде в мире не существует. Рок уже давно стал интернациональным. Русский рок – это специфическое явление, корни которого находятся в бардовской музыке, на кухнях, и я не очень люблю это направление, хотя с большим уважением отношусь к Владимиру Семеновичу Высоцкому, к Галичу, но это что-то отдельное. Настоящей рок музыки у нас никогда не было, и я думаю, что не будет. У нас есть музыка "в стиле рок".

Молодые группы сегодня копируют инди-движение, модное сейчас на Западе. Англия, например, сейчас сама изобретает музыкальную моду, там появляются группы, и они сами являются музыкальной модой, а мы все смотрим на Запад и копируем, как и раньше, в 1950-е - 60-е годы. Поэтому вряд ли можно говорить, что у нас есть то, что называется роком.

Сергей Егоров [10.02 08:28]

Евгений Львович, каково Ваше мнение по поводу общественно-политической ситуации в стране? Чья точка Вам ближе - Юрия Шевчука или Иосифа Кобзона?

Я не знаю точки зрения Иосифа Кобзона, но точка зрения Шевчука мне симпатична. Это один из немногих отечественных музыкантов, которого можно назвать рок музыкантом в прямом понимании этого слова, который живет по человеческим принципам и говорит то, что он думает. Поэтому я с большим уважением к нему отношусь и солидарен с каждым его словом,сказанным относительно того, что происходит в нашей стране сегодня.

Вадим [10.02 19:42]

Здравствуйте, Евгений.

1. Спасибо вам за творчество Браво периодов Агузаровой и Сюткина -- это классика. Все что было после этого, на мой взгляд, не дотягивает. Дело не в ностальгии (я вплотную занялся творчеством Браво в конце 90х), а скорее в самоповторах, не столь харизматичных вокалистах, и слабых текстах. Скажите, в новых песнях вы не планируете придавать большее значение текстам чем раньше?

2. Браво всегда производило впечатление довольно аполитичной группы, даже в бурных 80х. Вас действительно не интересует ситуация в стране и в мире, или вы просто отделяете "политику" и прочие проблемы от своего творчества, предпочитая писать про "ветер", "весну", и "стройных блондинок"? Это не в укор вам (на Западе тексты б.ч. еще более аморфны), но ведь в культурном прострафнстве России все-таки есть своя специфика?

3. Дружите ли вы с кем-нибудь из плеяды "русского рока"? Поддерживаете ли контакты с бывшими вокалистами Браво?

1. Я считаю, что удачна та песня, в которой 50 на 50 – красивая мелодия и хороший органичный текст. Сегодня самая ротируемая на радиостанциях песня из всех периодов "Браво", это песня "Этот город", которую спел Роберт Ленц.

2. Начиная с 1980-х годов, когда мы появились, многие группы московской рок лаборатории пели про отсутствие колбасы на прилавках, про то, что их зажимают и притесняют и так далее. Мы никогда этого не делали. Но мы, в отличие от этих групп, загремели в историю, связанную с Петровкой 38, и чуть не сели коллективно всей группой, каждому светило лет по 5-6. Что касается сегодняшней ситуации, я хотел бы у вас спросить: вы видели нас за последние 10-15 лет в каких-нибудь движениях, на каких-нибудь встречах, связанных с выборами, инаугурациями и так далее? По-моему, в этом и заключается мой ответ.

3. Я поддерживаю отношения с Димой Спириным. Естественно, я знаю всех музыкантов, мы общаемся при встрече, но после некоторых событий, связанных с различными встречами, российский рок для меня вообще перестал существовать

Лента.Ру: Какими именно встречами?

Встречами на высшем уровне. Причем я не против, когда люди ходят друг к другу в гости, я против того, что когда музыканты уходят из этих гостей, их потом могут попросить что-то, по-дружески сказать: "Надо вот там-то выступить". И это не всегда дружеские посиделки.

Всеволод [10.02 23:46]

Евгений!

Как Вы относитесь к процессу над Ходорковским?

Это очень сильный человек, которого я уважаю и желаю ему скорейшего освобождения и окончания этой истории. По моему мнению, весь этот процесс - фарс. И я очень надеюсь, что кому-то (кому надо) придет в голову это прекратить.

Старыйдом [10.02 11:35]

Добрый день!

Скажите, Евгений, как Вы, как человек культуры, относитесь к деятельности по сохранению исторического наследия Москвы, других городов? Как относитесь к старинным зданиям? Или в ахитектуре вам ближе эстетика 60-70-х? Как отнеслись к тому, что Москва потеряла статус исторического города? Было бы интересно узнать Ваше мнение по этому поводу.

Поскольку я москвич и родился в Москве, я очень хорошо знаю этот город и люблю его. Но сегодня я живу за городом, потому что Москва превратилась из города, который я любил, в город, с которым у меня очень сложные отношения. Начиная от пробок и заканчивая тем, что наш предыдущий мэр понакуралесил. Но я очень люблю ту старую Москву, которую еще не удалось уничтожить и залить пластиком и бетоном. Кое-что еще осталось. Мне очень нравится здания соц-арта, большие высотки на Котельнической набережной, такого нигде в мире нет, может быть, только в Китае есть что-то похожее.

Лента.Ру: Да, и Воробьевы горы, здание МГУ и все вокруг.

Да, я это очень люблю. Я люблю Москву, в ней есть свой шарм и прикол, питерцы говорят, что их город более красивый. Но поскольку я родился здесь, я выбираю этот город, мне он очень нравится. Конечно, я как москвич я против того, чтобы вытворялось все то, что происходит.

Елена [10.02 10:08]

Евгений, доброго дня Вам!

Спасибо Вам огромное за Ваши песни! Они поднимают настроение, от них веет теплом, радостью и чем-то родным.

Скажите, где вы черпаете вдохновение?

Как боретесь с плохим настроением и депрессией?

Спасибо!

Успехов вам!

С нетерпением жду новых песен!

Надо что-то постоянно делать – вот мой совет. Когда становиться хреново, у творческих людей есть разные способы снятия депрессии – алкоголь, наркотики и работа. Я выбираю третье, потому что я своими глазами видел, что первое и второе не помогало никому, это тупиковый вариант. А работа помогает. Можно заняться спортом, такое вот банальное решение. В общем – надо заставлять себя что-то делать, чтобы освободить мозг от дурных мыслей. Надо чем-то заниматься. Если ты чем-то занимаешься, у тебя освобождается мозг, а потом все становится на свои места.

Татьяна [10.02 15:21]

Здравствуйте, Евгений! Ваш коллектив - это целая эпоха Миллионы людей Вас любят, слушают Ваши записи и ждут новых встреч. Пожалуйста, напишите, где Вас наиболее тепло принимали за прошедшие годы. Новых удач в творчестве и пусть всё задуманное превратится в новые замечательные музыкальные произведения! С уважением, Татьяна

Конечно, больше всего нас любят в нашем родном городе. Потому что мы все-таки группа больших городов. В больших городах понятен наш язык, наша эстетика. Наш основной зритель сегодня и вчера - это студенты. Москва, Санкт-Петербург, Киев, города Прибалтики, какие-то такие цивилизованные большие города – вот наши места.

Виктор [11.02 17:06]

Евгений, здравствуйте! Спасибо вам за творчество, а вопрос у меня такой.

Как вы относитесь к тому, что молодые группы делают кавер-версии песен группы Браво? Не против ли вы того, что ваши песни исполняются на чужих концертах?

