Климатологи сняли с древних земледельцев вину за глобальное потепление

Международная группа исследователей выяснила, что поколения людей, жившие до индустриальной революции, оказались не виноваты в повышении уровня углекислого газа, которое началось несколько тысяч лет назад. Статья ученых вышла в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Примерно 7 тысяч лет назад уровень углекислого газа в атмосфере начал расти, в результате чего к началу промышленной революции содержание CO2 составляло 280 частей на миллион против 260 частей на миллион в начале процесса (сейчас этот показатель - почти 390 частей на миллион).

В настоящее время существует две основные гипотезы, объясняющие рост содержания углекислого газа в атмосфере за 6800 лет. Согласно одной, причиной этого были различные биологические процессы. Согласно другой - древние земледельцы, которые выжигали леса под сельскохозяйственные угодия.

В рамках нового исследования ученые изучили соотношение изотопов углерода 13C и 12C в микроскопических образцах воздуха из добытых в Антарктиде ледяных кернов. Известно, что биологические процессы "предпочитают" более легкий углерод, что должно определенным образом сказываться на соотношении изотопов. Именно этот эффект исследователям и удалось обнаружить.

Недавно палеоклиматологами были получены противоположные результаты. Ученые определили, что сжигание лесов являлось главной причиной роста содержания углекислого газа. Свои выводы ученые основывали на том факте, что в прошлом количество сельскохозяйственных угодий на одно человека примерно в 10 раз превышало современное значение этого параметра.

Не братья вы нам