Михаил Шурыгин, президент компании NCA

Пресс-конференция
23.05 17:23
Михаил Шурыгин. Фото Павла Долганова, предоставлено компанией NCA
Михаил Шурыгин. Фото Павла Долганова, предоставлено компанией NCA

Михаил Шурыгин, президент компании NCA

Есть ли в России качественные музыкальные фестивали?
С приближением лета концертные афиши на улицах российских городов запестрели анонсами самых разнообразных фестивалей с громкими именами в лайнапах. На "Нашествие" едет Земфира, а на Maxidrom - The Cure и Linkin Park. На "Пикнике Афиши" выступит Бьорк, а на "Роке над Волгой" - Garbage и Limp Bizkit. На Tuborg Greenfest заявлены Red Hot Chili Peppers, на "Кубану" - Gogol Bordello и Korn, а на Zavtra - певица Zaz. Можно ли говорить о новом буме в фестивальном движении? Насколько лучше стали российские оупен-эйры за последние годы и могут ли они сравниться по качеству организации и составу участников с европейскими аналогами? Существует ли российский фестиваль, способный составить конкуренцию Coachella, Sziget и "Гластонбери"? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил Михаил Шурыгин, президент промоутерской компании NCA (National Concert Academy), организующей фестивали "Рок над Волгой" и Tuborg Greenfest.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Привет [26.04 12:34]

Сталкиваетесь ли вы с коррупцией при организации концертов? Если да, в какой форме это проявляется и каковы рецепты искоренения проблемы?

Как таковой коррупции в шоу-бизнесе нет. Но мы живем в государстве, где бизнес больше зависит от государства, чем государство от бизнеса. Поэтому при проведении массовых мероприятий приходится преодолевать значительное количество препятствий, и не всегда понятно, обусловлены ли они законодательством или нежеланием власть имущих помогать в продвижении культурных проектов, что, по сути, должно быть их обязанностью. К сожалению, федеральные и городские управления и комитеты культуры не имеют достаточных полномочий для поддержки массовых культурных проектов. Поэтому организаторам крупных фестивалей и концертов на открытом воздухе приходится самостоятельно решать вопросы с зачастую негибкими структурами полиции, МЧС, СЭС и так далее. Да и сама процедура получения распоряжения властей на проведение массового мероприятия требует времени и прохождения терний кабинетов. Так, летом 2011 года мы проводили бесплатный концерт Linkin Park на Васильевском спуске, и окончательное согласование проведения мероприятия было выпущено московским правительством только за 3 дня до концерта. А сегодня (12 мая 2012) власти Курортного района Петербурга отменили масштабный байкерский фестиваль с участием Status Quo по непонятным пока причинам. Якобы рядом с местом проведения проходит газопровод, о чем организаторам сообщали заранее. Но, спрашивается, неужели организаторы так наивны, чтобы игнорировать требования властей и пытаться "проскочить"?.. А только что СМИ предложили версию, что фестиваль отменили под влиянием авторитетных жителей этого элитного микрорайона, которые были против рева мотоциклов и громкой музыки. Возможно ли такое у нас? Ответьте на этот вопрос сами.

Конрад [24.04 20:26]

Где-то читал, что из-за административных барьеров и коррупции стоимость организации оупен-эйра в России выше, чем в Европе примерно в 3 раза. Это правда? Если да, то есть ли смысл в их проведении? Они вообще окупаются?

Такой статистики не существует. Главная беда организаторов наших фестивалей - если у тебя нет серьезной административной поддержки, ты играешь в русскую рулетку. Если ты не заинтересовал собой власть, твои профессиональные заслуги не стоят и гроша. Можно быть лучшим промоутером на Земле, но глава администрации Ивановского района Кемеровской области, на территории которого ты проводишь свой фестиваль, знает лучше, как и где тебе провести фестиваль. И дело вовсе не в коррупции - просто за долгие годы у нас в стране так и не сложилась культура проведения качественных оупен-эйров.

