Мосли, Макс

Бывший президент Международной автомобильной ассоциации (FIA)

С 1993 по 2009 год был президентом международной автомобильной ассоциации (FIA), отвечающей за организацию и технический регламент чемпионатов мира по Формуле-1 и ралли. Выступал в европейском чемпионате Формулы-2 в 1967-1968 годах. Был одним из основателей и владельцев компании и команды Формулы-1 March с 1969 по 1977 год. Являлся юридическим консультантом FOCA с 1977 по 1982 год.

Макс Руфус Мосли (Max Rufus Mosley) родился 13 апреля 1940 года в Лондоне. Его отец, сэр Освальд Эрнальд Мосли (Oswald Ernald Mosley), был известным британским политиком: в 1920-х годах он был членом палаты общин, а в 1932 году стал вождем Британского союза фашистов (British Union of Fascists). Матерью Макса была Диана Митфорд, британская аристократка. Вскоре после рождения Макса Мосли его родители были интернированы в 1940 году вместе с другими британскими фашистами и были выпущены из тюрьмы только 16 ноября 1943 года. Макс Мосли воспитывался дома и получал домашнее образование - из-за политических воззрений отца Макса не хотели принимать ни в одну британскую школу.

Мосли поступил в Оксфордский университет, где обучался в престижном колледже Крайст Черч (Christ Church). Закончил он его в 1961 году, получив степень бакалавра по физике. Затем Мосли решил стать адвокатом и поступил в Грейз Инн (Gray's Inn), специальное учебное заведение для подготовки юристов. Окончив его, Мосли вошел в коллегию адвокатов и до 1969 года занимался патентным законодательством. Макс Мосли с детства придерживался тех же политических взглядов, что и его родители и участвовал в деятельности "Союзного движения" (Union Movement), партии, основанной после войны Освальдом Мосли. Однако затем из-за дальнейшей маргинализации партии решил сосредоточится на юридической карьере.

В 1960 году Макс Мосли обвенчался с Джин Тэйлор (Jean Taylor), соратницей по "Союзному движению", они вместе учились в Оксфорде. Летом 1961 года Джин подарили два билета на автогонку на трассе Сильверстоуне. Мосли очень понравились автомобильные соревнования. Юридическая практика давала ему хороший доход и позволила сесть за роль гоночного автомобиля. В 1966-1967 годах Мосли провел в общей сложности 40 гонок в британском чемпионате. В 1968-1969 годах Мосли ездил в Формуле-2 (Ф-2), но не смог набрать ни одного очка, хотя на некоторых этапах на равных соревновался даже с чемпионом Формулы-1 (Ф-1) Грэхэмом Хиллом (Graham Hill). После того как на соревновании Формулы-2 погиб чемпион Ф-1 Джим Кларк (Jim Clark) и несколько раз в аварии попадал сам Мосли, он решил оставить карьеру гонщика, однако из автоспорта не ушел.

В 1969 году Мосли вместе с Робином Хердом (Robin Herd), Аланом Ризом (Alan Rees) и Грэхэмом Коукером (Graham Coaker) создал фирму March Engineering по выпуску гоночных автомобилей. Макс Мосли отвечал за финансовую политику фирмы и переговоры со спонсорами. В 1970 году March удалось продать несколько автомобилей ведущим командам чемпионата Ф-1, в том числе Тирреллу, и создать собственную заводскую команду. Команды, использовавшие шасси March, выступали успешно. В 1971 году заводская команда March снова показала хорошие результаты, хотя был заключен контракт с Alfa Romeo, поставлявшим очень плохие двигатели: пилот Ронни Петерсон смог занять второе место в чемпионате пилотов. Затем Макс Мосли решил сконцентрировать усилия на создании гоночных автомобилей для младших "формул" и уволил Алана Риза, который настаивал на развитии гоночного отделения в Формуле-1. В 1977 году Мосли продал свою долю в March.

Еще в 1971 году Макс Мосли познакомился с Берни Экклстоуном, который незадолго до этого стал владельцем команды Brabham. Они вместе состояли в Ассоциации конструкторов гран-при (GPCA) и скоро стали деловыми партнерами. В 1974 году Мосли и Экклстоун были одними из главных создателей Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) - представительства гоночных команд и конкурента официального контролирующего органа чемпионата - Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), бывшей тогда самостоятельным подразделением Международной автомобильной ассоциации (FIA) и курировавшей чемпионаты мира Формулы-1, ралли, а также гонки на выносливость World Sportscar Championship. Экклстоун стал главой FOCA, а в конце 1977 года Мосли был назначен юридическим советником организации.

В 1979 году начался затяжной конфликт между FISA и FOCA, заключавшийся в переделе доходов от телетрансляций соревнований и регулирования технического регламента. В результате переговоров между FOCA и FISA, в которых Мосли был одним из основных представителей FOCA, было подписано так называемое Конкордское соглашение, по которому FOCA получала все права на телетрансляцию и распределение доходов от гонок, FISA отвечала за технический регламент, а команды были обязаны участвовать во всех гонках чемпионата.

В 1991 году Мосли предложили занять пост главы FISA и избрали 43 голосами против 29. Через год Мосли был переизбран, а в 1993 году вместе с Экклстоуном, который тогда возглавлял компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), владевшей коммерческими правами на Формулу-1, сумел провести реформу FIA, по которой FISA упразднялась и проводились выборы нового президента. Мосли смог стать президентом FIA в 1993 году, усилив тем самым позиции Экклстоуна, продлив право FOAP на трансляцию чемпионата Формулы-1 на 100 лет.

Из-за череды аварий на автогонках Формулы-1 со смертельным исходом, в том числе гибели в 1994 году трехкратного бразильского чемпиона Айртона Сенны, Мосли занялся реформированием технического регламента соревнований. Благодаря его нововведениям гонки стали безопаснее как для пилотов, так и для зрителей. Также Мосли выступал с инициативами сделать автоспортивные соревнования более зрелищными и экологичными.

В 2008 году британская газета News of the World опубликовала на своем сайте видео, на котором Макс Мосли проводил время в публичном доме с пятью проститутками. По заявлению газеты, это была садо-мазохистская оргия с использованием нацистской символики. Мосли признал, что на этом видео снят действительно он, но отверг все обвинения в том, что у оргии был нацистский контекст, и обвинил газету во вмешательстве в личную жизнь. Мосли отказался уйти в отставку из-за скандала и впоследствии заявил, что снимет с себя полномочия после истечения их срока в 2009 году. Впрочем, о своем уходе Мосли заявил только после скандала, когда летом 2009 года команды-члены Ассоциации команд Формулы-1 (FOTA) объявили о несогласии с регламентом чемпионата в 2010 году и решили провести свой собственный чемпионат. Одним из компромиссов, достигнутых в июне 2009 года стал уход президента FIA. В октябре 2009 года его преемником стал бывший руководитель команды Ferrari Жан Тодт (Jean Todt).

Мосли живет в Монако вместе со своей женой Джин Тэйлор. У них остался один сын, Патрик Макс (Patrick Max), их старший сын, Александр Джеймс (Alexander James), погиб в 2009 году.

Полная версия справки (27 кб.)