Я к этому очень хорошо отношусь, это очень хороший комплимент для группы, пусть играют на здоровье. Мне часто присылают такие каверы. У меня даже есть идея выпустить пластинку каверов, вопрос только в том, что качество фонограмм, которые нам присылают, не очень хорошее. Может быть, просто выпустить эти каверы, их очень много, у меня есть порядка 20-30 кавер-версий, особенно почему-то любят делать кавер-версии наших песен панк-рок группы. Не знаю, с чем это связано.

Лента.Ру: В последнее время это стало модно, как мне кажется, возникло даже такое движение поп-панк, когда музыканты перепевают старые советские песни. Этим занимались "Приключения Элетроников", потом они перепевали современную попсу.

А потом решили добраться до "Браво". В принципе, я к этому нормально отношусь.

Петр [10.02 16:24]

Евгений! Скажите, пожалуйста, принимаете участие в благотворительных концертах?

Да, принимаем, и я не очень люблю рассказывать про это. Но раз такой вопрос возник, отвечу. Мы достаточно часто участвуем в мероприятиях, которые проводит Чулпан Хаматова, и я почему-то верю этой замечательной хрупкой девушке. И самое главное - я вижу результаты этих мероприятий, они много чего построили, сделали, многих детей спасли.

Как правило,подобные мероприятия имеют не очень хороший фон и окраску, когда собирается много богатых людей на аукцион и начинают продавать свои галстуки, картины (хотя они не художники), запонки… Не проще ли взять, скинуться и просто перевести эти деньги напрямую на счет тех, кто нуждается в этом, а не устраивать эту клоунаду в ресторанами с лимузинами.

Йон [10.02 04:47]

Здравствуйте, Евгений!

1. Не так давно на своем сайте Вы искали авторов слов для новых песен. Были ли удачные варианты, получились ли новые песни в таком сотрудничестве?

2. Как помещаются у Вас дома все те 40 гитар из коллекции?

Удачи группе "Браво"!

1. Было порядка 300 текстов, это большой труд - разгрести все это. Мне понравился только один текст, я не знаю, войдет эта песня в альбом или нет. Текст написал человек, который работает директором кладбища. Причем песня получилась очень красивая, хорошие слова, очень чувственные. Он мне написал, что он бывший музыкант, но он не реализовался, его жизнь сложилась так, что он работает директором кладбища. Он прислал текст и написал, что, может быть, таким образом реализуется его давнее желание заниматься творчеством. Сейчас эта песня существует в англоязычном виде, мы ее сделали с английским продюсером несколько лет назад.

Санд [14.02 09:22]

Здравствуйте, Евгений!

Скажите, что случилось с Дмитрием Ашманом: он ушёл по своей воле из группы? И кто будет играть в Браво вместо него?

Когда мы расстались с Димой, договорились, что не будем комментировать то, что произошло. Возможно, через несколько лет я расскажу, что произошло на самом деле. Единственное, что я могу сказать, что Дима проработал с нами больше 15 лет, и для меня это был самый близкий человек в группе - и как музыкант, и как человек. Когда он пришел в группу, он был мне как брат. Поэтому сейчас я не очень хочу вдаваться в подробности и рассказывать об этом. Я благодарен ему за то время, которое мы провели вместе в ансамбле. Новый бас-гитарист Михаил Грачев - профессиональный музыкант, который помимо бас гитары очень хорошо владеет контрабасом, играет в различных жанрах, начиная от джаза, заканчивая рок-музыкой. Я надеюсь, что это достойный музыкант, который будет очень полезен группе.

Eugene [11.02 06:48]

Как так получается, что самый часто сменяемый музыкант - это бас-гитарист?

Я не могу объяснить этот феномен. За все время в группе поменялось порядка пяти бас гитаристов, то есть больше, чем вокалистов. Это такой же необъяснимый фактор, как и то, что у нас у всех в группе дети девченки, ни у кого нет ребят.

Даниил [10.02 10:19]

Здравствуйте, Евгений! Читал, что вы были стилягой. Насколько относитильно недавний фильм про стиляг близок к реальности - на ваш взгляд?

