Еще один претендент на роль теории всего сошел с дистанции

Схематическое изображение искривления пространства-времени земной массой. Иллюстрация пользователя Tompw с сайта wikipedia.org

Физикам удалось обнаружить, что теория Хоравы, претендующая на роль теории всего, дает предсказания, которые не согласуются с фактическими данными наблюдений. Статья физиков (pdf) с изложением результатов появилась в журнале Physical Review Letters, а ее краткое изложение приводится на сайте Американского физического общества.

Предполагается, что теория всего должна одинаково хорошо описывать взаимодействия в макро- и микромире. Самым известным кандидатом является так называемая теория суперструн, слабой стороной которой является отсутствие проверяемых на практике предсказаний. Считалось, что теория Хоравы отличается тем, что предсказывает эффекты, которые могут наблюдаться в астрофизике.

В данной теории предполагается, что при достаточно малых расстояниях между объектами нарушается так называемая инвариантность относительно преобразований Лоренца. Именно инвариантностью общей теории относительности относительно этих преобразований физика обязана появлению таких парадоксов, как, например, замедление времени в движущейся системе отсчета.

В рамках новой работы ученые описывали с помощью теории Хоравы гравитационное поле в окрестности сферически-симметрического тела. Аналог такого описания для теории относительности называется решением Шварцшильда и позволяет предсказать, в частности, существование черных дыр. В результате исследователи обнаружили, что полученное решение заметно отличается от решения Шварцшильда, чего не наблюдается в действительности.

Сами исследователи надеются, что теорию Хоравы "выбрасывать" еще рано, и ее можно как-то поправить, немного изменив формулы. В своей работе они даже предлагают один из вариантов правки. Однако на arXiv.org уже появился препринт, в котором показывается, что в случае данной правки теория Хоравы совпадает с теорией относительности только на расстояниях больше размеров Вселенной.

Совсем недавно физикам удалось продвинуться в создании теории всего. В рамках новой работы они смогли в некотором специальном случае объединить так называемую квантовую теорию поля с гравитацией в рамках теории N=8 супергравитации (N=8 означает, что у данной теории имеется восемь суперсимметрий).

Джордж Гроувз и Федор Чудинов На британский флаг