Новости партнеров

Катастрофа Ту-154: Немецкие следователи не подтверждают версию российских СМИ

В четверг во второй половине дня в Брауншвейге состоялась пресс-конференция немецких и швейцарских чиновников, занимающихся расследованием столкновения Ту-154 "Башкирских авиалиний" и Боинга-757 компании DHL. Первые официальные данные получены на основе анализа записи переговоров пилотов с наземным центром управления швейцарской компании Skyguide.

Как сообщил глава немецкой службы расследования авиапроисшествий Питер Шлегель, экипаж российского самолета получил предупреждение о возможном столкновении и приказ начать снижение за 44 секунды до катастрофы. Еще через 14 секунд пилоты начали выполнять команду.

Еще 16 секунд спустя, то есть за 14 секунд до столкновения, наземные записывающие устройства зафиксировали голосовое сообщение системы TCAS (устройства автоматического предупреждения столкновений). Эксперты полагают, что оно исходило от системы Боинга, а не российского самолета, который в этот момент уже начал выполнять маневр, сообщает Associated Press.

Участники расследования пока сходятся во мнении, что катастрофа произошла из-за того, что оба самолета одновременно снизили высоту: Ту-154 - по команде диспетчеров, Боинг - либо автоматически, либо следуя рекомендациям TCAS.

В то же время, появившееся в четверг российских СМИ сообщение о том, что первыми опасность столкновения увидели российские пилоты, сообщившие об этом диспетчерам, немецкие специалисты не подтверждают. Как сообщает РИА "Новости", Шлегель заявил, что не располагает такими данными.

Согласно "российской" версии, пилоты Ту-154 предупредили наземный центр о сближении самолетов за полторы минуты до столкновения и только через полминуты получили приказ снижаться. Эта информация появилась в агентстве РИА "Новости" утром в четверг со ссылкой на "источники в комиссии по расследованию". Откуда были получены эти данные - неизвестно. Расшифровка записей бортовых самописцев к этому моменту еще не начиналась, а в записях из швейцарского наземного центра такой информации, по словам Шлегеля, не содержится.

Это уже вторая спорная версия: в день катастрофы швейцарские диспетчеры утверждали, что пытались предупредить российский экипаж за полторы минуты, но не могли добиться ответа. В связи с этим в прессе появлялись инсинуации по поводу незнания пилотами английского языка. Позже компания Skyguide признала, что ее диспетчеры действовали с грубыми нарушениями, а наземная система предупреждения столкновений была отключена. В частности, на пресс-конференции было подтверждено, что по швейцарским стандартам команда на снижение дается не позже чем за полторы минуты до момента пересечения курсов.

Более точная картина произошедшего может быть получена после изучения бортовых самописцев, которое еще не начиналось. Как передает РИА "Новости", на пресс-конференции в Брауншвейге выступил эксперт Аксель Тиль. Он сообщил, что устройства сильно повреждены, магнитная лента местами порвана и ее изучение потребует времени. Один из "черных ящиков" российского самолета оказался запасным и не содержал записей, второй будет доставлен в Брауншвейг только в пятницу утром.