Бекмамбетов, Тимур

Российский кинорежиссер, сценарист, продюсер

Российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, учредитель студии "Империал-фильм" (позднее - группы компаний Bazelevs) и киностудии "Таббак". Признан самым кассовым режиссером на территории бывшего СССР.

Тимур Нуруахитович Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьеве (сейчас - Атырау) Казахской ССР [33], [35], [34], [9]. Его отец Нуруахит Бекмамбетов работал в энергоуправлении "Гурьевэнерго" на руководящих должностях (по словам Тимура, был главным энергетиком Западного Казахстана [22]), мать Мира Богословская являлась заместителем редактора областной газеты "Прикаспийская коммуна", где заведовала отделом партийного строительства [34], [22].

После окончания школы Бекмамбетов в 1979 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) [33], [15], [10]. Уже в 1980 году он оставил МЭИ [35] (в преддверие Олимпиады-80 был выслан из Москвы в числе "неблагонадежных" [22]) и переехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского на факультет живописи по специальности "художник театра и кино" [33], [34]. После окончания института (по другим данным - в годы учебы [34]) Бекмамбетов работал художником в ташкентском театре "Ильхом" и на киностудии "Узбекфильм". В 1986-1987 годах он на той же киностудии в качестве художника-постановщика принимал участие в создании телефильма "Перед большой дорогой на войну" Эдуарда Хачатурова [33], [36].

В 1987-1989 годах Бекмамбетов проходил службу в рядах Советской армии - служил в артиллерийских войсках под Ашхабадом [9], [33]. Демобилизовавшись, он приехал на работу в Москву [33], где активно начал заниматься рекламой, в частности, подготовил свой первый рекламный сюжет - о банке "Кредит-Москва" [18]. Кроме того, в 1989-1990 годах Бекмамбетов совместно с французской компанией "Даттана" работал над проектом мистического фильма "Аральское море" (участвовал в качестве постановщика [26]) [35], [26], [22].

В начале 1990-х годов Бекмамбетов прославился серией рекламных роликов банка "Империал" [38] (стать режиссером этих роликов Бекмамбетову предложил возглавлявший тогда компанию "Видео Интернешнл" Михаил Лесин [23]). Впоследствии Бекмамбетов основал собственную продакшн-студию ЗАО "Империал-фильм" [3]: по разным сведениям, это произошло в 1991 году [42], в 1992-1993 годах [31], [11] или в 1995 году [32]. Студия Бекмамбетова выпустила множество рекламных роликов, снимавшихся, в частности, для банков МЕНАТЕП [15], [12], "Славянский", "Русский стандарт", Альфа-банк, РАО "Газпром" [30], продукции ОАО "КАМАЗ" (слоган "Танки грязи не боятся"), пива "Золотая Бочка" и "Efes Pilsner", шоколадных батончиков "Марс" и "Твикс" [33], кофе "Nescafe Gold" и "Milagro de Luxe", соков "Каприз" и "Я", освежающих таблеток "Рондо" [34]. Рекламные ролики Бекмамбетова были удостоены множества наград, среди которых - гран-при и приз в категории "Имиджевая реклама" на Московском международном фестивале рекламы в 1994 году за ролик "День рождения", снятого для Альфа-банка, приз за лучший блок имиджевой рекламы ("Всемирная история: Банк Империал") на фестивале Новой Европы (Словения-94), "Золотой кипарис" в номинации "Имидж" (за ролик "Александр Македонский") на II Международном фестивале рекламных фильмов "Кипарис" (Ялта-94) [7]. В 1990-е годы Бекмамбетов также активно занимался политической рекламой, например, принимал участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина "Голосуй сердцем"[14].

