Михаил Шурыгин, президент компании NCA
Есть ли в России качественные музыкальные фестивали? С приближением лета концертные афиши на улицах российских городов запестрели анонсами самых разнообразных фестивалей с громкими именами в лайнапах. На "Нашествие" едет Земфира, а на Maxidrom - The Cure и Linkin Park. На "Пикнике Афиши" выступит Бьорк, а на "Роке над Волгой" - Garbage и Limp Bizkit. На Tuborg Greenfest заявлены Red Hot Chili Peppers, на "Кубану" - Gogol Bordello и Korn, а на Zavtra - певица Zaz. Можно ли говорить о новом буме в фестивальном движении? Насколько лучше стали российские оупен-эйры за последние годы и могут ли они сравниться по качеству организации и составу участников с европейскими аналогами? Существует ли российский фестиваль, способный составить конкуренцию Coachella, Sziget и "Гластонбери"? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил Михаил Шурыгин, президент промоутерской компании NCA (National Concert Academy), организующей фестивали "Рок над Волгой" и Tuborg Greenfest.Сталкиваетесь ли вы с коррупцией при организации концертов? Если да, в какой форме это проявляется и каковы рецепты искоренения проблемы?
Как таковой коррупции в шоу-бизнесе нет. Но мы живем в государстве, где бизнес больше зависит от государства, чем государство от бизнеса. Поэтому при проведении массовых мероприятий приходится преодолевать значительное количество препятствий, и не всегда понятно, обусловлены ли они законодательством или нежеланием власть имущих помогать в продвижении культурных проектов, что, по сути, должно быть их обязанностью. К сожалению, федеральные и городские управления и комитеты культуры не имеют достаточных полномочий для поддержки массовых культурных проектов. Поэтому организаторам крупных фестивалей и концертов на открытом воздухе приходится самостоятельно решать вопросы с зачастую негибкими структурами полиции, МЧС, СЭС и так далее. Да и сама процедура получения распоряжения властей на проведение массового мероприятия требует времени и прохождения терний кабинетов. Так, летом 2011 года мы проводили бесплатный концерт Linkin Park на Васильевском спуске, и окончательное согласование проведения мероприятия было выпущено московским правительством только за 3 дня до концерта. А сегодня (12 мая 2012) власти Курортного района Петербурга отменили масштабный байкерский фестиваль с участием Status Quo по непонятным пока причинам. Якобы рядом с местом проведения проходит газопровод, о чем организаторам сообщали заранее. Но, спрашивается, неужели организаторы так наивны, чтобы игнорировать требования властей и пытаться "проскочить"?.. А только что СМИ предложили версию, что фестиваль отменили под влиянием авторитетных жителей этого элитного микрорайона, которые были против рева мотоциклов и громкой музыки. Возможно ли такое у нас? Ответьте на этот вопрос сами.
Где-то читал, что из-за административных барьеров и коррупции стоимость организации оупен-эйра в России выше, чем в Европе примерно в 3 раза. Это правда? Если да, то есть ли смысл в их проведении? Они вообще окупаются?
Такой статистики не существует. Главная беда организаторов наших фестивалей - если у тебя нет серьезной административной поддержки, ты играешь в русскую рулетку. Если ты не заинтересовал собой власть, твои профессиональные заслуги не стоят и гроша. Можно быть лучшим промоутером на Земле, но глава администрации Ивановского района Кемеровской области, на территории которого ты проводишь свой фестиваль, знает лучше, как и где тебе провести фестиваль. И дело вовсе не в коррупции - просто за долгие годы у нас в стране так и не сложилась культура проведения качественных оупен-эйров.
Как сделать их качественными и прибыльными? Рецепт прост - нужна синергия в работе организаторов, властей и спонсоров. Первые должны создавать рецепт успешного массового продукта, вторые - не препятствовать их работе, третьи - вкладываться в перспективу. Ведь фестиваль не может быть успешным сразу - ему нужно три-четыре года для роста. Хороший пример роста фестиваля – "Рок над Волгой". Фестиваль был создан в 2009 году как частная инициатива и сразу получил поддержку правительства Самарской области. Это дало нам землю, дороги, свет, воду, отсутствие препон в согласовании наших инициатив. Впервые власти были открыты и заинтересованы в нашем проекте. В результате уже первый год фестиваля создал ему имя. В 2010-м нас уже снимал Первый канал, в двери стучались спонсоры, мы расширяли границы. Третий год фестиваля дал рекорд посещаемости - 252 000 человек - и рост спонсорских инвестиций. Мы рассчитываем, что в 2012-м до половины бюджета будет покрыто спонсорами. Поэтому стал возможен приезд таких звезд, как Limp Bizkit и Garbage. На 2013-2014 будем ставить задачу выхода на самоокупаемость.
Какие из ныне существующих фестивалей (в Европе, США) для Вас являются образцовыми в плане лайн-апа, организации, инфраструктуры?
Я не могу быть объективным, ведь для качественной оценки фестиваля нужно на нем побывать. Могу говорить о тех, которые мной наиболее изучены, - это EXIT, Glastonbury, Ruisrock, Swedenrock. Скажу следующее: нам есть чему у них учиться, в первую очередь в области создания атмосферы. Именно атмосфера, местоположение и инфраструктура фестиваля определяют его популярность и срок жизни. Звезды важны, но атмосфера важнее.
Что вы думаете на счет ценовой политики для фестивалей? Будут ли цены на билеты снижаться или наоборот рости? Многие западные исполнители были возмущены узнав стоимость билетов на концерты в России. В той же Франции билет на оупен-эйр Рок на Сене на который в этом году заявлены Green day обходится в 49€ то есть около 2000 р. Билет же на Максидром обходится фанатам Linkin park почти в 2 раза дороже.
Западные исполнители не могут быть возмущены. Это они формируют стоимость билетов. Точнее размер их гонораров формирует стоимость билетов. Чем выше гонорар, тем дороже билеты. Переговоры с артистом всегда включают в себя согласование стоимости билета. И не соглашусь с вами о завышении цен у нас - по моей информации, билет на Linkin Park в Москве можно было купить за 1800 рублей, а в Петербурге цены у нас начинались с 1600. Другое дело, что в России зачастую завышены цены на VIP-категории. Но и это обусловлено спросом.
Здравствуйтн. Можете сравнить фестивали 10летней давности и те, которые проходят в России сейчас. Пройдитесь поподробнее, спасибо.
Мы стремимся развивать инфраструктуру фестивалей, перенимать опыт крупных европейских мероприятий. Так, в этом году мы как организаторы самого посещаемого фестиваля в Европе "Рок над Волгой" начали сотрудничество с другим мощным европейским фестивалем EXIT. Представители EXIT приезжали в Самару для обмена мнениями. Мы настроены на плодотворное и длительное сотрудничество. Будем совершенствовать системы безопасности, технические возможности шоу. Взаимодействие такого рода происходит на территории России впервые и даст толчок к развитию фестивального движения.
Уважаемый, Михаил!
Слышал, что у многих промоутеров возникли проблемы с привозом зарубежных артистов в связи с новыми требованиями гос.органов, которые требуют от артистов рабочих виз/разрешений на работу. Решена ли эта проблема?
Проблема может быть решена только законодательно. К сожалению, текущее законодательство приравнивает зарубежных артистов к рабочей силе из ближнего зарубежья и требует получения аналогичных разрешений на въезд и работу. Это нелепо и унизительно для людей, несущих культурную миссию. Тем более, что большинство музыкантов и их персонал постоянно находятся в туре по миру, что существенно затрудняет получение требуемых документов. Должен быть создан особый тип "культурной визы", позволяющей артистам беспрепятственно въезжать в страну.
Михаил, в этом году в Россию едет безумное количество западных артистов! Откуда такой бум? В чем выгода - ведь это большая конкуренция? У зрителя объективно появился выбор - либо остаться в пыльной Москве и пойти на крутого артиста - но регионы не доедут, либо убить двух зайцев сразу - отдохнуть с друзьями на море и посмотреть на легенд и громких хедлайнеров на Кубана, либо по старинке отправиться в поле или к реке на рок...
Действительно, количество концертов иностранных артистов растет каждый год. С некоторых пор концерты стали основным источником дохода для артистов. Если раньше артист выходил в тур с целью поддержки продаж своего нового альбома, то сейчас продажа альбомов не принесет достаток, все решает интернет. Остается "чес", как раньше в шутку называли гастроли. Сегодня Москва и Петербург ни в чем не уступают Лондону и Амстердаму в готовности принять шоу высокого уровня. 20 июля мы организуем в Петербурге концерт Red Hot Chili Peppers на фестивале Tuborg Greenfest. Это будет полноценное шоу в рамках мирового тура группы. Привоз артиста такого уровня пока возможен в такие крупные города, как Москва и Петербург. Это связано во многом и с окупаемостью - на RHCP мы намерены продать 30 000 билетов.
Ув. Михаил, почему к нам не возят, людей класса Билли Коргана или Франса Трейхера The Young Gods, а возят с натяжкой "попсарей" - финансово выгодно? Гарантированно соберут? Вспоминая прошлое, хотелось бы заметить, что einsturzende neubauten, на концерте у м. Домодедовская, собрал нехилую толпу, хотя музыка Баргельда на любителя. Так вот собственно вопрос, фесты-фестами, но по-чему к нам не возить, действительно интересные проекты, у нас поверьте народ уже весьма подкованный в музыке.
Народ у нас всегда был весьма подкованный в музыке:). Часто сам артист не хочет к нам ехать. Поэтому и не пели у нас пока Том Йорк и Том Уэйтс. Причины разные - но в большинстве своем Россию все также рассматривают как страну, где ущемляются права человека, процветает коррупция, нарушаются экологические нормы и так далее... Для многих артистов общественная позиция важнее денег, которые предлагает наш рынок. Хотя я лично считаю, что игнорировать не значит помогать. Если тебе что-то не нравится - заяви об этом открыто и дай толчок к развитию темы.
Добрый вечер, Михаил! Насколько реально в России проведение крупномасштабных фестивалей рок-музыки вроде Wacken open air, Rock am ring, Saimaa open air и т.п.? И что этому мешает? Спасибо:)
Это будет реально, когда а) у нас вырастет поколение festival goers, сейчас желающих прожить в палатке уикенд и готовых потратить на это 100-200 евро, что категорически мало для окупаемости серьезного фестиваля; b) спонсоры начнут воспринимать фестивали как инвестицию в будущее; c) у нас будет нормальная инфраструктура и взаимодействие с властями на местах.
Добрый день! Хотелось бы задать вопрос, который очень давно меня интересует. Почему в России нет ни одного фестиваля, посвященного исключительно тяжелой музыке, подобного Wacken Open Air, Tuska Open Air или украинскому Carpathian Alliance Festival? Мне кажется, что в нашей стране есть необходимый спрос на такую музыку, к тому же успех на международной арене такой отечественной команды как Аркона показывает, что и наши исполнители играют качественную и интересную музыку в этом жанре.
Согласен с вами. Такой фестиваль должен быть и в России. Но проблема остается все той же - выжить в первые годы практически нереально, поэтому для создания таких фестивалей нужны энтузиасты и меценаты.
Добрый день, Михаил.
1. Как вы считаете, есть ли будущее в России у независимых и абсолютно бесплатных музыкальных фестивалей вроде Пустых Холмов и Космофеста, которые делаются волонтёрами?
2. Некоторые популярные музыкальные мероприятия проходят под спонсорством и флагом отдельных пивных компаний. Хорошо ли это для имиджа подобных мероприятий в целом?
Михаил, хотелось бы услыщать Ваше мнение о фестивале ХОРОШЕЙ музыки "Пустые Холмы" www.holmi.ru ?
Знаете ли Вы о фестивале "Пустые холмы" и как к нему относитесь?
Я имею в виду принцип организации и команды, которые на него приезжают.
1. Не так много знаю об этих фестивалях, но посещаемость удивляет. Как и любой волонтерский проект, фестиваль будет жить, пока есть силы и энтузиазм у организаторов. Людям нужны независимые проекты, и еще - в мире современных технологий это редкая возможность для молодых команд показать себя.
2. Это общемировая тенденция. Все крупнейшие фестивали проходят при поддержке пивных брендов. Пивные компании и мобильные операторы наиболее активны в этом сегменте рынка.
Стоит ли, с этической точки зрения, устраивать концерты с рекламой пива? Не лучше ли рекламировать что-нибудь здоровое - соки, например? Я понимаю - бизнес есть бизнес, но вы же можете выбирать бизнес-партнеров?
Поверьте, мы бы с радостью работали с соком Rich или "Фрутоняней", если бы подобные бренды были заинтересованы в поддержке рок-фестивалей. Скажу вам при этом, что не вижу ничего предосудительного в рекламе пива на фестивалях. Мне кажется, что засилие телевизионной рекламы пенного продукта наносит гораздо больший вред. На фестивале же можно стремиться добиться другого - развития культуры потребления пива, над этим должны работать пивоваренные компании, если их интересует лояльное отношение со стороны общественности и властей.
Алкоголь на фестивалях может стать проблемой, т.к. люди могут себя неадекватно вести под его влиянием (драки, например).
Как сделать так, чтобы никто не принес с собой алкоголь? Не стоит ли устраивать рейды? Т.к. фестиваль по факту становится общественным местом, какая ответственность за распитие спиртного там? Как организаторы могут помочь полиции присекать распитие спиртного?
Собираетесь еще жестче ограничивать алкоголь на фестивалях? ведь главное на фестивале музыка, а не алкоголь. И вообще нужно пропагандировать здоровый образ жизни!
Крепкий алкоголь несовместим с культурой фестивалей. Мы всегда стремимся обеспечить максимальную защиту.
Почему на ваш взгляд организаторы фестивалей так яростно борются с алкоголем на фестивалях, при этом понимая что именно чтобы "побухать и оторваться" и приезжает туда молодёжь?
