Телескоп "Кеплер" нашел атмосферу у экзопланеты

Показания наземного телескопа (вверху) и "Кеплера" (внизу). Изображение NASA

Данные, присланные орбитальным телескопом "Кеплер", позволили ученым обнаружить атмосферу у экзопланеты HAT-P-7b. Характеристики экзопланеты приведены в статье в журнале Science. Первые дни работы телескопа описаны в сообщении на сайте NASA.

Астрономы анализировали информацию, полученную "Кеплером" за первые десять дней работы пока еще в тестовом режиме. В частности, ученых интересовала похожая на Солнце звезда HAT-P-7, удаленная от Земли на расстояние около 1000 световых лет.

Ранее при помощи наземных телескопов исследователи обнаружили планету, обращающуюся вокруг этой звезды. Она относится к классу так называемых "горячих Юпитеров". Размер HAT-P-7b сравним с размером пятой планеты Солнечной системы, а период обращения составляет всего 2,2 дня. Планета расположена в 26 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу. Светило настолько разогревает HAT-P-7b, что она испускает собственное излучение.

"Кеплер", как и ранее наземные телескопы, определял наличие экзопланеты при помощи транзитного метода. Когда планета проходит по диску звезды, она закрывает от наблюдателей часть излучения светила. Анализируя колебания яркости звезды, астрономы вычисляют период обращения и размеры планеты.

Данные, полученные "Кеплером", позволили существенно уточнить характеристики планеты и ее движения. Чувствительность нового орбитального телескопа удивила астрономов. Сравнение кривых колебания яркости HAT-P-7, полученных "Кеплером" и телескопами на Земле, приведено в иллюстрации к этой новости. Как видно, в показаниях "Кеплера" практически отсутствуют помехи.

Более того, телескоп оказался способен заметить прохождение планеты не только перед звездой, но и за ней. Эта информация позволила астрономам сделать вывод о существовании у HAT-P-7b атмосферы, температура которой на дневной стороне планеты достигает 2376 градусов Цельсия. На ночной стороне заметно холоднее. Из показаний "Кеплера" астрономы также заключили, что HAT-P-7b обращается вокруг звезды-хозяина по круговой орбите.

Не все за первые дни работы "Кеплера" на орбите было идеально. Телескоп дважды - 15 июня и 2 июля - самопроизвольно переходил в режим безопасности. Пока астрономы не могут точно определить причину сбоев. По мнению некоторых экспертов, которое приводит New Scientist, неполадки могли быть вызваны воздействием космического излучения или сбоем в ПО телескопа.

Орбитальный телескоп "Кеплер" был запущен с космодрома на мысе Канаверал ранним утром (по московскому времени) 7 марта 2009 года . Разработку телескопа курировало NASA. В задачи "Кеплера" входит поиск экзопланет, в том числе и близки по своим характеристикам к Земле. Почему астрономы связывают с "Кеплером" очень много надежд, можно прочитать здесь.

Каждое третье убийство