Как сделать их качественными и прибыльными? Рецепт прост - нужна синергия в работе организаторов, властей и спонсоров. Первые должны создавать рецепт успешного массового продукта, вторые - не препятствовать их работе, третьи - вкладываться в перспективу. Ведь фестиваль не может быть успешным сразу - ему нужно три-четыре года для роста. Хороший пример роста фестиваля – "Рок над Волгой". Фестиваль был создан в 2009 году как частная инициатива и сразу получил поддержку правительства Самарской области. Это дало нам землю, дороги, свет, воду, отсутствие препон в согласовании наших инициатив. Впервые власти были открыты и заинтересованы в нашем проекте. В результате уже первый год фестиваля создал ему имя. В 2010-м нас уже снимал Первый канал, в двери стучались спонсоры, мы расширяли границы. Третий год фестиваля дал рекорд посещаемости - 252 000 человек - и рост спонсорских инвестиций. Мы рассчитываем, что в 2012-м до половины бюджета будет покрыто спонсорами. Поэтому стал возможен приезд таких звезд, как Limp Bizkit и Garbage. На 2013-2014 будем ставить задачу выхода на самоокупаемость.

Яновский [30.04 14:40]

Какие из ныне существующих фестивалей (в Европе, США) для Вас являются образцовыми в плане лайн-апа, организации, инфраструктуры?

Я не могу быть объективным, ведь для качественной оценки фестиваля нужно на нем побывать. Могу говорить о тех, которые мной наиболее изучены, - это EXIT, Glastonbury, Ruisrock, Swedenrock. Скажу следующее: нам есть чему у них учиться, в первую очередь в области создания атмосферы. Именно атмосфера, местоположение и инфраструктура фестиваля определяют его популярность и срок жизни. Звезды важны, но атмосфера важнее.

Яна [25.04 09:12]

Что вы думаете на счет ценовой политики для фестивалей? Будут ли цены на билеты снижаться или наоборот рости? Многие западные исполнители были возмущены узнав стоимость билетов на концерты в России. В той же Франции билет на оупен-эйр Рок на Сене на который в этом году заявлены Green day обходится в 49€ то есть около 2000 р. Билет же на Максидром обходится фанатам Linkin park почти в 2 раза дороже.

Западные исполнители не могут быть возмущены. Это они формируют стоимость билетов. Точнее размер их гонораров формирует стоимость билетов. Чем выше гонорар, тем дороже билеты. Переговоры с артистом всегда включают в себя согласование стоимости билета. И не соглашусь с вами о завышении цен у нас - по моей информации, билет на Linkin Park в Москве можно было купить за 1800 рублей, а в Петербурге цены у нас начинались с 1600. Другое дело, что в России зачастую завышены цены на VIP-категории. Но и это обусловлено спросом.

Сергей [24.04 22:40]

Здравствуйтн. Можете сравнить фестивали 10летней давности и те, которые проходят в России сейчас. Пройдитесь поподробнее, спасибо.

Мы стремимся развивать инфраструктуру фестивалей, перенимать опыт крупных европейских мероприятий. Так, в этом году мы как организаторы самого посещаемого фестиваля в Европе "Рок над Волгой" начали сотрудничество с другим мощным европейским фестивалем EXIT. Представители EXIT приезжали в Самару для обмена мнениями. Мы настроены на плодотворное и длительное сотрудничество. Будем совершенствовать системы безопасности, технические возможности шоу. Взаимодействие такого рода происходит на территории России впервые и даст толчок к развитию фестивального движения.

абнос [25.04 14:02]

Уважаемый, Михаил!

Слышал, что у многих промоутеров возникли проблемы с привозом зарубежных артистов в связи с новыми требованиями гос.органов, которые требуют от артистов рабочих виз/разрешений на работу. Решена ли эта проблема?

Проблема может быть решена только законодательно. К сожалению, текущее законодательство приравнивает зарубежных артистов к рабочей силе из ближнего зарубежья и требует получения аналогичных разрешений на въезд и работу. Это нелепо и унизительно для людей, несущих культурную миссию. Тем более, что большинство музыкантов и их персонал постоянно находятся в туре по миру, что существенно затрудняет получение требуемых документов. Должен быть создан особый тип "культурной визы", позволяющей артистам беспрепятственно въезжать в страну.

Ирина [26.04 20:25]

Михаил, в этом году в Россию едет безумное количество западных артистов! Откуда такой бум? В чем выгода - ведь это большая конкуренция? У зрителя объективно появился выбор - либо остаться в пыльной Москве и пойти на крутого артиста - но регионы не доедут, либо убить двух зайцев сразу - отдохнуть с друзьями на море и посмотреть на легенд и громких хедлайнеров на Кубана, либо по старинке отправиться в поле или к реке на рок...

Действительно, количество концертов иностранных артистов растет каждый год. С некоторых пор концерты стали основным источником дохода для артистов. Если раньше артист выходил в тур с целью поддержки продаж своего нового альбома, то сейчас продажа альбомов не принесет достаток, все решает интернет. Остается "чес", как раньше в шутку называли гастроли. Сегодня Москва и Петербург ни в чем не уступают Лондону и Амстердаму в готовности принять шоу высокого уровня. 20 июля мы организуем в Петербурге концерт Red Hot Chili Peppers на фестивале Tuborg Greenfest. Это будет полноценное шоу в рамках мирового тура группы. Привоз артиста такого уровня пока возможен в такие крупные города, как Москва и Петербург. Это связано во многом и с окупаемостью - на RHCP мы намерены продать 30 000 билетов.

Александр [25.04 09:42]

Ув. Михаил, почему к нам не возят, людей класса Билли Коргана или Франса Трейхера The Young Gods, а возят с натяжкой "попсарей" - финансово выгодно? Гарантированно соберут? Вспоминая прошлое, хотелось бы заметить, что einsturzende neubauten, на концерте у м. Домодедовская, собрал нехилую толпу, хотя музыка Баргельда на любителя. Так вот собственно вопрос, фесты-фестами, но по-чему к нам не возить, действительно интересные проекты, у нас поверьте народ уже весьма подкованный в музыке.

Народ у нас всегда был весьма подкованный в музыке:). Часто сам артист не хочет к нам ехать. Поэтому и не пели у нас пока Том Йорк и Том Уэйтс. Причины разные - но в большинстве своем Россию все также рассматривают как страну, где ущемляются права человека, процветает коррупция, нарушаются экологические нормы и так далее... Для многих артистов общественная позиция важнее денег, которые предлагает наш рынок. Хотя я лично считаю, что игнорировать не значит помогать. Если тебе что-то не нравится - заяви об этом открыто и дай толчок к развитию темы.

Вадим [24.04 20:49]

Добрый вечер, Михаил! Насколько реально в России проведение крупномасштабных фестивалей рок-музыки вроде Wacken open air, Rock am ring, Saimaa open air и т.п.? И что этому мешает? Спасибо:)

Это будет реально, когда а) у нас вырастет поколение festival goers, сейчас желающих прожить в палатке уикенд и готовых потратить на это 100-200 евро, что категорически мало для окупаемости серьезного фестиваля; b) спонсоры начнут воспринимать фестивали как инвестицию в будущее; c) у нас будет нормальная инфраструктура и взаимодействие с властями на местах.

Максим [25.04 15:56]

Добрый день! Хотелось бы задать вопрос, который очень давно меня интересует. Почему в России нет ни одного фестиваля, посвященного исключительно тяжелой музыке, подобного Wacken Open Air, Tuska Open Air или украинскому Carpathian Alliance Festival? Мне кажется, что в нашей стране есть необходимый спрос на такую музыку, к тому же успех на международной арене такой отечественной команды как Аркона показывает, что и наши исполнители играют качественную и интересную музыку в этом жанре.

Согласен с вами. Такой фестиваль должен быть и в России. Но проблема остается все той же - выжить в первые годы практически нереально, поэтому для создания таких фестивалей нужны энтузиасты и меценаты.

Василий [25.04 12:35]

Добрый день, Михаил.

1. Как вы считаете, есть ли будущее в России у независимых и абсолютно бесплатных музыкальных фестивалей вроде Пустых Холмов и Космофеста, которые делаются волонтёрами?

2. Некоторые популярные музыкальные мероприятия проходят под спонсорством и флагом отдельных пивных компаний. Хорошо ли это для имиджа подобных мероприятий в целом?

Евгений [02.05 23:08]

Михаил, хотелось бы услыщать Ваше мнение о фестивале ХОРОШЕЙ музыки "Пустые Холмы" www.holmi.ru ?

Адриан [28.04 19:03]

Знаете ли Вы о фестивале "Пустые холмы" и как к нему относитесь?

Я имею в виду принцип организации и команды, которые на него приезжают.

1. Не так много знаю об этих фестивалях, но посещаемость удивляет. Как и любой волонтерский проект, фестиваль будет жить, пока есть силы и энтузиазм у организаторов. Людям нужны независимые проекты, и еще - в мире современных технологий это редкая возможность для молодых команд показать себя.

2. Это общемировая тенденция. Все крупнейшие фестивали проходят при поддержке пивных брендов. Пивные компании и мобильные операторы наиболее активны в этом сегменте рынка.

No 2 Beer [25.04 17:12]

Стоит ли, с этической точки зрения, устраивать концерты с рекламой пива? Не лучше ли рекламировать что-нибудь здоровое - соки, например? Я понимаю - бизнес есть бизнес, но вы же можете выбирать бизнес-партнеров?

Поверьте, мы бы с радостью работали с соком Rich или "Фрутоняней", если бы подобные бренды были заинтересованы в поддержке рок-фестивалей. Скажу вам при этом, что не вижу ничего предосудительного в рекламе пива на фестивалях. Мне кажется, что засилие телевизионной рекламы пенного продукта наносит гораздо больший вред. На фестивале же можно стремиться добиться другого - развития культуры потребления пива, над этим должны работать пивоваренные компании, если их интересует лояльное отношение со стороны общественности и властей.

ЗОЖ [03.05 11:02]

Алкоголь на фестивалях может стать проблемой, т.к. люди могут себя неадекватно вести под его влиянием (драки, например).

Как сделать так, чтобы никто не принес с собой алкоголь? Не стоит ли устраивать рейды? Т.к. фестиваль по факту становится общественным местом, какая ответственность за распитие спиртного там? Как организаторы могут помочь полиции присекать распитие спиртного?

Q [03.05 10:59]

Собираетесь еще жестче ограничивать алкоголь на фестивалях? ведь главное на фестивале музыка, а не алкоголь. И вообще нужно пропагандировать здоровый образ жизни!

Крепкий алкоголь несовместим с культурой фестивалей. Мы всегда стремимся обеспечить максимальную защиту.

Энди [28.04 13:55]

Почему на ваш взгляд организаторы фестивалей так яростно борются с алкоголем на фестивалях, при этом понимая что именно чтобы "побухать и оторваться" и приезжает туда молодёжь?

Ну вы даете. А музыку слушать уже не надо?..

Анастасия [26.04 02:21]

Михаил, добрый день. 1. Планируете ли вы развиваться в сторону, например, ночных концертов/мероприятий/фестивалей с хедлайнерами из мира электронной музыки.

2. Насколько вы активны в соцсетях и насколько соцсети помогают развитию вашего бизнеса? 3. в петербурге открывается ряд новых крупных площадок, что вы знаете об этом и какие прогнозы

1. В принадлежащем нам клубе "Космонавт" в Петербурге проходят ночные мероприятия и электронные проекты, выступали такие звезды, как Paul Van Dyk, Example, Shannon Leto. Но для NCA как концертного промоутера ночные ивенты не столь интересны, это особая область, где достаточно грамотных и профессиональных организаторов.