Ну вы даете. А музыку слушать уже не надо?..
Михаил, добрый день. 1. Планируете ли вы развиваться в сторону, например, ночных концертов/мероприятий/фестивалей с хедлайнерами из мира электронной музыки.
2. Насколько вы активны в соцсетях и насколько соцсети помогают развитию вашего бизнеса? 3. в петербурге открывается ряд новых крупных площадок, что вы знаете об этом и какие прогнозы
1. В принадлежащем нам клубе "Космонавт" в Петербурге проходят ночные мероприятия и электронные проекты, выступали такие звезды, как Paul Van Dyk, Example, Shannon Leto. Но для NCA как концертного промоутера ночные ивенты не столь интересны, это особая область, где достаточно грамотных и профессиональных организаторов.
2. NCA менее года назад запустил структуру под названием "Клуб друзей NCA" - на данном этапе это прототип будущей социальной сети для посетителей концертов. Уже сейчас пользователи (только зарегистрированных членов клуба более 50 тысяч человек) могут сами инициировать приезд того или иного артиста и принимать непосредственное участие в решении о его гастролях. К осени 2012 года это будет полноценная социальная сеть с возможностью общения, системой монетизации и разнообразными сервисами для посетителей концертов. Аналогов подобных сетей в России пока нет.
3. Я не знаю об открытии новых концертных залов в Петербурге. Слышал о строительстве клуба А2, но, по моей информации, это зал-фантом, у него нет ни четкого бизнес-проекта, ни средств на строительство, ни влиятельной поддержки. Да и окупаемость такого проекта с высокой арендой в Петербурге составит десятки лет. Похоже на авантюру. Буду удивлен, если подобная история найдет инвесторов.
Михаил, привет!
Скажите, а устраивает NCA благотворительные концерты? Какие например?
Мы не занимаемся благотворительностью как таковой. Но стараемся не быть в стороне от социальных проблем и участвуем там, где можем. Так, в июле этого года мы вместе с группой единомышленников проводим стадионный фестиваль с участием ДДТ, "Алисы", Вячеслава Бутусова. Билет на фестиваль стоит всего 300 рублей. Планируем продать 30 000 билетов и средства направить на восстановление разрушенных в советские времена куполов собора Святой Живоначальной Троицы подворья Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, полузаброшенного храма на берегу Невы.
Какой поступок должен совершить музыкант, чтобы вы его никогда не позвали?
Потерять любовь поклонников)))
Действительно ли планируется в этом году в Самаре провести "Рок над Волгой" с рекордным числом зрителей? Реально ли собрать больше 400 тыс человек?
Мы не ставим задачи бить рекорды. Когда в 2009 году на фестиваль приехало свыше 160 тысяч человек, нам казалось, что это фантастика. После 250 тысяч в 2011-м мы понимаем, что фестиваль будет расти и дальше. Полагаем, что мировые звезды Limp Bizkit и Garbage и ранее не выступавшие "Ленинград" и "Океан Эльзи", наряду с традиционным российским хедлайнером группой "Алиса", а также новое место проведения станут причиной увеличения посещаемости. Мы готовимся серьезно - почти вдвое увеличен комплект звукового оборудования, будут установлены две линии "дилеев" со светодиодными экранами, будет больше точек торговли, биотуалетов.
Планируется перевести фестиваль Рок Над Волгой на полностью коммерческий уровень? (сделать платным входной билет).
планируется ли делать "Рок над Волгой" платным?
Суть фестиваля "Рок над Волгой" - свободный вход. Пока фестиваль поддерживает Самарская область, меценаты и спонсоры, он будет бесплатным. Хотя уже сейчас бренд "Рок над Волгой" достаточно силен, чтобы запустить коммерчески успешный платный фестиваль в любой точке России.
Михаил, здравствуйте!
Расскажите, чем объясняется с каждым годом возрастающая популярность фестиваля KUBANA?
Это очевидно по количеству зрителей и соответственно качеством лайн-апа - в этом году там будут Korn, Gogol Bordello, Enter Shikari, Sunrise Avenue и масса других звёзд всех мастей.
Ведь мероприятие проходит вдали от Москвы и Питера... Тем не менее, востребованность феста среди аудитории очевидна. В условиях современной России - это скорее феномен, нежели данность.
Это прекрасное свидетельство роста регионов. Не нужно бояться проводить мероприятия вдалеке от Москвы - хорошее местоположение и атмосфера являются главным залогом успешности "Кубаны". Плюс правильно подобранный лайн-ап участников. Не могу судить о коммерческой успешности фестиваля, но рост очевиден. По хедлайнерам им, очевидно, сложно соревноваться с "Максидромом" и "Роком над Волгой", но список зарубежных участников вызывает уважение.