Фейзал Абдул Рауф

Имам мечети Аль-Фара в Нью-Йорке

Известный мусульманский деятель США. Имам мечети Аль-Фара в Нью-Йорке, лидер Американского общества мусульманского прогресса и организации "Кордовская инициатива", выступающих за межрелигиозный диалог. Был инициатором строительства исламского центра рядом с местом исламистских террористических актов 11 сентября 2001 года.

Фейзал Абдул Рауф (Feisal Abdul Rauf) родился в 1948 году [46], [22], [12].

Мухаммад Абдул Рауф (Muhammad Abdul Rauf; 1917-2004), отец Фейзала, был известным мусульманским деятелем, имевшим степени Кэмбриджского университета (Cambridge University) и Лондонского университета (University of London) [23], [5]. Долгие годы он преподавал в египетском университете Аль-Азхар, но в 1948 году перебрался в Кувейт, где и родился Фейзал [25]. В дальнейшем он также основал ряд мусульманских учреждений в Малайзии, а в 1983 году стал первым ректором Международного исламского университета Малайзии (International Islamic University of Malaysia) [30], [25], [5]. Отдельные критические источники утверждают, что Мухаммад Абдул Рауф участвовал в деятельности известной исламистской организации "Братья-мусульмане" [22].

Школьное образование Фейзал получил в Великобритании, где он провел пять лет, и в Малайзии, где он прожил десять лет (с 1955 года) [46], [47], [25], [35], [16].

В 1965 году отец Фейзала вместе с детьми переехал в Нью-Йорк с целью открыть там исламский культурный центр (строительство которого, впрочем, началось только в 1980-е годы [45]) [25], [23], [5]. Фейзал учился физике в нью-йоркском Колумбийском университете (Columbia University), где он в 1968 году получил степень бакалавра [25], [46], [47], [16], [7], [6], [5]. Когда Фейзалу было двадцать лет, его мать и две его сестры вернулись в Египет, оставив в США его самого, его отца и брата [27]. В этот период Фейзал увлекся суфизмом, одним из мистических направлений ислама [23], [5], тогда же он помогал своему отцу налаживать связи между мусульманской общиной с одной стороны и иудейской и христианской общинами с другой стороны - на фоне явного ухудшения отношений после арабо-израильской войны 1967 года [6].

В 1971 году семья Мухаммада Абдула Рауфа переехала в Вашингтон, столицу США, где он создал исламский центр [25] (по другим сведениям Мухаммад Абдул Рауф руководил исламским центром в Вашингтоне с 1970 года по 1980 год [30]). Сам Фейзал после Колумбийского университета продолжил обучение в Стивенсовском технологическом институте (Stevens Institute of Technology) в городе Хобокен (штат Нью-Джерси), где он получил магистерскую степень за работу по физике плазмы [36], [25], [46], [47]. В дальнейшем Фейзал преподавал в государственных школах, в частности, он проводил дополнительные занятия по чтению в Гарлеме, участвовал в создании некоей небольшой компании (продавал промышленные фильтры в Нью-Джерси) и занимался инвестициями в недвижимость [35], [36], [16], [23]. В 1980 году он получил гражданство США [36].

В 1983 году известный турецкий мусульманский деятель, один из лидеров суфизма, Шейх Музаффер Озак (Sheikh Muzaffer Ozak) обратился к Фейзалу Абдулу Рауфу с предложением стать имамом новой суфийской мечети Аль-Фара (Masjid Al-Farah) в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке, и тот немедленно согласился [35], [36], [23].

Начиная с 1990-х годов имам Фейзал Абдул Рауф упоминался в прессе как активный сторонник межрелигиозного общения. Так, в 1995 году он участвовал в четырехдневной встрече представителей христианства, иудаизма, буддизма, индуизма и ислама, приуроченной к празднованию Дня благодарения [44], в 1999 году выступал во время совместного еврейско-арабского мероприятия "седер детей Авраама, Агарь и Сары" в одной из синагог Манхэттена [43]. Известно также, что в 1990-е годы имам Фейзал участвовал в поездке по Морокко и Испании вместе с иудейским раввином и католическим пастором [5].

В 1997 году имам Фейзал основал американскую суфийскую ассоциацию - Американское общество мусульманского прогресса (American Society for Muslim Advancement; ASMA), задачей которого ставилось налаживание отношений между мусульманами и немусульманами через участие в академических, политических и культурных программах [46], [47], [27], [23]. Помимо специальных межрелигиозных программ, ASMA в дальнейшем спонсировало ряд конференций, в том числе по правам женщин [23].

По собственному признанию имама Фейзала, его жизнь значительно переменилась после 11 сентября 2001 года, когда в США в результате терактов, организованных исламистской организацией "Аль-Каеда", погибли почти три тысячи человек. Как утверждал Фейзал, если ранее он был лишь мусульманским учителем, преподававшим теологические, духовные и юридические аспекты ислама, после терактов он оказался вынужден выступать с мусульманской точки зрения, общаясь с представителями других религий, "на радиостанциях, в церквях и синагогах" [23]. В первых выступлениях после событий 11 сентября имам осуждал террористов, заявляя, что фанатизм и терроризм никак не связаны с исламом [42]; в то же время он отмечал, что теракты имели политическую подоплеку, которая в глазах многих мусульман могла привязываться к исламу в силу особенностей мусульманской культуры [41].

В 2003 году Фейзал Абдул Рауф принял участие в создании организации "Национальная межрелигиозная инициатива за мир на Ближнем Востоке" (National Interreligious Leadership Initiative for Peace in the Middle East), в которую вошли представители большей части основных направлений ислама, христианства и иудаизма [38], [46]. В том же году имам создал и возглавил проект "Кордовская инициатива" (Cordoba Initiative), направленный на улучшение отношений мусульманского мира и Запада [39], [27], [16], [46], [47], [23]. Со временем "Кордовская инициатива" получила представительства в Нью-Йорке и в Малайзии [27].

В июне 2004 года имам Фейзал вместе с представителями американских пресвитериан, католиков и иудеев снялся в ролике, в котором религиозные деятели выражали сожаление по поводу издевательств военнослужащих Армии США над узниками иракской тюрьмы Абу-Грейб и который был показан по двум крупным арабским телеканалам [33], [34], [32]. В том же году при активной организации Фейзала Абдула Рауфа была организована встреча 125 молодых мусульманских деятелей, в результате которой возникла организация "Мусульманские лидеры завтрашнего дня" (Muslim Leaders of Tomorrow) [31], [25]. В прессе отмечалось, что в число участников организации вошли как либеральные мусульманские деятели, так и представители мусульманского исламизма [25].

В 2000-х годах Фейзал Абдул Рауф также активно преподавал. В 2002 году имам начал читать курсы по исламу в нью-йоркском обществе Чатауква (Chautauqua Institution), где создал организацию "Мусульманские друзья Чатауквы" (Muslim Friends of Chautauqua) [25], [46], еще ранее он начал преподавать в нью-йоркском Центре религиозных исследований при церкви Святого Варфоломея [40], [46]. В конце 2000-х годов Фейзал также выступал с лекциями в нью-йоркском Колледже Святого Джозефа (St. Joseph's College) [26], где он числился как адъюнкт-профессор (associate professor) исламских исследований [16]. Кроме того, он участвовал во встречах консультантов, проходящих под эгидой Всемирного экономического форума [29], [46], [47].

В 2008 году имам Фейзал в составе большой группы политиков и общественных деятелей, включавшей, в частности, бывшего государственного секретаря США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), стал автором доклада "Смена курса: Новое направление отношений США с мусульманским миром" (Changing Course: A New Direction for U.S. Relations with the Muslim World), в котором отрицательно оценивалась провозглашенная после терактов 2001 года президентом Джорджем Бушем "война против террора" и содержались призывы к исправлению отношений США и мусульманских стран [28], [8].