Это очень хороший фильм, современный, своевременный, если говорить о развлекательном кино, за последние три года вряд ли было снято что-то лучше. Он яркий, драйвовый, там все очень хорошо сделано. Что касается того, правда это или нет – он же изначально был задуман как развлекательный фильм, а разве может быть правда в развлекательных фильмах? На самом деле, все, конечно, было не так.

Country House [10.02 17:51]

Здравствуйте ,Евгений!Как-то относительно недавно ,вы говорили про то,что выход нового альбома зависит от уверенности в материале,но неужели группе с богатым каталогом нужны очередные хит-синглы?Тем более в эпоху интернета,почему бы просто не записывать новые песни и выкладывать их на всеобщее обозрение?

Я думаю, что каждый музыкант для себя решает сам - выкладывать песни на всеобщее обозрение или нет. Я считаю, что это не совсем правильно. Нельзя обесценивать группу The Beatles, выкладывая их песни, все-таки это богатое наследие, а когда это становится бесплатным, обесценивается само творчество. Я даже говорю не о финансовой стороне вопроса, а о моральной. Неправильно то, что существует безумное пиратство в сети. Все издающие компании сейчас заняты тем, чтобы найти выход и отрегулировать этот вопрос. Потому что когда ты записываешь песню, ты тратишь на это физические и моральные силы, хорошее сведение записи, как правило, стоит немалых денег. А как быть музыкантам, которые не дают концертов, а зарабатывают только от продаж своих песен? Мы, например, привыкли это делать достаточно дорого – сводить, "мастерить" не в России. Все эти перемещения чего-то стоят. И просто так записать песню, а потом выбросить ее в сеть, по моему мнению, не совсем правильно. Я не уверен, что все должно быть платным, но я абсолютно уверен в том, что полная халява в интернете – это не очень хорошая вещь.

Джетро [10.02 12:19]

Здравствуйте, Евгений!

Никогда не был фанатом Браво в полном смысле этого слова, но группу периода Сюткина и местами Ленца слушал в охотку. Вопрос такой: не кажется ли что идея Браво в том виде, котором вы ее эксплуатируете с 80-х, за это время себя полностью исчерпала? Старые поклонники слушают старые песни, молодёжь и не знает что такое Браво... Может, радикально сменить стилистику и сделать, например, альбом с Бастой или Стасом Михайловым?

Ни с тем, ни с другим я, естественно, не вижу и не ассоциирую ансамбль. А что касается первой части вопроса, мне не хочется ничего отвечать, я приглашаю вас с вашей девушкой на наш концерт в клубе "А2" 4 марта - приходите, вы очень сильно удивитесь.

Лента.Ру: А как вы относитесь к современной эстраде, Стаса Михайлова слышали, например?

Да, я слышал Стаса Михайлова. На самом деле, подобные артисты существуют во всем мире, просто вопрос, в каком количестве. Когда количество перевешивает норму – это становится ненормальным. Я не могу оскорблять поклонников этого артиста, пусть слушают, кому нравится. Но я против того, чтобы меня, моего ребенка и моих друзей целыми днями кормили этой музыкой. Ненормально, когда это показывается с утра до вечера по всем каналам.

Что касается Басты, это симпатичный парень, особенно мне нравятся его песни с ненормативной лексикой, они намного интересней, чем его лирика.

Микрюков Дмитрий [10.02 07:10]

Здравствуйте, Евгений Львович!

Не хочется задавать Вам вопросов - просто хочется поблагодарить Вас и Вашу команду за то, что Вы делаете. Читая предыдущие вопросы (о высказывании Боно), можно смело сказать, что "Любовь не горит" и "Джаз звучит на орбите" были всегда!

Спасибо за добрые слова!


Я хочу сказать, что вопросы читателей были намного интересней, чем те вопросы, которые, как правило, задают мне наши музыкальные журналисты. Огромное вам спасибо за это!!!!

Обсудить