У Марса и Венеры нашли неожиданные сходства

Используя данные инструментов двух аналогичных зондов - "Венус Экспресс" и "Марс Экспресс" - ученые выяснили, что две очень разные планеты - Венера и Марс - взаимодействуют с солнечным ветром похожим образом, сообщает Европейское космическое агентство (ESA).

Анализаторы ASPERA (Analyser of Space Plasmas and Energetic Atoms - "Анализатор космической плазмы и атомов больших энергий"), установленные на обоих зондах, практически идентичны. Это позволило астрономам использовать их не только для изучения верхних слоев атмосфер двух планет, но и для их сравнительного анализа (подобные исследования называются сравнительной планетологией).

Солнечный ветер - практически постоянный поток заряженных частиц, выбрасываемый Солнцем - постепенно уничтожает ионосферы Венеры и Марса. Ионосфера - верхний слой атмосферы, состоящий в основном опять же из заряженных частиц (ионизировавшихся под воздействием солнечного света), которые из-за взаимодействия с солнечным ветром постоянно уносятся в пространство. Атмосферу Земли от непосредственного взаимодействия с солнечным ветром защищает сильное магнитное поле, которого нет у соседних планет.

Интересно, однако, что само взаимодействие потоков заряженных частиц создает вокруг Марса и Венеры слабые магнитные поля, которые вытягиваются в длинный хвост с дальней от Солнца стороны планеты. Структуры этих полей, как оказалось, очень похожи, несмотря на то, что Венера заметно ближе к Солнцу, крупнее и имеет гораздо более плотную атмосферу. По мнению ученых, это объясняется тем, что высоте около 250 километров плотности ионосфер двух планет одинаковы.

Исследование выявило и различия. Так, Венера подвергается атаке более концентрированного солнечного ветра, поэтому вокруг нее магнитное поле сильнее и частицы ионосферы, покидающие его, ведут себя не так, как на Марсе.

На Марсе же были обнаружены небольшие магнитные поля вокруг определенных участков коры планеты. В некоторых областях эти поля защищают атмосферу, а в некоторых, наоборот, ускоряют утекание частиц из нее в космос.

19 статей, посвященных сравнительному анализу ионосфер двух планет, появятся в специальном выпуске журнала Planetary and Space Science.

Не братья вы нам