В июне 2009 года компания SoHo Properties приобрела для "Кордовской инициативы" территорию в Манхэттене рядом с Grand Zero, местом, где находились башни Всемирного торгового центра, уничтоженные терактами 11 сентября 2001 года. На купленном месте по замыслу "Кордовской инициативы" должен был быть построен исламский центр "Кордовский дом" (Cordoba House), включавший пятнадцать этажей (из которых два должны были быть подземными), на которых по плану должны были располагаться, в частности, конференц-зал, бассейн, выставочный зал, книжный магазин и мечеть [13], [16], [23]. Создание центра потребовало бы около ста миллионов долларов [25].

Фейзал Абдул Рауф заявлял, что "Кордовский дом станет местом, в котором люди, независимо от их убеждений увидят центр изучения, искусства и культуры - и, что наиболее важно - центр, в котором будут действовать исламские ценности в их самом чистом виде - сопереживание, великодушие и уважение по отношению ко всем" [12]. Более того, имам подчеркивал, что центр станет своего рода мемориалом памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года и будет открыт не только для мусульман и станет местом для молитвы представителей разных религий [12], [14].

В то же время большой интерес прессы вызвал вопрос о финансировании покупки территории, обошедшейся "Кордовской инициативе" в 4,85 миллиона долларов [13]. По утверждению имама Фейзала, эти деньги были собраны на пожертвования нью-йоркских мусульман, однако согласно некоторым источникам, часть денег была переведена из Катара [25]. Кроме того, по заявлениям представителей SoHo Properties в действительности Фейзал Абдул Рауф должен был стать лишь одним из двадцати двух членов совета директоров Кордовского дома и руководить только одним из множества проектов в центре [12].

После обнародования идеи проекта "Кордовский дом" весной 2010 года в американском обществе возникли споры касательно этической допустимости "строительства мечети около Grand Zero" [24], [12], [21]. Согласно опросам общественного мнения, более половины жителей Нью-Йорка высказались против появления мечети [18], [7], [6], хотя большинство жителей самого района Манхэттен относились к проекту более умеренно [6]. Некоторые политики - такие, как Сара Пэйлин - расценили идею появления Кордовского дома как провокацию [15], [14]. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, однако, не стал возражать против строительства центра, заявив, что "если кто-либо строит религиозный дом для молитвы, они должны это делать, а нас не должен волновать вопрос того, какие религии имеют на это право, а какие нет" [12], [18], [13]. Кроме того, 26 мая 2010 года план строительства Кордовского дома был одобрен Общественным советом Нью-Йорка [20].

Между тем, в мае 2010 года в прессе появились также сообщения о том, что проект строительства Кордовского дома вовсе не подкреплен финансами [23]. В то же время летом того же года сам Фейзал Абдул Рауф допускал возможность привлечения средств из арабских стран [11].

В июле 2010 года проект "Кордовском дом" был переименован в "Park51" по адресу предполагавшегося центра. Указывалось, что новое название в большей степени фокусирует внимание на общественных задачах проекта, чем на религиозных [17].

На фоне непрекращающихся споров о строительстве Park51 14 августа 2010 года президент США Барак Обама выступил в поддержку права мусульманской общины на строительство исламского центра в Манхэттене при условии, что это строительство соответствует законодательству [9]. В этом же месяце имам Фейзал совершил тур по ряду арабских стран, причем по заявлению Государственного департамента США, имам представлял американское государство, а цель поездки заключалась в том, чтобы улучшить понимание США в арабских обществах [11].

В январе 2011 года руководство проекта Park51 неожиданно объявило, что с этих пор имам Фейзал не имел более права говорить от имени проекта и собирать на него деньги [3], [4]. Впоследствии Фейзал Абдул Рауф объяснил это тем, что главный инвестор проекта Шариф эль-Гамаль (Sharif El-Gamal) выступил против его идеи использования Park51 как места встречи представителей разных религий и настоял на строительстве "мегамечети" [2]. Исламский центр официально открылся 22 сентября 2011 года без участия Фейзала [1].

Источники 2000-х годов именовали Фейзала Абдула Рауфа одним из лидеров в борьбе за религиозный плюрализм и интеграцию ислама в современное общество [46]. При этом имам считал, что государство должно вписываться в нормы шариата - мусульманского права [19], но утверждал, что американская политическая система укладывается в законы шариата, поскольку она обеспечивает данные Богом законы [25], [10]. С 2006 года "Кордовская инициатива", в частности, сотрудничала с организацией Gallup, занимающейся статистикой, а также группой суннитских и шиитских ученых с целью исследовать возможность измерения "исламичности" государства [25], [5]. Относительно терактов 11 сентября 2001 года Фейзал Абдул Рауф отмечал, что они явились ответом на американскую внешнюю политику и что их организатор Осама бин Ладен фактически "был сотворен в США" [25], [21]; впрочем, Фейзала подчеркивал, что говорил о вооружении исламистов американскими спецслужбами во время войны в Афганистане в 1980-е годы, и, кроме того, просил не считать это оправданием терактов [35]. При этом имам Фейзал выступал и с призывом понять точку зрения терроризма, подчеркивая, что исламский метод борьбы не связан с убийством невинных гражданских лиц [37], [25], [22].

Имам Фейзал является автором трех книг: "Islam: A Search for Meaning", "Islam: A Sacred Law (what every Muslim should know about the Shariah)" и "What's Right With Islam: A New Vision for Muslims and the West" [46], [47].

Фейзал Абдул Рауф владеет арабским, английским и малайским языками [47]. Среди его хобби отмечается приготовление пищи [23]. Его семья владеет квартирой в Нью-Йорке, домом в городке Норт-Берген (штат Нью-Джерси) и жилым имуществом в Малайзии [23], [27].

Имам Фейзал женился дважды. Первая его жена родилась в США [5], от этого брака у имама двое дочерей-близнецов [23] (по другим сведениям - всего трое детей [5]). В 1996 году имам Фейзал женился во второй раз на уроженке Кашмира Дэйси Хан (Daisy Khan), которую он встретил в своей мечети [36], [23], [5]. Дэйси Хан до 2005 года работала дизайнером по интерьеру, а затем стала одним из руководителей ASMA [25], [48]. В 2004 году сообщалось, что у имама Фейзала были сестры Айша (Aisha) и Салва (Salwa) и брат Айман (Ayman); еще один его брат Али (Ali) скончался в 1993 году [30].

Использованные материалы


[1] Mike Jaccarino. 'Ground Zero mosque' opens with no protests as art exhibit of world's kids goes on display. — New York Daily News, 22.09.2011

[2] Jay Tokasz. Cleric open to new site for Islamic center. — The Buffalo News, 29.01.2011

[3] Carl Campanile. Mosque sheik-up. — New York Post, 15.01.2011

[4] Samuel Goldsmith. Imam Feisal Abdul Rauf out as leader of planned mosque near Ground Zero: officials. — New York Daily News, 14.01.2011

[5] Anne Barnard. For Imam in Muslim Center Furor, a Hard Balancing Act. — The New York Times, 21.08.2010

[6] Rosemary R. Hicks. Whose hallowed?: Ground Zero, mosques, and American questions. — The Washington Post, 18.08.2010

[7] Winthrop Quigley. Religious Freedom a Key Value. — Albuquerque Journal, 17.08.2010

[8] Thos Payne. Who Is Feisal Abdul Rauf? — My Auburn Journal, 17.08.2010

[9] Obama backs controversial New York mosque project. — Reuters, 14.08.2010

[10] T.K.. Hannity falsely claims Imam Rauf wants to "shred our Constitution". — Media Matters for America, 13.08.2010

[11] An odd envoy. — New York Post, 10.08.2010

[12] Nina Shea. Ground Zero Mosque: Who's in Charge? — National Review Online, 09.08.2010

[13] Controversy surrounding mosque near Ground Zero. — The Siasat Daily, 28.07.2010

[14] Feisal Abdul Rauf. Center an attempt to prevent the next 9/11. — The Washington Post, 21.07.2010

[15] Palin: Muslim facility near Ground Zero an 'unnecessary provocation. — CNN, 20.07.2010

[16] Zakir Hussain. Imam with a mission. — The Straits Times, 16.07.2010

[17] Samuel Goldsmith. New Name Doesn't 'Mosque' Their IRE. Tense Hearing on 'Park51' near Ground Zero. — New York Daily News, 14.07.2010

[18] Joseph Picard. Mosque near Ground Zero a bad idea, poll says. — International Business Times, 01.07.2010

[19] Walid Shoebat. Ground Zero Imam: 'I Don’t Believe in Religious Dialogue'. — Pajamas Media, 27.05.2010

[20] Megan K. Scott. NYC community board OKs ground zero mosque plans. — The Associated Press, 26.05.2010

[21] Shmuley Boteach. Is a giant mosque at Ground Zero justified? — The Jerusalem Post, 18.05.2010

[22] Gadi Adelman. Exclusive: The Apple Doesn’t Fall Far... — Family Security Matters, 17.05.2010

[23] Isabel Vincent, Melissa Klein, Tom Topousis. Short on Allah dollars. — New York Post, 16.05.2010

[24] Sebastian Smith. Anger, hope meet Ground Zero mosque plan. — Agence France-Presse, 16.05.2010

[25] Alyssa A. Lappen. The Ground Zero Mosque Developer: Muslim Brotherhood Roots, Radical Dreams. — Pajamas Media, 14.05.2010

[26] SJC Welcomes Egyptian-American Activist Imam Feisal Abdul Rauf. — St. Joseph’s College (sjcny.edu), 02.11.2009

[27] Courtney Boyd Myers. High Five With Imam Feisal Abdul Rauf. — Forbes, 28.10.2009

[28] Bipartisan Group of U.S. Leaders Calls for 'Changed Course' in Relations With the Muslim World. — PR Newswire, 24.09.2008

[29] The World Economic Forum to hold the Arab Business Council Annual Meeting in Bahrain on 9-10 November. — Middle East Company News, 12.10.2005

[30] Salmy Hashim. Islamic Scholar Tan Sri Dr Muhammad Abdul Rauf Dies. — Bernama, 12.12.2004

[31] Franziska Castillo. U.S. Muslims talk civil rights, women. — The Journal News (White Plains, NY), 21.11.2004

[32] Chris Hedges. A Muslim in the Middle Hopes Against Hope. — The New York Times, 23.06.2004

[33] Liz Sidoti. Religious Group to Condemn Abuse in TV Ad. — The Associated Press, 11.06.2004

[34] Mark Glassman. U.S. Religious Figures Offer Abuse Apology on Arab TV. — The New York Times, 11.06.2004

[35] Carol Eisenberg. Man in the middle. — Newsday, 08.06.2004

[36] Charles W. Bell. Imam's Write Path To Understanding. — New York Daily News, 15.05.2004

[37] Frank Walker. West Must Act To End Jihad: Imam. — The Sun-Herald, 21.03.2004

[38] Peter Steinfels. An interfaith initiative on peace in the Middle East pushes beyond platitudes. — The New York Times, 06.12.2003

[39] Megan Saunders. Carr takes initiative to counter Muslim extremists. — The Australian, 30.08.2003

[40] Interfaith Center Takes On Hot Topics Classes Give People a Chance to Learn about Different Faiths. — The Charlotte Observer, 17.11.2001

[41] Interview: Iman Feisal Abdul Rauf and Karen Armstrong discuss Islam. — Today (NBC News), 08.10.2001

[42] Mike Wallace, Ed Bradley, Steve Kroft, Morley Safer, Lesley Stahl, Andy Rooney. United States' Preparedness Against Bioterrorism; What Muslims Say About Terrorism; Duty, Honor, Challenges for Cadets; Advantages of Rail Travel. — 60 Minutes (CBS News), 01.10.2001

[43] Karen Matthews. Jews, Arabs celebrate common ground at peace seder. — The Associated Press, 05.04.1999

[44] Dan Shine. Leaders want global Thanksgiving for all faiths. — The Dallas Morning News, 11.02.1995

[45] George W. Goodman. Ground Broken For Islamic Center. — The New York Times, 28.10.1984

[46] Imam Feisal Abdul Rauf. — ASMA Society (asmasociety.org)

[47] Founder and Visionary - Imam Feisal Abdul Rauf. — Cordoba Initiative (cordobainitiative.org)

[48] Daisy Khan. — ASMA Society (asmasociety.org)