Астрофизики зафиксировали самый мощный взрыв в нашей галактике

Причиной декабрьской вспышки в созвездии Стрельца (Sagittarius) ученые считают самый мощный из когда-либо наблюдавшихся в нашей галактике взрывов. Нейтронная звезда, находящаяся на расстоянии в 50 тысяч световых лет от Солнца, в течение одной десятой секунды выделила столько энергии, сколько Солнце выделяет за 100 тысяч лет. Результаты исследования катаклизма будут опубликованы в журнале Nature.

Последний космический взрыв сопоставимой силы - вспышка сверхновой 1604 года, описанная Кеплером. "Такое бывает раз в жизни - и астронома, и нейтронной звезды" - сказал Роб Фендер из Университета Саутгемптона (Southampton University).

Гамма-вспышка повлияла на работу спутников и "подсветила" атмосферу Земли, вызвав вторичное излучение возбужденных молекул. Если бы ее источник находился на месте любой из соседних Солнцу звезд, взрыв привел бы к серьезной катастрофе на Земле. Но ближайшая магнитная звезда - на расстоянии 13 тысяч световых лет.

Нейтронная звезда SGR 1806-20 диаметром 20 километров относится к редким магнитным звездам, напряженность поля на поверхности которых в триллионы раз больше, чем на Земле. Вспышке, полагают астрофизики, предшествовало возмутившее магнитное поле "звездотрясение".