Астрономы нашли самый удаленный квазар

Изображение обнаруженного квазара. Фото авторов исследования.

Международная группа исследователей из Европейского Института радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой (JIVE) обнаружила самый удаленный квазар из известных на сегодняшний день. Расстояние до него столь велико, что свету требуется более чем 9/10 времени жизни Вселенной для того, чтобы дойти Земли. Ученые надеются, что этот квазар поможет ответить на вопросы, касающиеся загадочного периода в развитии Вселенной, называемого Эпоха Реионизации.

Согласно существующим теориям, через 300 тысяч лет после Большого Взрыва Вселенная была наполнена остывшим водородом и ничего не излучала. Этот период получил название Темных веков. Спустя 500 миллионов лет началась Эпоха Реионизации – процесс зарождения первых объектов Вселенной: галактик и квазаров.

Квазарами (QUASAR - QUASi-stellAR radio source – почти звездный источник радиосигналов) астрономы называют удаленные объекты, являющиеся источником мощного электромагнитного и светового излучения (О квазарах Лента.ру уже писала). Наблюдателю на земле они видятся точечными источниками света, похожими на обычные звезды. Долгое время природа квазаров оставалась под вопросом. В настоящее время среди астрофизиков достигнут консенсус: считается, что квазар представляет собой компактный диск материи, окружающий сверхмассивную черную дыру в центре молодой галактики.

Открытый учеными объект состоит из двух компонент, расположенных на расстоянии около 480 световых лет одна от другой. Эта особенность строения, равно как и специфика излучаемого спектра, характерны для совсем молодых квазаров. Кроме этого, система отличается крайней удалённостью - более 11 миллиардов световых лет. Это означает, что мы видим квазар таким, каким он был тогда, когда нашей вселенной было менее 1/10 ее теперешнего возраста.

Такое открытие стало возможным, благодаря использованию уникальной европейской системы радиотелескопов, основанных на методе VLBI(VLBI - Very Long Base Interferometry - радиоинтерферометрия со сверхдлинной базой).

Исследователи считают, что наблюдение этого квазара поможет понять механизмы возникновения Вселенной в том виде, в котором она существует сейчас. В частности, ответить на вопросы, касающиеся причин начала Эпохи Реионизации.

Бегом в могилу