Не только почитать, но и посмотреть — в нашем YouTube

Экклстоун, Берни

Владелец Формулы-1

Генеральный директор компаний Formula One Management и Formula One Administration, заведующих финансовой деятельностью чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. После непродолжительной гоночной карьеры был владельцем команды Brabham с 1971 по 1987 год, являлся основателем и руководителем Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA). С 1982 года контролирует распределение доходов от телетрансляций соревнований Формулы-1 и других автоспортивных чемпионатов.

Бернард "Берни" Чарльз Экклстоун (Bernard "Bernie" Charles Ecclestone) родился 28 октября 1930 года в небольшой деревушке Саус Элмхэм Святого Петра (St. Peter South Elmham) в графстве Саффолк на востоке Англии. Когда Берни было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Бекслихит в графстве Кент, которые ныне входит Большой Лондон. Экклстоун поступил в Вулвичское политехническое училище (Woolwich Polytechnic), в то же время вместе с Фредом Комптоном (Fred Compton) организовал фирму по продаже запчастей для мотоциклов Compton & Ecclestone. Закончив училище со специальностью инженера-химика, Экклстоун решил заняться бизнесом и автогонками.

Экклстоун дебютировал в автогонках в 1949 году, выступал в местных соревнованиях Формулы-3, ему даже удалось одержать несколько побед, но в 1953 году после серьезной аварии Экклстоун решил сконцентрироваться на бизнесе. Его компания Compton & Ecclestone к тому времени была самым крупным поставщиком запчастей к мотоциклам на востоке от Лондона. В 1957 году он решил вернуться в автоспорт, став менеджером талантливого британского гонщика Формулы-1 Стюарта Льюиса-Эванса (Stuart Lewis-Evans) и купив команду Connaught, за которую тот выступал. В 1958 году Берни сам сел за руль гоночного автомобиля Формулы-1, но успеха не добился, ни разу не пройдя квалификацию. После гибели Льюиса-Эванса Экклстоун в 1968 году стал менеджером австрийского гонщика Йохана Риндта (Jochen Rindt), Но Риндт тоже погиб, разбившись на разминке гран-при Италии в 1970 году, став чемпионом мира посмертно.

В 1971 году Экклстоун приобрел команду Brabham у ее создателя - Рон Тауранака (Ron Tauranac). Под руководством Экклстоуна команда дважды занимала второе место в кубке конструкторов в 1975 и 1981 годах, пилот Нельсон Пике (Nelson Piquet) за рулем Brabham дважды становился чемпионом мира в 1981 и 1983 годах. В 1987 году Экклстоун продал Brabham, поскольку к тому времени приоритетной сферой деятельности для него был контроль над самой Формулой-1.

В качестве главы команды Brabham Экклстоун вошел в Ассоциацию конструкторов гран-при (GPCA), где познакомился с одним из основателей команды March Максом Мосли. В 1974 году Мосли и Экклстоун стали одними из главных создателей Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) - представительства гоночных команд и конкурента официального контролирующего органа чемпионата - Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), бывшей тогда самостоятельным подразделением Международной автомобильной ассоциации (FIA) и курировавшей чемпионаты мира Формулы-1, ралли, а также гонки на выносливость World Sportscar Championship. Экклостоун стал главой FOCA, а в конце 1977 года Мосли был назначен юридическим советником организации.

В 1979 году начался затяжной конфликт между FISA и FOCA, заключавшийся в переделе доходов от телетрансляций соревнований и регулирования технического регламента. В результате переговоров между FOCA и FISA, в которых Экклстоун был главным представителем FOCA, было подписано так называемое Конкордское соглашение, по которому FOCA получала все права на телетрансляцию и распределение доходов от гонок, FISA отвечала за технический регламент, а команды были обязаны участвовать во всех гонках чемпионата. Конкордское соглашение с изменениями и дополнениями действовало в Формуле-1 в 2009 году.

В 1987 году, после продажи Brabham, Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), которая сначала была подразделением FOCA, но впоследствии стала самостоятельной организацией. По соглашению FOPA, 47 процентов доходов от телетрансляций соревнований распределялись между командами, 30 процентов получала FIA, а 23 процента получала сама FOPA. Кроме того FOPA выделяла деньги на призы командам и гонщикам. Пресса писала, что руководя FOCA, Экклстоун смог добиться современной популярности Формулы-1.

В 1993 году Экклстоун стал вице-президентом FIA. В 1995 году вместо FOPA была создана группа компаний Formula One Group, в которую вошла управляющая компания Formula One Management (FOM), а также Formula One Administration (FOA), которой были переданы все коммерческие права на Формулу-1, и Formula One Licensing BV, которая получила права на логотип и другие атрибуты этих соревнований. Экклстоун стал генеральным директором FOM и FOA, оставив за собой контроль над компанией SLEC Holdings, которая владела акциями Formula One Group.

В 2004 году начался корпоративный спор о контроле над Formula One Group: более 50 процентов акции компании получила Alpha Prema, ходили слухи о том, что Экклстоун будет уволен с поста генерального директора FOM и FOA, однако он сохранил свои должности, несмотря на критику его деятельности на посту фактического руководителя Формулы-1.

Берни Экклстоун был женат трижды. Со своей второй супругой, бывшей фотомоделью Славикой Родич (Slavica Rodic) он развелся в марте 2009 года. У Экклстоуна есть дочь от первого брака и две дочери от второго. В 2009 году состояние Экклстоуна оценивалось в 1,466 миллиарда фунтов стерлингов. В августе 2012 года Экклстоун женился на Фабиане Флоси, которая занимала должность вице-президента по маркетингу Формулы-1.

Полная версия справки (26 кб.)