В 1994 году Бекмамбетов впервые выступил как сценарист и один из режиссеров картины "Пешаварский вальс" (совместно с Геннадием Каюмовым [35]). Его дебют в большом кино оценивался критиками как весьма успешный: эта картина, вышедшая в США в 2002 году под названием "Escape from Afghanistan" [39], завоевала множество наград, в числе которых были приз кинокритиков российского кинофестиваля "Кинотавр", приз жюри на кинофестивале в Сорренто и премия за лучшую режиссуру на фестивале в Карловых Варах [33]. В 1997 году Российская киноакадемия признала Бекмамбетова и Каюмова лучшими молодым режиссерами и продюсерами страны - им были вручены призы "Зеленое яблоко - золотой листок" [29], [28], [34].

Со временем студия Бекмамбетова "Империал-фильм" получила новое название Bazelevs ("Базелевс") [42]. По разным сведениям, это произошло в 1997 [11] или в 1999 году [33]; позднее она была преобразована в группу компаний Bazelevs [42].

В 1999 году Бекмамбетовым для телеканала РТР был создан восьмисерийный художественный фильм "Наши 90-е" [40], [27], [33],[16]. В 2000 году Бекмамбетов стал академиком Российской академии рекламы [12]. В дальнейшем режиссер по приглашению голливудского продюсера Роджера Кормана (Roger Corman) выступил режиссером снятого в Санкт-Петербурге приключенческого боевика "Арена/Гладиатрикс" (The Arena (Gladiatrix), 2001) - римейка фильма Джо д'Амато (Joe D'Amato) "Арена" (1974). В одной из главных женских ролей в фильме снималась певица Юлия Чичерина (ее клипы на композиции "Ту-Лу-Ла" и "Жара" также были сняты Бекмамбетовым) [26], [14], [41]. По заключению кинокритиков, картина "Гладиатрикс" успеха ни в Америке, ни в России не имела [37], [33]. Между тем, сам Бекмамбетов эти утверждения опровергал: "Говорят, фильм в Америке прошел очень успешно" [22].

В 2002 году Бекмамбетов представил зрителям документально-игровую картину "ГАЗ - русские машины. Дорога длиною в 70 лет" [26], [35]. В 2004 году на экраны вышел фантастический триллер Бекмамбетова, экранизация произведения Сергея Лукьяненко "Ночной дозор", снятый "Базелевс продакшн" и учрежденной режиссером вместе с Бахытом Килибаевым студией "Таббак" [25], [11], [16], [26]. Эта работа Бекмамбетова по итогам проката на территории СНГ стала самым кассовым фильмом года (сборы составили 15,87 миллиона долларов) [33]. Эксперты указывали, что подобный успех стал возможен благодаря массированной рекламной кампании развернутой "Первым каналом" ("без упоминания о картине не обошлись даже вечерние выпуски новостей" [25]). Особо подчеркивалось, что руководители канала - генеральный директор Константин Эрнст и заместитель генерального директора Анатолий Максимов - выступали продюсерами картины. По словам самого Бекмамбетова, сославшегося на оценки специалистов, на "раскрутку" "Ночного дозора" был потрачен миллион долларов [16], [20], [24], [15], [25]. Успешным оказалось и снятое на тех же студиях продолжение фильма, вышедшее в 2006 году под названием "Дневной дозор" (Эрнст выступил здесь не только как продюсер, но и принимал участие в написании сценария, в подборе актеров, в монтаже и озвучивании [21], [17], [19]). Тот факт, что "Дозоры" были "худо-бедно были показаны на Западе", стал первым и на тот момент и единственным прецедентом "постсоветского коммерческого фильма, который имел хотя бы какую-то зарубежную фестивальную судьбу" [15]. В 2009 году "Ночной дозор" занял последнее место в списке ста лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа, составленном британским журналом Empire [43].

Сотрудничество Бекмамбетова и Эрнста продолжилось и в дальнейшем: картина "Ирония судьбы. Продолжение" (2007) - продолжение лирической комедии Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или с легким паром!" (1975) - также оказалась весьма успешной, собрав в прокате "суммы, в несколько раз превысившие инвестиции" [13], [33], [11].

Более 330 миллионов долларов собрала снятая Бекмамбетовым для Голливуда картина "Особо опасен" (2008). Особо отмечался тот факт, что для съемок этого фильма с бюджетом в 150 миллионов долларов компания Universal Pictures впервые в своей истории пригласила российского режиссера [33], [12], [10]

В 2009 году Бекмамбетов выступил продюсером мультипликационного фильма "9" американского режиссера Шейна Экера (Shane Acker), сопродюсером которого стал Тим Бертон (Tim Burton), и кинокартины "Черная Молния" режиссеров Александра Войтинского и Дмитрия Киселева [5], [4]. В дальнейшем режиссер много и охотно рассказывал о своих планах. Так, в частности, в 2010 году Бекмамбетов говорил о своей работе над картинами "Авраам Линкольн: Охотник на вампиров", "Особо опасен 2", "20000 лье под водой", "Моби Дик", "Последний тамплиер", "Красный асфальт", "Сумеречный дозор", "Последний охотник на ведьм" и англоязычной версией "Черной молнии". В ряде проектов он, как и прежде, планировал принять участие не только как режиссер, но и как сценарист и продюсер [2]. Созданная Бекмамбетовым группа Bazelevs продолжала снимать рекламу: так, в 2010 году на 10-м профессиональном конкурсе телевизионной рекламы "25 кадр" компания получила 9 наград в 6 номинациях [42].

Бекмамбетов (в прессе упоминалось его прозвище - Бек [22]) стал самым кассовым режиссером на территории бывшего СССР [16]. Называя режиссера продуктом "новейшей российской реальности", некоторые из экспертов отмечали: хотя у Бекмамбетова "есть своя манера", это "не манера большого автора, который стремится работать на индивидуальность", а присущее одаренному рекламщику "умение адаптировать к своему языку и к своим методам работы те приемы, которые существовали в коммерческом кино" [15].

Бекмамбетов - президент учрежденного в 2010 году Международного фестиваля экшн-фильмов ASTANA. Режиссер женат, его супруга Варя Авдюшко [8] - художник кино по костюмам [1]. Супруги упоминались также как учредители благотворительного фонда помощи детям с нарушениями иммунитета "Подсолнух" [6].

Использованные материалы


[1] Ольга Лаптева. Тимур Бекмамбетов: Через сто лет кино станет большим сном, и мы будем смотреть все фильмы, которые пожелаем, во сне. — Родная газета, 01.09.2010. — № 15(288)

[2] Тимур Бекмамбетов: "Мы дадим Линкольну специфическое оружие". — Новости кино, 12.08.2010

[3] З. Крутов. Новый голливудский проект Тимура Бекмамбетова. — ЕвроСМИ, 16.03.2010

[4] Тимур с командой. Интервью с продюсером Черной молнии Тимуром Бекмамбетовым. — Фокус (Украина), 30.12.2009

[5] Анна Федина. Режиссер, продюсер Тимур Бекмамбетов: "Где находится моя "москва" - неизвестно". — Известия-Неделя, 28.08.2009

[6] Занятия волонтеров. — Фонд "Подсолнух", 21.07.2009

[7] Голливудский дозор. — Лента.Ру, 09.07.2008

[8] Тимур Бекмамбетов: Чтоб жена не ревновала, снимаю мачо. — Жизнь, 02.07.2008

[9] Лариса Малюкова. Тимур Бекмамбетов: Добро не из чего делать — только из зла. — Новая газета, 30.06.2008

[10] Страшно приятно. — Русский репортер, 26.06.2008. — №24 (54)

[11] Ольга Проскурнина. "В кино началась деглобализация", — Тимур Бекмамбетов, режиссер и продюсер. — Ведомости, 26.03.2008. — 54 (2076)

[12] Максим Холмов. Кино высоких технологий Компания Kraftway и режиссер Тимур Бекмамбетов стали стратегическими партнерами. — Российская газета, 26.02.2008. — №4597

