Астрономы увидели возможный конец Cолнечной системы

Астрономам удалось обнаружить планету в опасной близости красного гиганта, сообщает информационное агентство ANI. Гиганты являются поздним этапом эволюции звезд, чья масса лежит в пределах от половины до пяти-шести солнечных. Считается, что превращение Солнца в красного гиганта положит конец существованию Солнечной системы через 5,4 миллиарда лет.

Как показали наблюдения, вокруг звезды HD 102272, расположенной на расстоянии 1200 световых лет от Земли в созвездии Льва, вращается планета с массой в шесть юпитерианских. По словам исследователей, эта планета располагается к своей звезде ближе, чем любая другая из известных на сегодняшний день.

По словам исследователей, новое открытие поможет лучше понять воздействие красных гигантов на прилежащие планеты. Основываясь на эмпирических данных, полученных из других источников, они высказывают гипотезу, что в окрестности этих гигантских звезд существует некая "зона отчуждения", граница которой проходит на расстоянии в 0,6 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца) от звезды. Все обнаруженные до настоящего времени планеты "старательно избегают" эту зону. Современные теории не предсказывают существования подобных регионов.

Кроме этого у ученых есть "подозрения" о наличии второй планеты в системе HD 102272. По их собственным словам, у них пока недостаточно данных, чтобы однозначно прояснить этот вопрос. Если открытие подтвердится, то звездная система HD 102272 станет первой, состоящей из нескольких планет, вращающихся вокруг красного гиганта.

Для обнаружения планет астрономы использовали косвенные методы (совсем недавно появилась информация о том, что экзопланеты впервые удалось сфотографировать). Дело в том, что гравитационные силы, которые заставляют планету вращаться вокруг звезды, действуют и на саму звезду, заставляя ее вращаться вокруг общего центра масс системы. В случае, когда масса планеты достаточно велика (обычно несколько юпитерианских), эти колебания можно обнаружить. В частности, это можно заметить, наблюдая за спектральными характеристиками излучения звезд. При удалении от наблюдателя спектр излучения звезды смещается в красную область, при приближении - в синюю. По амплитуде и периоду смещения астрономы определяют массу и радиус орбиты планеты. Наблюдения были выполнены астрономами при помощи телескопа Hobby-Eberly Telescope, расположенного в Техасе.