Черные дыры средней массы научились спасаться от более крупных сородичей

Астрономы обнаружили два редких объекта - черные дыры средней массы - в галактике M82, удаленной от Земли на 20 миллионов световых лет. Ученые полагают, что эти черные дыры чудом избежали слияния со сверхмассивной черной дырой, находящейся в центре галактики. Две статьи с описанием необычных объектов появились в журнале The Astrophysical Journal. Коротко работа описана в пресс-релизе на сайте орбитальной обсерватории Chandra.

Ученые наблюдали галактику M82 при помощи телескопов XMM-Newton и Chandra, работающих в рентгеновском диапазоне. Астрономы выбрали именно это звездное скопление, так как в нем очень активно рождаются новые светила и условия напоминают условия молодой Вселенной.

Черные дыры - это чрезвычайно массивные объекты, гравитационное поле которых столь велико, что "не отпускает" даже излучение. По этой причине наблюдать черные дыры непосредственно нельзя. Об их существовании судят по косвенным признакам, в частности по рентгеновскому излучению характерного спектра (его испускает разогревающаяся материя, которая падает на черную дыру). По особенностям излучения, испускаемого M82, исследователи заключили, что масса одной из черных дыр колеблется в пределах от 12 до 43 тысяч солнечных масс, а масса второй - от 200 до 800 масс Солнца.

До сих пор у ученых не было надежных экспериментальных доказательств присутствия в одной галактике сразу двух черных дыр средней массы. Согласно современным представлениям об этих объектах, большинство из них со временем должны "проваливаться" в центры своих галактик и там сливаться со сверхмассивными черными дырами. Избежать этой участи могли, вероятно, те черные дыры средней массы, которые были либо недостаточно тяжелыми, либо образовались слишком далеко от центра галактики, где притяжение сверхмассивной черной дыры не могло их "достать".

Астрономы не могут с уверенностью утверждать, как именно найденные в M82 черные дыры средней массы сохранились, потому что на сегодняшний день теория черных дыр средней массы разработана плохо. Первые объекты этого типа были обнаружены совсем недавно. До этого существование черных дыр массой от нескольких сотен до нескольких тысяч солнечных масс постулировалось только на бумаге.

Не братья вы нам