[13] Юрий Богомолов. Ирония судьбы Константина Эрнста. — Новая газета, 28.01.2008

[14] Дмитрий Быков. Тимур Бекмамбетов. Тимур и его коммандос. — КИНО Rolling Stone, 20.01.2008. — №43

[15] Человек дня - кинорежиссер Тимур Бекмамбетов. — Радио Свобода, 21.12.2007

[16] Юрий Яроцкий. Снимают все. — Business Guide (приложение к газете "Коммерсантъ" от, 06.06.2007. — № 97(3673)

[17] Собеседник: Константин Эрнст. — Сеанс, 15.12.2006

[18] Визитка для компании Dago. — Sostav.ru, 19.04.2006

[19] Юрий Богомолов. Как важно быть Эрнстом. — GlobalRus.ru, 13.02.2006

[20] Константин Эрнст: На нашем ТВ большая скидка на рекламу российского кино. — Известия, 20.01.2006

[21] Олег Сулькин. Константин Эрнст: "Зритель хочет, чтобы ему чесали пятки". — MIGnews.com, 22.12.2005

[22] Екатерина Таранова. Тимур Бекмамбетов: "Жить нужно там, где трава зеленая". — Культура, 22.07.2004. — 28

[23] Екатерина Тарханова. Тимур Бекмамбетов: "Жить нужно там, где трава зеленая". — Культура, 22.07.2004. — №28

[24] Анна Федина. Режиссер Тимур Бекмамбетов: На раскрутку "Ночного дозора" было потрачено $1 млн. — Финансовые известия, 19.07.2004

[25] "Ночной Дозор" сделал свое дело. — Sostav.Ru, 15.07.2004

[26] Александр Гаррос, Алексей Евдокимов. Русский сериал вторгается в вампирскую Москву. — Час (Латвия), 03.01.2004. — 002 (1939)

[27] Канал "Россия". Зловещая изнанка. — Российская газета, 03.12.1999. — 240

[28] Светлана Хохрякова. Не всякое яблоко поспевает, 25.12.1997. — 50

[29] "Зеленые яблоки" успели перезреть. — Независимая газета, 23.12.1997. — 240

[30] Татьяна Плотникова. Долгами "Газпрома" займется Добрыня Никитич. — Русский телеграф, 09.12.1997. — №59

[31] Всемирная история "Империала", 06.12.1995

[32] Лина Калягина. Колечко, колечко, выйди на крылечко. — Коммерсант, 31.05.1994. — № 19 (81)

[33] Тимур Бекмамбетов. — Новости кино

[34] Бекмамбетов Bekmambetov. — Allpersons.name

[35] Бекмамбетов Тимур. — ЦентрАзия

[36] Художественные фильмы. "Перед большой дорогой на войну". — ТПО "Сорюзтелефильм"

[37] Арена / Гладиатрикс. — Фильмы ужасов, редкое и культовое кино (DVDcult.ru)

[38] "В ближайшие несколько лет в России снова откроются тысячи новых кинозалов". — Киноимперия

[39] Escape from Afghanistan (Video 2002). — IMDb.com

[40] Наши 90-е. — Ruskino.ru

[41] Чичерина - Дискография (2000-2007). — tfile.ru

[42] Группа Компаний Вazelevs (Базелевс). — Вazelevs

[43] The 100 Best Films Of World Cinema. — Empire

Военнослужащие армии КазахстанаПрофилактика хаоса
Каковы цели российского военного планирования в Центральной Азии
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
Отборные кадры
Как в России подыскивают присяжных для суда
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
Скука, тестостерон и дешевый бензин
В чем смысл «арабского дрифта» и зачем его легализовали
Я вас не слышу
Чего не хватает новому Chevrolet Camaro: первый тест
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Северный олень
Сохранил ли новый Mitsubishi Pajero Sport свою суровость и страшно ли на нем заезжать в глушь
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон