Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Соколов, Максим

Министр транспорта РФ

Министр транспорта Российской Федерации с мая 2012 года. Ранее, в 2009-2012 годах возглавлял департамент промышленности и инфраструктуры правительства РФ. В 2004-2009 годах работал в правительстве Санкт-Петербурга, до этого занимался строительным бизнесом. Кандидат экономических наук.

Максим Юрьевич Соколов родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде [6], [36]. Окончил городскую школу № 109 в 1985 году; во время учебы в старших классах являлся председателем пионерского штаба города Ленинграда и познакомился в этот период с Валентиной Матвиенко, до 1984 года занимавшей пост первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ [14], [7], [32].

Высшее образование Соколов получил в Ленинградском государственном университете на экономическом и юридическом факультетах; в 1987-1989 годах прерывал обучение для прохождения срочной службы в армии [5], [6], [36]. Сдав программу пятого курса экстерном и окончив экономический факультет университета в 1991 году, Соколов получил диплом с отличием, после чего два года работал преподавателем истории экономических учений и макроэкономики на том же факультете [7], [3], [6], [36].

C 1992 года по 1999 год Соколов являлся генеральным директором ЗАО "Росси". Начав с производства и обслуживания систем безопасности, компания со временем стала крупным концерном, специализирующимся не только на системах безопасности, но также на строительстве и международной логистике [6], [38], [40], [36]. Кроме того, по данным журнала "Эксперт", Соколов в 1990-е годы выступил учредителем сразу нескольких строительных фирм [2].

В 1999-2004 годах Соколов занимал пост генерального директора петербургской девелоперской компании ООО "Корпорация С" (ее президентом был Василий Сопромадзе) [31], [36], [6]. Спорные строительные проекты компании в центре Санкт-Петербурга, получившие негативную оценку общественности и защитников градостроительного наследия города, широко обсуждались в прессе. Так, в числе наиболее скандальных проектов "Корпорации С" назывался элитный жилой дом рядом с Михайловским замком на берегу Фонтанки (проект в прессе защищал Соколов лично) [34], [14], [29], [30], [20] и так не реализованный в итоге проект застройки на Каменностровском проспекте на месте сквера, позднее получившего имя композитора Андрея Петрова [39], [33], [28], [23].

Возглавляя "Корпорацию С", Соколов в 2003 году стал вице-президентом Ассоциации домостроителей и производителей стройматериалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области [31], [11]. Впрочем, некоторые российские СМИ, в том числе "Гудок" и "Российская газета", рассказывая об этом периоде жизни Соколова, Ассоциацию и "Корпорацию С" не упоминали, сообщая, что до 2004 года он работал в Пскове, после чего и переехал в Петербург [6], [15].

В 2004 году Соколов стал чиновником: как писали в прессе, по личному приглашению губернатора Валентины Матвиенко он занял должность председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга [2], [36], [31]. На этом посту, в частности, Соколов курировал проекты реконструкции комплекса "Новой Голландии" и Апраксина двора, строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове и Западного скоростного диаметра. Пресса писала, что последний проект позиционировался им как частно-государственное партнерство, однако в итоге "обернулся строительством платной дороги за счет бюджета" [24], [19], [26], [18], [27], [14], [21].

В 2008 году Соколов в Санкт-Петербургском государственном университете защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме "Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России" [37], [18]. В октябре 2009 году чиновник возглавил комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга и в этом качестве вошел в число членов городского правительства. В этом качестве Соколов курировал реконструкцию аэропорта "Пулково" и создание Петербургского автомобильного кластера [36], [6], [7]. Но на этом посту он проработал всего полтора месяца и в декабре 2009 года был назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, сменив ранее занимавшего эту должность Александра Мишарина. В том же месяце Соколов вошел в первую сотню лиц из списка резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента Российской Федерации Дмитрия Медведева [17], [13], [36], [6], [2], [17], [7], [35], [14], [15].

21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина, избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Дмитрия Медведева [10], [8], [9], Соколов сменил Игоря Левитина на посту министра транспорта в новом составе правительства [3], [5], [36], [6], [4]. Комментируя свое назначение, новый глава ведомства в числе своих приоритетов назвал уменьшение роли государства в деятельности транспортных компаний, развитие местных, региональных авиаперевозок, улучшение безопасности на транспортом, а также ситуации с доступом инвалидов и маломобильных групп населения к транспортной инфраструктуре [1].

По мнению журнала "Эксперт", "ни на одном из своих постов к транспорту Максим Соколов не имел никакого отношения" [2], однако "Российская газета" писала, что чиновника хорошо знают в транспортной отрасли, в частности, приводя слова в поддержку этого назначения главы РЖД Владимира Якунина [3].

В 2010 году Соколову был присвоен классный чин государственного советника РФ I класса [12]. Он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2008) [6], [22] и знаком губернатора Санкт-Петербурга "За гуманизацию петербургской школы" [6]. В 2006 году он стал лауреатом конкурса в сфере недвижимости "КАИССА" в номинации "Общественному деятелю за личный вклад в развитие рынка недвижимости Санкт-Петербурга" [25], [16].

Соколов женат, у него трое сыновей [7], [36], [2]. Среди его увлечений в прессе упоминались охота, горные лыжи и конкур [16].

Использованные материалы


[1] Татьяна Шадрина. По своей колее. — Российская газета, 23.05.2012. — № 5788 (115)

[2] Правительство второго эшелона. — Русский репортер, 23.05.2012. — № 20 (249)

[3] РГ публикует список нового состава правительства Российской Федерации. — Российская газета, 22.05.2012. — Федеральный выпуск № 5787 (114)

[4] Правительство обновилось примерно на три четверти. — ИА Росбалт, 21.05.2012

[5] Владимир Путин сменил министров транспорта и промышленности. — ATO.ru, 21.05.2012

[6] Министерство транспорта РФ возглавил Максим Соколов. — Гудок, 21.05.2012

[7] Бывший чиновник Смольного может стать министром транспорта. — Фонтанка.ру, 17.05.2012

[8] Госдума поддержала назначение Медведева премьер-министром России. — РИА Новости, 08.05.2012

[9] Путин назначил Медведева премьер-министром России. — РИА Новости, 08.05.2012

[10] В ЦИКе огласили окончательные результаты выборов президента РФ. — РИА Новости, 07.03.2012

[11] Стройкомплекс - зеркало экономики. — Российский строительный комплекс, 03.05.2011

[12] Указ Президента РФ. О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим Аппарата Правительства Российской Федерации, 14.05.2010. — № 586

[13] Александр Трифонов. Анна Пушкарская, Анна Ахмедова, Яна Карпова. На кого может рассчитывать президент. — Коммерсантъ, 22.12.2009. — № 239 (4294)

[14] Борис Вишневский. Пионер из "президентской сотни". — Новая газета, 09.12.2009. — № 137

[15] Мария Голубкова. Петербуржец назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства России. — Российская газета (rg.ru), 08.12.2009

[16] Ирина Лапеченкова. Экономика Петербурга осталась без головы. — ИА БалтИнфо, 07.12.2009

[17] Иван Сас. На все сто. — Российская газета, 19.02.2009. — № 4852

[18] Защита диссертации на Экономическом факультете. — Санкт-Петербургский государственный университет, 25.09.2008

[19] "Новая Голландия" завязла в петербургском грунте. — Коммерсантъ (Санкт-Петербург), 08.09.2008. — №160/П (3977)

[20] Татьяна Лиханова. Продать и уничтожить. — Новая газета в Санкт-Петербурге, 04.09.2008. — № 65

[21] Проект концессионного соглашения на строительство ЗСД готов. — Фонтанка.Ру, 10.06.2008

[22] Указ Президента РФ. О награждении государственными наградами Российской Федерации, 16.04.2008. — № 502

[23] Жители отстояли сквер. — Деловой Петербург, 18.01.2008

[24] Константин Тихонов. Лондон в центре Петербурга. — Петербургский дневник, 17.09.2007. — № 36 (146)

[25] Итоги Конкурса в сфере недвижимости "КАИССА-2006". — Большой сервер недвижимости (BSN.ru), 14.12.2006

[26] Проект строительства Западного скоростного диаметра выставят на концессиональный конкурс. — Балтинфо, 20.09.2006

[27] Морской пассажирский терминал построят в западной части Васильевского острова. — БалтИнфо, 14.10.2005

[28] Скверы попали под застройщиков. — Деловой Петербург, 07.04.2005

[29] Григорий Ревзин. Петербург поправил Росси. — Коммерсантъ, 06.12.2004. — № 228/П (3067)

[30] Екатерины Семыкина. Корпорация монстров. — Дело (idelo.ru), 29.11.2004

[31] Инвестиции сменили председателя. — Деловой Петербург, 28.06.2004

[32] Биография Валентины Матвиенко: комсомолка, депутатка, посол, полпред. — Тема дня, 22.09.2003

[33] Елизавета Богословская. Тактика уплотнения. — Петербургский Час пик, 05.09.2002

[34] Дмитрий Боголюбов. Инвестор восемь лет мечтал начать стройку. — Виртуальный Петербург, 24.04.2001

[35] Биография. — Официальный сайт Губернатора Свердловской области. — Версия от 07.02.2012

[36] Министр транспорта РФ. Соколов Максим Юрьевич. — Интернет-портал Правительства Российской Федерации. — Версия от 31.05.2012

[37] Максим Юрьевич Соколов. Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России. — Хранилище диссертаций РГБ. — Санкт-Петербург, 2008

[38] Структура концерна. — Концерн России. — Версия от 31.05.2012

[39] Соколов Максим Юрьевич. — Антикомпромат. — Версия от 31.05.2012

[40] История и сегодняшний день. — Концерн Росси. — Версия от 31.05.2012