2. NCA менее года назад запустил структуру под названием "Клуб друзей NCA" - на данном этапе это прототип будущей социальной сети для посетителей концертов. Уже сейчас пользователи (только зарегистрированных членов клуба более 50 тысяч человек) могут сами инициировать приезд того или иного артиста и принимать непосредственное участие в решении о его гастролях. К осени 2012 года это будет полноценная социальная сеть с возможностью общения, системой монетизации и разнообразными сервисами для посетителей концертов. Аналогов подобных сетей в России пока нет.

3. Я не знаю об открытии новых концертных залов в Петербурге. Слышал о строительстве клуба А2, но, по моей информации, это зал-фантом, у него нет ни четкого бизнес-проекта, ни средств на строительство, ни влиятельной поддержки. Да и окупаемость такого проекта с высокой арендой в Петербурге составит десятки лет. Похоже на авантюру. Буду удивлен, если подобная история найдет инвесторов.

Social [25.04 17:09]

Михаил, привет!

Скажите, а устраивает NCA благотворительные концерты? Какие например?

Мы не занимаемся благотворительностью как таковой. Но стараемся не быть в стороне от социальных проблем и участвуем там, где можем. Так, в июле этого года мы вместе с группой единомышленников проводим стадионный фестиваль с участием ДДТ, "Алисы", Вячеслава Бутусова. Билет на фестиваль стоит всего 300 рублей. Планируем продать 30 000 билетов и средства направить на восстановление разрушенных в советские времена куполов собора Святой Живоначальной Троицы подворья Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, полузаброшенного храма на берегу Невы.

Рабочий [24.04 19:11]

Какой поступок должен совершить музыкант, чтобы вы его никогда не позвали?

Потерять любовь поклонников)))

Михаил [24.04 20:56]

Действительно ли планируется в этом году в Самаре провести "Рок над Волгой" с рекордным числом зрителей? Реально ли собрать больше 400 тыс человек?

Мы не ставим задачи бить рекорды. Когда в 2009 году на фестиваль приехало свыше 160 тысяч человек, нам казалось, что это фантастика. После 250 тысяч в 2011-м мы понимаем, что фестиваль будет расти и дальше. Полагаем, что мировые звезды Limp Bizkit и Garbage и ранее не выступавшие "Ленинград" и "Океан Эльзи", наряду с традиционным российским хедлайнером группой "Алиса", а также новое место проведения станут причиной увеличения посещаемости. Мы готовимся серьезно - почти вдвое увеличен комплект звукового оборудования, будут установлены две линии "дилеев" со светодиодными экранами, будет больше точек торговли, биотуалетов.

Светлана [25.04 08:03]

Планируется перевести фестиваль Рок Над Волгой на полностью коммерческий уровень? (сделать платным входной билет).

Михаил [02.05 15:22]

планируется ли делать "Рок над Волгой" платным?

Суть фестиваля "Рок над Волгой" - свободный вход. Пока фестиваль поддерживает Самарская область, меценаты и спонсоры, он будет бесплатным. Хотя уже сейчас бренд "Рок над Волгой" достаточно силен, чтобы запустить коммерчески успешный платный фестиваль в любой точке России.

Николай [25.04 11:40]

Михаил, здравствуйте!

Расскажите, чем объясняется с каждым годом возрастающая популярность фестиваля KUBANA?

Это очевидно по количеству зрителей и соответственно качеством лайн-апа - в этом году там будут Korn, Gogol Bordello, Enter Shikari, Sunrise Avenue и масса других звёзд всех мастей.

Ведь мероприятие проходит вдали от Москвы и Питера... Тем не менее, востребованность феста среди аудитории очевидна. В условиях современной России - это скорее феномен, нежели данность.

Это прекрасное свидетельство роста регионов. Не нужно бояться проводить мероприятия вдалеке от Москвы - хорошее местоположение и атмосфера являются главным залогом успешности "Кубаны". Плюс правильно подобранный лайн-ап участников. Не могу судить о коммерческой успешности фестиваля, но рост очевиден. По хедлайнерам им, очевидно, сложно соревноваться с "Максидромом" и "Роком над Волгой", но список зарубежных участников вызывает уважение.

Обсудить