"Вояджеры" нашли на границе Солнечной системы магнитные пузыри

Схема обнаруженного "Вояджерами" явления. Иллюстрация NASA

Космические аппараты "Вояджер-1" и "Вояджер-2" обнаружили на границе солнечной системы магнитную пену, сообщается в пресс-релизе на официальном сайте NASA.

До последнего времени считалось, что магнитное поле на границе Солнечной системы устроено довольно просто - силовые линии поля изгибаются наподобие арок и возвращаются обратно к Солнцу (левая картинка здесь). Новые результаты, полученные "Вояджерами", показывают, что граница системы устроена по-другому.

Анализ данных, собранных за период с 2007 года по настоящее время (из-за слабости магнитных полей в этом регионе космоса ученым потребовалось несколько лет на сбор данных), а также компьютерное моделирование позволили установить, что граница Солнечной системы представляет собой пену. Диаметр пузырей этой пены может достигать одной астрономической единицы, равной примерно 150 миллионам километров. Магнитное поле внутри пузырей поддерживается намагниченной материей.

По словам ученых, причины возникновения пузырей лежат в собственном вращении Солнца - движение светила приводит к "запутыванию" магнитных линий на границе и их пересоединению. Видео этого процесса можно посмотреть тут.

Ученые отмечают, что обнаружение пены, в частности, представляет интерес для изучения взаимодействия Солнечной системы с космическими лучами. Считается, что граница представляет собой первую "линию обороны", защищающую планеты системы (в частности, Землю) от воздействия заряженных частиц из межзвездного пространства, например, от взрывов сверхновых.

Астрофизики отмечают, что пока неясно, как пена сказывается на защитных способностях границы. С одной стороны наличие пор означает, что больше лучей могут попадать внутрь Солнечной системы. С другой стороны, пузыри могут выступать в качестве ловушек для заряженных частиц из глубокого космоса. По мнению исследователей, этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог