Нурпаша Кулаев, единственный выживший участник захвата бесланской школы, сдался властям по приказу террористов. Как сообщает ежедневная газета "Известия", такой версии придерживается глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин.
Ссылаясь на показания заложников, Торшин заявил, что главарь террористов по кличке Полковник незадолго до взрыва вышел из спортзала и о чем-то говорил с Кулаевым. Торшин подчеркнул, что Кулаев после начала штурма легко мог скрыться, тем более что он "внешне ничем не отличался от местных жителей". Однако вместо этого Кулаев высоко поднял руки, стал жаться к заложникам и просить не убивать его.
"Он сдался, и сделал это не с целью раскаяния и прощения, потому что тогда бы он совершенно иначе вел себя на суде", - добавил Торшин. Зачем боевикам было нужно, чтобы Кулаев сдался, сенатор не уточнил.
В остальном же глава парламентской комиссии поддержал версию следствия. Он заявил, что боевика, дежурившего на "главной кнопке" взрывных устройств, никакой снайпер не убивал. По словам Торшина, этот боевик находился в "мертвой зоне", которая вообще не простреливалась снаружи.
Торшин признал, что огнеметы по школе стреляли, однако дал понять, что особого вреда эти выстрелы не причинили и, главное, пожара не вызвали. По его мнению, к пожару привела детонация самодельной взрывчатки. При изготовлении этой взрывчатки, по словам Торшина, боевики использовали слишком много алюминиевой пудры.
Как отметил глава комиссии, доказательств того, что оружие в школу завезли заранее, у парламентариев нет; нет и уверенности в том, что террористов было больше, чем 32 (тогда как многие бывшие заложники утверждают, что террористов было больше, от 50 до 70 человек).
Кроме того, Торшин высказал предположение, что если бы вокруг школы не дежурили вооруженные жители Беслана, жертв среди заложников могло бы быть меньше. "На суде один из военнослужащих сказал, что не было команды стрелять по школе. Кто же тогда стрелял? На фотографиях стены спортзала просто изрешечены пулями, но никто из военных, тем более спецназовцев, не будет вести такую беспорядочную стрельбу", - объяснил свою позицию сенатор.
В результате теракта в Беслане 3 сентября 2004 года погиб 331 человек: 318 заложников, один житель Беслана, который принимал участие в спасении заложников, а также два работника МЧС и 10 сотрудников спецназа России.