Звезды оказались способны создавать "земные" аминокислоты

Ученые показали, что в смеси аминокислот, формирующихся вокруг далеких звезд, может образовываться характерный для Земли "перекос" в сторону левовращающих оптических изомеров. Работа исследователей опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters, а ее краткое содержание приводит BBC News.

Оптическими изомерами называют молекулы, которые в разные стороны вращают плоскость поляризованного света. Химические свойства таких молекул одинаковы, однако их никаким образом нельзя совместить в пространстве - так же, например, как нельзя совместить правую и левую ладони. На Земле аминокислоты - "кирпичики", из которых состоят белки, представлены так называемой L-формой. На сегодня у ученых нет единого мнения, как именно образовался этот перекос.

Авторы новой работы проводили лабораторные эксперименты, имитирующие условия вокруг далеких звезд. Ученые облучали кусочки льда, содержащие помимо воды метанол и аммиак, ультрафиолетом с характерной для звезд круговой поляризацией (она возникает из-за того, что излучение проходит сквозь окружающие светило частицы пыли, которые определенным образом ориентированы в магнитном поле). Под воздействием высокоэнергетического излучения из перечисленных выше простых молекул могут образовываться аминокислоты.

По итогам экспериментов исследователи получили смесь аминокислот, в которой был небольшой (чуть более одного процента) перевес в сторону L-форм. Приблизительно такое соотношение наблюдается в найденных на Земле метеоритах.

Недавно другой коллектив авторов представил доказательства того, что преимущественное накопление одного из типов оптических изомеров аминокислот могло происходить в жерлах вулканов на молодой Земле.

Дурная репутация

Apple выпустила iOS 12. Стоит ли обновляться?
Наука и техника00:03 9 сентября